В сфере медицинской диагностики России переподготовка играет ключевую роль в поддержании высоких стандартов качества и актуальности знаний специалистов. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты и преимущества обучения по функциональной диагностике, подчеркивая значимость для развития современной медицины.
Содержание
Функциональная диагностика, профессиональная переподготовка проводится только в вузах медицинского профиля, изучается на различных факультетах и кафедрах диагностики. Это может быть, например, «Кафедра функциональной и ультразвуковой диагностики» или «Кафедра клинической функциональной диагностики ФДПО».
Структура программы
В разных вузах содержание программ переподготовки по данному направлению может различаться. Поэтому, в данном материале вы найдете лишь типичный пример одной из таких программ. Структуру программы послевузовского образования по направлению «Функциональная диагностика» составляют:
- Календарный учебный график;
- Требования уровню знание, полученных в процессе прохождения курсов;
- Учебно-тематический план;
- Учебно-тематические и материально-технические условия обеспечения реализации содержания курсов;
- Требования к итоговой аттестации;
- Изучение правил составления нормативно-правовых документов и законодательных актов, чтение основной и дополнительной литературы учебно-научного характера.
Кроме того, информационное наполнение программ зависит от того, каких специалистов набирают для слушания – педиатров, кардиологов, хирургов и так далее. Но ориентировочно, курсы состоят из:
- Лекций – 210 часов;
- Семинаров – 99 часов;
- Практических занятий – 195 часов;
- Дополнительных учебных программ – 72 часа;
- Аттестационных мероприятий – 6 часов;
Занятия проводятся в очном формате, по 6 часов ежедневно. Общее время обучения – 576 часов. Это время распределяется по курсам (модулям), например:
- Мониторирование, клиническая электрокардиография, методология исследования сердца (102 часа);
- Организация службы функциональной диагностики, а также основы социальной гигиены (18 часов);
- Функциональное диагностирование и клиническая физиология (82 часа);
- Оценка функционального состояния всех систем и органов человеческого организма (16 часов);
- Эхокардиография (104 часа);
- Методики и аппаратура, используемая при функциональной диагностике (10 часов);
- Оценка и анализ функционального состояния периферической, а также центральной нервной системы (96 часов);
- Функциональное диагностирование и клиническая физиология дыхательной системы (70 часов).
В итоге каждого модуля, для оценки приобретенных навыков и знаний, проводится зачет или экзамен.
Цели программы
- Создать практико-теоретический фундамент для перехода медработников высшей квалификации к более высокому уровню осуществления функционального диагностирования и умения самостоятельно работать, учитывая потребности здравоохранительных учреждений с ориентированием на работу в рыночных экономических условиях;
- Помочь врачам освоить теоретическую и практическую базу знаний по организации работы службы функционального диагностирования и оценки функционального состояния организма;
- Внедрить теоретические знания и практические умения, необходимые для осуществления диагностических процедур и анализа мышечной, сосудисто-сердечной, центральной и периферической нервной системы, а также периферического кровообращения, внешней дыхательной системы и центральной гемодинамики.
Примеры программ переподготовки и учебных циклов данного направления
- Тематическая переподготовка по видам функционального диагностирования (144 ч.);
- Сертификационный цикл «Функциональная диагностика» (144 ч.);
- Полный цикл профессиональной переподготовки по профилю «Ультразвуковая диагностика» для медиков терапевтического профиля (504 ч.);
- «Эхокардиология» - образовательная "надстройка" анестезиологам, терапевтам, врачам-диагностам;
- «Современные проблемы функциональной диагностики» профессиональное усовершенствование для реаниматологов, кардиологов, врачей-диагностов и терапевтов (2 месяца);
- «Допплеография» - хирургам, врачей-диагностов, кардиологов, терапевтам, реаниматологов (1 месяц);
- «Современная проблематика электрофизиологии»;
- «Ультразвуковая диагностика брюшной полости и пространства за ней»;
- «Ультразвуковое диагностирование органов поверхностного расположения»;
- Для врачей, чей стаж работы составляет не менее пяти лет – сертификационные циклы «Функциональная диагностика», «Ультразвуковая диагностика».
Оборудование и сферы диагностирования
В ходе обучения, используется профессиональное современное видеооборудование, а также ПК, наглядные макеты, диагностические ультразвуковые и электрофизиологические приборы. Проводятся прямые видеотрансляции проведения эхокардиографии с применением пищеводного зондирования, посредством видеосвязи с кардиологической операционной демонстрируются все подробности проведения операций протезирования сердечных клапанов и процедуры исследования состояния трансплантированных органов.
Кроме того, слушатели изучат:
- Способы исследования и оценивания физиологического комфорта больных после трансплантаций или протезирования;
- Оценку функционирования различных сегментов сердца и других внутренних органов;
- Различные синдромы, дефекты, заболевания, патологии, нарушения и аномалии, которые можно обнаружить исключительно при помощи функционального диагностирования.