Стажировка – одна из форм реализации дополнительного профобразования. Основным документом, на основании которого оценивается качество освоения программы курсов профессиональной переподготовки, является дневник производственной или педагогической практики.
Содержание
Дневник стажировки курсов профессиональной переподготовки — это документ, который используется в процессе прохождения обучения для отслеживания и документирования успеваемости и практики стажера. В этом дневнике отражаются следующие моменты.
- Личные данные стажера: ФИО, специальность, место стажировки.
- Цели и задачи стажировки: конкретные цели, которые должен достичь стажер. Например, овладение новыми навыками или методами работы.
- План: расписание, включающее конкретные задания, проекты, лекции, практические занятия.
- Ход стажировки: записи о ежедневной деятельности учащегося, включая выполненные задачи, полученные знания и навыки.
- Отзывы и оценки наставника/руководителя стажировки: комментарии и оценки прогресса стажера со стороны наставника или руководителя программы.
- Рефлексия стажера: личные заметки ученика о его опыте, трудностях, достижениях и уроках.
- Итоговая оценка: оценка результатов обучения, которая может включать как самооценку, так и оценку наставника или руководителя программы.
Дневник стажировки является важным инструментом для обеспечения структурированного и целенаправленного процесса обучения, а также для оценки эффективности. Это нужно как ученику, так и организации (учебному заведению), проводящей курсы профессиональной переподготовки.
Пример заполнения дневника стажировки профессиональной переподготовки для преподавателей и учителей можно скачать здесь по ссылке. Документ для медсестер и медицинских работников находится здесь.
Стажировка в системе дополнительного профобразования
Стажировка может выступать как часть образовательного процесса или в качестве самостоятельной формы профессиональной переподготовки. Ее главная задача – закрепление учебного материала и освоение практических навыков, необходимых в работе. Программы стажировки и ее сроки зависят от содержания теоретической части учебного процесса и предложений предприятий, направивших своих работников на переподготовку.Стажировка может проходить в индивидуальном или групповом формате:
- на промышленных предприятиях;
- в научно-исследовательских организациях;
- в школах и вузах;
- в юридических фирмах;
- в туристических комплексах;
- в муниципалитетах.
Слушателям выдаются задания с указанием места прохождения практики, предстоящего объема работы, перечня мероприятий и планируемых результатов, сроков выполнения.
Во время практики слушатели занимаются самостоятельным изучением учебной литературы. Также они знакомятся с технологией производства, учатся разрабатывать техническую и нормативную документацию, принимают участие в планировании работы предприятия, участвуют в деловых переговорах.
Руководит стажировкой один из преподавателей. Он разрабатывает тематику задания, контролирует выполнение, помогает в подготовке отчета. Со стороны организации, где слушатель проходит практику, также назначается руководитель, который проводит инструктаж на рабочем месте и контролирует выполнение задания.
Что такое дневник стажировки и педагогической практики
На протяжении всего периода стажировки слушатель обязан вести сбор и анализ рабочего материала и оформлять его в соответствии с видом деятельности и конкретным заданием. В зависимости от специализации это может быть:
- дневник педагогической практики слушателя курсов переподготовки;
- отчет о производственной практике;
- дневник стажировки.
На основании этого документа будет проводиться проверка и оценивание выполнения практических заданий, а также решаться вопрос о допуске к итоговой аттестации. Поэтому информация должна быть полной и достоверной. В дневнике будут отражены и замечания руководителя практики.
Каждое образовательное учреждение самостоятельно формирует требования к заполнению дневника. Его содержание зависит от образовательной программы, по которой проходит стажировка.
Заполнять дневник нужно ежедневно, в конце рабочего дня, отмечая выполненные задания. Примером может послужить заполнение дневника стажировки слушателя курсов переподготовки педагогов СПО, который открывается по ссылке.
Документ состоит из трех частей:
- краткой характеристики организации, где проходит практика;
- предстоящей задачи;
- отчета, составленного в форме таблицы.
На основе учебной программы составляется рабочий план, в котором на каждую тему отводится определенное количество часов. Уроки должны проходить в соответствии с планом. В таблицу заносится вся информация о ходе урока.
Оформление
Независимо от вида стажировки, дневник должен быть оформлен в соответствии с требованиями. На титульном листе указываются:
- имя и фамилия слушателя и руководителей стажировки от курсов переподготовки и предприятия;
- наименование организации, в которой проходит стажировка;
- период проведения – даты начала и окончания;
- вид практики.
Непосредственно в самом дневнике размещается информация о порядковом номере каждого задания, плановой и фактической дате его выполнения, содержание задачи и отметки руководителя о выполнении.
Некоторые учебные заведения требуют, чтобы записи вносились от руки, чернилами синего цвета. Заполненный дневник подписывается руководителем практики на предприятии и закрепляется печатью. Слушателю выдается также отзыв-характеристика с оценкой:
- проделанной работы;
- степени ее сложности и актуальности;
- уровня подготовки и самостоятельности при выполнении задания.
Материалы сдаются в учебный отдел курсов переподготовки. Общую оценку выставляет руководитель стажировки образовательного центра.
Дневник стажировки или педагогической практики слушателя курсов переподготовки – один из способов проверки знаний и навыков, полученных в ходе обучения. Он эффективно дополняет другие формы контроля за освоением образовательной программы – зачеты и экзамены.
Часто задаваемые вопросы
Что такое дневник стажировки или педагогической практики?
Это документ, который ведёт слушатель курсов для отражения и анализа своего обучения и практического опыта. Он содержит записи о проведенных занятиях, выполненных заданиях, наблюдениях и рефлексии о полученном опыте.
Для чего необходим дневник стажировки?
Он нужен для систематизации процесса обучения, самоанализа и самооценки стажера, а также для контроля со стороны преподавателей и наставников. Он помогает отслеживать прогресс, фиксировать достижения и определять области для дальнейшего развития.
Как часто нужно делать записи?
Его рекомендуется заполнять регулярно, желательно ежедневно после каждого занятия или выполненного задания.
Можно ли использовать электронный формат?
Да, он допустим, если это предусмотрено учебным планом и приемлемо для курсов переподготовки. Электронные дневники могут быть удобны для быстрого доступа и редактирования, а также для упрощения процесса сдачи и проверки работ.
Кто проверяет этот документ?
Дневник стажировки обычно проверяется наставником или преподавателем курсов переподготовки. Они оценивают полноту и качество отражения опыта, достигнутые результаты и личностное развитие стажера.