Итоговая аттестационная работа по программе профессиональной переподготовки призвана оценить полноту ее освоения и соответствие приобретенных знаний и навыков образовательным стандартам. Форму и порядок проведения выбирает образовательное учреждение.
Содержание
Формы аттестации
На основании методических рекомендаций Минобрнауки каждое образовательное учреждение разрабатывает правила для проведения итоговой аттестации по профессиональной переподготовке. Документ регламентирует процедуру и сроки ее проведения, форму, в которой она будет проходить, требования к полноте освоения учебной программы, критерии оценивания итогов. Испытание может проходить в виде:
- устного или письменного комплексного экзамена;
- компьютерного тестирования;
- защиты письменной работы (проекта);
- защиты отчета о стажировке.
О дате аттестации слушателей информируют заранее. Для допуска к нему очники должны посетить не меньше половины лекций и выполнить 50% тренинговых заданий. От заочников требуется выполнение практических занятий и положительные итоги промежуточной аттестации.
Письменная аттестационная работа
Итоговая аттестационная работа по программе переподготовки должна содержать решение практической задачи с применением методик и навыков, полученных слушателем в период обучения. Она готовится самостоятельно, под наблюдением научного руководителя. Он назначается из числа преподавателей курсов или коллег-профессионалов. Помощь научного руководителя необходима для консультаций по теме исследования и при составлении плана и структуры работы. Также он может порекомендовать источники, которые следует использовать при подготовке проекта.
Если вы хотите заказать написание итоговой аттестационной работы по программе профессиональной переподготовки у специалиста, то можете заполнить форму ниже.
Консультации нужны не только в качестве помощи, но и для контроля. После завершения исследования руководитель дает письменный отзыв с характеристикой:
- актуальности проекта;
- его полноты и качества;
- положительных сторон и недостатков.
Если работа не соответствует требованиям, возможен отрицательный отзыв, с которым слушатель выйдет на защиту. Еще одну рецензию пишет независимый специалист.
Итоговая работа сдается за 10 дней до защиты. Она проходит на заседании комиссии, сформированной из числа преподавателей и специалистов профильных предприятий. Порядок защиты разрабатывается и утверждается образовательной организацией.
Структура исследования
Работа должна состоять из введения, двух глав и заключения:
- введение раскрывает актуальность темы и практическую значимость полученных результатов;
- первая глава содержит информацию о компании и формулировку основных проблем, решению которых посвящено исследование;
- во второй главе дается описание методов исследования и расчет эффективности его результатов;
- в заключении подводится итог с указанием перспектив дальнейшей разработки этой темы.
Текст завершается списком использованной литературы, который надо оформлять согласно установленным стандартам. Общий объем не превышает 50–70 страниц, в зависимости от направления деятельности.
Устный экзамен или зачет
Для проведения экзамена руководитель центра переподготовки должен предоставить итоговой аттестационной комиссии (ИАК):
- приказ о допуске слушателей;
- программу и комплект билетов в запечатанном конверте;
- зачетные книжки;
- рабочую ведомость.
Слушателям раздают чистые листы бумаги со штампом центра. Первому отвечающему на подготовку дается 45 минут. Ответ принимают члены комиссии, каждый из которых выводит для себя результирующую оценку за ответ и записывает ее.
Если экзамен проходит в письменной форме, слушателям дается 2–4 академических часа для ответа на билет. Результаты экзамена заносятся в протокол и отражаются в ведомости и зачетной книжке.
Слушатель, не явившийся на экзамен по уважительной причине, должен принести справку о болезни или иной подтверждающий документ. В этом случае для него назначают другое время аттестации. Пересдача возможна в особых случаях с разрешения руководителя центра.
Тестирование
Итоговое тестирование – одна из самых распространенных форм аттестации слушателей курсов профессиональной переподготовки. Учебный центр самостоятельно разрабатывает контрольные тесты и критерии их оценки. Тематика заданий должна:
- охватывать программу обучения;
- соответствовать современным требованиям;
- иметь простой и понятный алгоритм выполнения;
- давать возможность однозначного ответа;
- иметь единые критерии оценивания.
Каждый слушатель после завершения программы обучения получает и заполняет тесты в аудитории. После проверки преподаватель оценивает работу в соответствии с указанными критериями. Тестирование позволяет проанализировать полноту усвоения материала и качество полученных навыков.
Дистанционные методы
Итоговое испытание с применением дистанционных методик проводится разными способами: в режиме двусторонней видеоконференции, в форме компьютерного тестирования или путем обмена файлами в учебном чате.
Режим двусторонней видеоконференции позволяет аттестационной комиссии и слушателю видеть и слышать друг друга. При достаточной технической оснащенности возможно одновременное подключение нескольких пользователей.
Компьютерное тестирование реализуется при автоматизации процессов:
- обработки результатов;
- оценивания работ;
- формирования ведомостей;
- хранения документации.
Режим обмена файлами действует с использованием сообщений в чатах и на форумах. При этом важно обеспечить сохранность персональных данных и файлов.
Защита отчета о прохождении стажировки
Итоги стажировки проверяются в форме дифференцированного зачета. Слушатель должен подготовить отчет объемом до 15 страниц и затем защитить его на кафедре. Для получения допуска к защите он обязан дополнительно предоставить заполненный дневник стажировки и отзыв с предприятия, на котором проходил обучение.
В отчет включается описание выполненных заданий по всем модулям и выводы, сделанные по их результатам. Он оценивается по следующим критериям:
- полнота и логика изложения материала;
- соответствие работы поставленной задаче;
- грамотность оформления;
- отзыв руководителя стажировки.
На оценку влияет также ход защиты, правильность ответов на вопросы комиссии.
Слушатели, которые успешно прошли итоговую аттестацию после профессиональной переподготовки, получают диплом. По большинству специальностей он предоставляет такие же возможности трудоустройства, какие имеют выпускники профильных вузов и колледжей.
Часто задаваемые вопросы
Что такое итоговая аттестационная работа по программе профессиональной переподготовки?
Это завершающий этап обучения, предполагающий самостоятельное исследование или проект, демонстрирующий навыки и знания, приобретенные слушателями.
Какие требования предъявляются к итоговой работе?
Они могут варьироваться в зависимости от учебного заведения. Но она должна быть актуальной, содержательной, обоснованной и отражать ваши новые профессиональные компетенции.
Нужно ли защищать диплом перед комиссией?
Да, обычно предполагается устная защита работы. Это позволяет оценить не только письменную часть, но и способность аргументировать свои выводы и рекомендации.
Каковы критерии оценки итоговой аттестационной работы?
Они включают глубину исследования, соответствие диплома целям и задачам программы, практическую значимость, оформление и умение представить результаты.
Что делать, если итоговая работа не была зачтена?
У студента обычно есть возможность её доработать и представить на повторную защиту в установленные сроки.
Как подготовиться к защите итоговой аттестационной работы по переподготовке?
Рекомендуется тщательно разобраться в материале, отработать презентацию и ответы на возможные вопросы. Также советуем проконсультироваться с научным руководителем.