Содержание
Цели и задачи
Прежде чем очерчивать круг задач и целей военно-профессиональной ориентации, стоит конкретизировать это понятие. Под ВПО подразумевают систематическую работу учителей, психологов, а также преподавательского состава военных учебных заведений, которая помогает юношам и девушкам сознательно выбрать военно-учетную специальность (ВУС) и подготовиться к ее дальнейшему освоению.
Что понимается под военно-профессиональной ориентацией молодежи в целом? Это процесс развития способностей учащихся совершить полностью осознанное самоопределение в сфере военной службы. В основе таких умений лежит сравнение требований, предъявляемых воинской должностью, с имеющимися у человека способностями. Еще одна цель – обеспечивать возможности для непрерывного роста профессиональных качеств и помогать личности самореализоваться в сфере обороны.
Чтобы достичь поставленных целей, преподавателям курса ОБЖ и тем, кто обучает азам военной службы, нужно решать задачи содержательного и организационного характера. Первые выглядят так:
Задача | Решение |
---|---|
Анализировать текущий уровень мотивированности | Определять мотивы поведения, интересы и способности, а также степень готовности каждого учащегося к службе. |
Развивать мотивацию и строить ценностно-нравственный фундамент для самоопределения учащихся в сфере обороны | Использовать средства просвещения в военно-профессиональной области и патриотического воспитания. |
Формировать внутреннюю готовность к службе | Давать знания о базовых понятиях, специальностях и должностях (званиях). Практиковать военно-прикладные разновидности спорта. Обеспечивать возможности для обретения опыта работы по родственной военной гражданской специальности. |
Информировать о взаимосвязи ВУС и профессий с направлениями гражданской деятельности | Использовать формы просвещения в военно-профессиональной сфере и консультирования. |
Помогать учащемуся определить для себя конкретную цель военно-профессиональной направленности (формировать готовность к призыву на срочную службу, освоению ВУС, стремлению поступить в военное образовательное учреждение или хотя бы на военную кафедру вуза, заниматься военно-прикладными видами спорта) | Комплексно применять необходимые методы и формы ВПО. |
Определять способы преодоления трудностей на пути к достижению выбранной цели, искать альтернативные варианты | Использовать психодиагностику, средства информирования, консультирования и пропаганды. |
Помогать сделать первые шаги для достижения цели в военно-профессиональной области | Сотрудничать с военкоматами, центрами профориентации молодежи Министерства труда РФ. Оказывать учащимся поддержку и предоставлять необходимые консультации. |
Задачи организационного характера:
- Взаимодействовать с представителями воинских частей, военных образовательных учреждений.
- Объединяться с учителями-предметниками для разработки и проведения мероприятий с целью знакомства учащихся с разнообразием ВУС.
- Модернизировать материально-техническую базу, актуализировать методы, средства и формы военно-профессиональной ориентации молодежи. Они должны быть востребованными и соответствовать духу времени.
- Создавать все возможные условия, чтобы подростки могли увидеть и даже почувствовать особенности несения военной службы.
- Регулярно представлять в военкоматы пакет информации со сведениями о проведении работы по знакомству учащихся с базовыми понятиями о военной службе, а также списком тех, кого должны поставить на учет в первую очередь. Все это нужно для оптимизации распределения будущих призывников по родам войск Вооруженных Сил РФ, различных воинских формирований.
Этапы ВПО
Правильное планирование и реализация мероприятий ВПО должны иметь ступенчатую структуру. Что это значит? Перед тем как приступать к решению этих задач, надо грамотно разделить весь массив работы на четкие последовательные этапы. В целом же они представляют собой полноценный непрерывный процесс подготовки учащегося к сознательному выбору профессии в военной сфере.
Анализ теоретической информации и имеющегося на сегодня практического опыта преподавателей позволяет выделить 4 основных этапа ВПО молодежи. В основе деления лежат возрастные особенности учащихся и спектр соответствующих им задач. Рассмотрим каждый этап по отдельности.
Подготовительный
Первый этап ВПО следует начинать еще в детском саду и продолжать в 1-4 классах среднего общеобразовательного учреждения. В этот период нужно изучать личность ребенка и уделять внимание развитию у него потребности учиться, заниматься общественно полезным трудом. Кроме того, учитель должен работать над формированием у воспитанников трудолюбия, дисциплинированности и ответственности, укреплением их здоровья и коррекцией поведения. Рекомендуется знакомить их в доступной для восприятия форме с базовыми сведениями о труде в целом, рассказывать о значимости его разновидностей для каждого человека в частности и всего общества. Обязательно среди прочих профессий подчеркнуть важность военной службы. При подаче информации надо учитывать возрастные особенности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, и младших школьников.
Формирующий
Второй этап ВПО охватывает средние классы (с 5-го по 9-й). В этот период классный руководитель изучает индивидуальные психологические качества учащихся, определяет их темперамент, черты характера, способности и увлечения. Параллельно педагог должен вести работу над формированием у них основных личностных качеств. Профессиональное просвещение для школьников 11-15 лет предполагает более подробное знакомство с разными видами деятельности, в частности – с классификацией ВУС и иерархией званий. В этом возрасте они вполне способны усвоить специфику требований, предъявляемых к человеку профессиями различных отраслей.
ВПО в 5-9 классах – это не только пассивная передача информации от учителя к ученику. Она предполагает активную деятельность самих школьников. Классному руководителю следует привлекать их к самостоятельному поиску информации о профессиях в сфере обороны страны, а также к применению полученных знаний на практике. Например, можно предложить подросткам принять участие в военно-патриотической игре «Зарница», на уроке истории – примерить на себя роль полководца, проявить себя на внеклассных мероприятиях, посвященных Дню Победы.
Базовый
Третий этап ВПО распространяется на 10-11 классы общеобразовательного учебного заведения. В этот период учащиеся завершают получение среднего образования и готовятся принять окончательное решение о будущей профессии, а также к призыву на военную службу. Классный руководитель совместно с военкоматом заканчивает изучать личности юношей-выпускников, уточняет, кто из них желает строить карьеру в сфере обороны страны, консультирует, с чего ее начать, дает полезные советы (как лучше всего подготовиться к воинским будням).
На этом этапе рекомендуется вести индивидуальную профконсультационную и воспитательную работу. Основная задача: углубление познаний учащихся о военных профессиях, требованиях, которым нужно соответствовать, формирование у старшеклассников интереса и стремления сделать выбор в пользу воинской деятельности. Классному руководителю также следует помочь желающим заблаговременно подготовиться к дальнейшей учебе в военном училище или поступлению на службу.
Закрепляющий
Четвертый этап ВПО предусматривает уточнения уже имеющихся намерений юноши или девушки. Проходит он в военном вузе прямо при поступлении (на экзаменах), а также в процессе адаптации – в течение нескольких месяцев.
Профориентация в этот период предполагает окончательное оформление сложившихся у каждого претендента на обучение представлений о выбранных вузе и профессии, формирование адекватного отношения к учебе и дальнейшей службе. Мероприятия проводят руководители вуза, специалисты, отвечающие за профотбор, преподаватели, командующие подразделениями и представители воинских частей.
ВПО – часть курса ОБЖ
Школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (сокращенно его называют ОБЖ) содержит раздел «Основы военной службы». В ходе последовательного знакомства с его темами учащиеся изучают:
- организацию и структуру Вооруженных Сил РФ;
- рода войск и разновидности Вооруженных Сил, их предназначение и историю возникновения;
- прочие военные формирования, их задачи и состав;
- нюансы подготовки к военной службе;
- разницу между срочной службой по призыву и контрактом;
- обязательные навыки военнослужащего: владение техникой и оружием;
- профессиональные, личностные и психологические качества гражданина, требуемые для воинской деятельности;
- как получить звание офицера.
В процессе проведения уроков по этому разделу преподаватель должен акцентировать внимание подростков на разнообразии военных профессий, особенностях работы их представителей. Рекомендуется вместе с учениками находить и отмечать сходства между военными и гражданскими видами деятельности. Кроме того, важно знакомить старшеклассников с классами воинских должностей, иерархией и званиями, а также подчеркивать, что в Вооруженных Силах можно сделать не менее блестящую карьеру, чем «на гражданке».
Принципы
В основе военно-профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных заведений должны лежать такие принципы:
- Сознательность. Понимание совместимости индивидуальных способностей и черт характера учащегося с требованиями, выдвигаемыми к конкретной военной профессии. Проверить это можно в процессе деятельности, которая будет максимально близка к ней.
- Свобода выбора. Нужно стремиться к формированию у школьника стойкого выраженного интереса к военным профессиям. Вместе с тем агрессивное навязывание недопустимо. Подростку следует определиться со своим будущим самостоятельно.
- Системность. Профориентационная работа должна быть комплексной, последовательной и оптимально сочетать разные подходы, методы, средства и формы.
- Динамичность. Успешное решение задач ВПО предполагает четкую этапность с обязательным учетом возраста учащихся. Проведение мероприятий военно-профессиональной ориентации нужно особо активизировать в те периоды, когда происходит интенсивное развитие важных для службы личностных качеств.
- Индивидуальный подход. Психолого-педагогическое воздействие должно соответствовать особенностям характера и развития каждого школьника. Тогда оно принесет положительный результат и достигнет намеченной цели.
Направления
Военно-профессиональная ориентация учащихся предполагает 3 главных направления:
- просвещение;
- информирование;
- консультирование.
Просвещение реализуется посредством знакомства учащихся с ВУС, а также воинскими должностями и званиями. Преследуемая цель – сформировать у них представление о разновидностях деятельности в сфере обороны, пробудить интерес к ним и стремление стать военнослужащим.
Просвещение состоит из 3 обязательных компонентов:
- Информация. Предполагает теоретическое знакомство учащихся с ВУС и родственными им гражданскими профессиями, разновидностями воинского труда, спецификой подготовки к нему и требованиями к личностным качествам человека. Кроме того, старшеклассники должны получать актуальные знания о возможностях физического и духовного развития во время службы в Вооруженных Силах.
- Агитация. Необходима, чтобы пробуждать у учащихся стремление к освоению востребованных военно-учетных профессий. Ее основная задача – влиять на сознание юношей и девушек таким образом, чтобы они заинтересовались военной службой, изъявили желание изучать ее основы, позитивно относились к представителям разных воинских званий (от солдата до генерал-полковника), захотели обучаться в военном образовательном учреждении.
- Пропаганда. Ведется в форме обоснований получаемых учащимися знаний с точки зрения патриотического воспитания, разъяснений, почему защита Родины – долг каждого совершеннолетнего гражданина, в чем заключается почетность службы в Вооруженных Силах. Преподаватель должен доходчиво донести до старшеклассников жизненную необходимость персонального участия в судьбе Отечества, посильного вклада в неприкасаемость его границ, заботы о безопасности своих близких. Помимо этого, с помощью средств пропаганды можно эффективно делиться знаниями о методиках и содержании ВПО с коллегами, учителями других образовательных учреждений и родителями, обобщать и внедрять в практику самый лучший опыт работы со школьниками. Результат успешной пропаганды – сформированное осознанное желание поступить на службу, выбор военной специальности и стремление освоить ее.
Информирование дает учащимся необходимые сведения о военных вузах России, требованиях к личностным качествам военнослужащего и особенностях подготовки к службе в Вооруженных Силах. Применение этого направления способно сориентировать старшеклассника касательно выбора военного вуза для поступления. Его основная задача ‒ формирование позитивного отношения к учебе в военном вузе, выраженной мотивации к получению знаний и навыков, необходимых для выбранной воинской профессии.
Консультирование должно обязательно учитывать личностные особенности каждого ученика, его интересы и способности, наличие общей и военно-спортивной подготовки, а также те требования, которые предъявляют к человеку разные виды воинской деятельности. Его главная цель –определить профессиональную направленность старшеклассника и ненавязчиво порекомендовать ему одну или несколько военных специальностей и вуз, куда ему предпочтительнее всего поступать.
Формы
Мероприятия по ВПО учащихся включают в себя элементы военно-патриотического воспитания. С их помощью формируются чувство верности своей Родине, готовность исполнить гражданский долг и прописанные в Конституции обязанности по защите Отечества.
Подбирая средства военно-профессиональной ориентации для школьников, особый акцент желательно делать на игровых формах, видеоинформации, тренингах, соревнованиях, экскурсиях в воинские части и военные вузы, формировании военно-профессиональных кружков. Конечно, можно применять и любые другие форматы деятельности. Главное, чтобы они были интересны молодежи и учитывали возрастные особенности учащихся.
Военно-патриотические и военно-спортивные игры
Среди самых востребованных среди учащихся средних общеобразовательных заведений форм можно выделить военно-спортивные и военно-патриотические игры. Большой популярностью среди воспитанников Суворовского военного училища пользуется «Гренадер года». Ее вполне можно приспособить для учащихся обычных общеобразовательных заведений. Игра состоит из нескольких этапов и предусматривает целый комплекс соревнований на быстроту, силу, ловкость, меткость стрельбы, артистизм, умение выражать мысли на бумаге, владение искусством хореографии, знание истории и военных терминов. Финал проходит в форме демонстрации лучшими суворовцами своего мастерства на сцене. Компетентные члены жюри отбирают победителей в каждой возрастной группе. Ребята гордятся почетным званием «гренадер года», которым выигравшие награждаются на целый год.
Отдельно следует сказать о военно-тактических играх. Их можно проводить в формате турнира между параллелями классов и учебными заведениями. Командам учащихся предлагают состязаться между собой в страйкболе и лазертаге. В рамках подготовки к игровым боям подросткам нужно объяснить правила, научить основам тактики, рассказать об оружии. Очень полезно провести дополнительные занятия по военно-медицинской подготовке: показать, как оказывать первую помощь при ранениях, накладывать повязки и шины. Кстати, в России есть Федерация военно-тактических игр. Было бы очень неплохо заручиться поддержкой ее представителей.
Ребят, которые изъявляют желание заниматься спортом, но еще не определились с его видом, желательно приобщать к биатлону. Спортивно-патриотический клуб «Архангел Михаил» занимается популяризацией практической стрельбы и подготовкой стрелков. Он располагает полноценным универсальным спортивно-стрелковым комплексом (спортзалы, тир, музей, развитая инфраструктура и открытые площадки). На его базе проводятся региональные соревнования по биатлону. Находится этот клуб в Екатеринбурге.
Отредактировать под нужды учащихся общеобразовательных заведений можно военно-спортивный конкурс «Кадетские игры», который проводится среди воспитанников довузовских военно-учебных заведений. Соревнования состоят из 5 этапов: приветствие, смотр строевой подготовки и песни «Строевая выучка», конкурс практического мастерства «Кадетский натиск», военно-спортивные игры «Суворовский марш» и состязания интеллектуалов «Эрудит».
Исследовательская и поисковая работа
Не менее эффективной формой считается исследовательская работа военно-исторического ракурса. Снова приведем в качестве наглядного примера суворовцев. Несколько лет назад они принимали участие во Всероссийской конференции, которая называлась «Наследники Суворова: от первых кадет до наших дней». Она была посвящена 285-летней дате появления в России первого кадетского корпуса. Год назад состоялась другая конференция всероссийского формата «Выпускники кадетских корпусов – Георгиевские кавалеры». Ее готовили к 250-летию учреждения ордена Святого Георгия. Классному руководителю и учителю истории стоит мониторить проведение конференций военно-исторической тематики в регионе и по России и предлагать старшеклассникам участие, мотивируя поощрением оценками по предмету. Можно и даже нужно организовывать такие мероприятия внутри школы – например, ко Дню Победы или к дате освобождения населенного пункта от немецко-фашистских захватчиков.
Альтернативный вариант поисково-исследовательской деятельности учащихся – участие в социальных проектах. Одним из наиболее популярных сегодня считается «Моя семья в период Великой Отечественной войны». Он предполагает сбор материалов военных лет о своих родных (в основном письма и фотографии). В школе можно сделать Книгу памяти и размещать в ней биографии и фото родственников учеников, которые приближали Победу над фашизмом в годы Второй Мировой войны.
Методы
Качественное и результативное проведение мероприятий по ВПО предполагает использование преподавателем таких методов:
- формирования у подростков и старшеклассников базовых понятий, положительных суждений, убеждений и оценок, касающихся военно-профессиональной сферы (лекция и рассказ, диспут и беседа, демонстрация кинофильмов и видеосюжетов, прослушивание аудиозаписей, самостоятельный поиск и изучение информации, наглядные пособия и так далее);
- организации познавательно-практической работы учащихся (задания и поручения, проработка упражнений, выработка навыков, моделирование ситуаций);
- стимуляции возникновения стремления поступить на службу (соревнования и конкурсы, военно-патриотические игры, средства поощрения);
- контроля результативности ВПО (проверка и оценка обретенных знаний, навыков и умений военно-профессионального направления).
Повысить эффективность этих методов при нехватке учебных часов и выделяемых материальных средств все же можно. Как именно? Усилением личностной заинтересованности, моральной готовности преодолевать трудности, появляющиеся во время военной службы. Наиболее успешно срабатывающий прием, мощный побудительный фактор и мотиватор – встреча с теми, кто уже проходит срочную службу по призыву и доволен ею, а также с реальными участниками боевых действий. Взаимодействовать с ними можно сразу в нескольких направлениях: проводить экскурсии и совместные «уроки мужества», классные часы, военно-спортивные соревнования и игры, праздничные концерты.
ВПО для военнослужащих
Военно-профессиональная ориентация военнослужащих – один из многообещающих векторов усиления кадрового резерва Вооруженных Сил РФ. Она необходима для привлечения на службу тех людей, которые разделяют ее идеи и идеалы, исповедуют те же ценности, обладают стойкой мотивацией в выборе профессии и направления развития, связывают с воинской деятельностью свое будущее, осознанно принимают ее условия и согласны выполнять все требования.
ВПО – один из обязательных компонентов предпрофессиональной (общеобразовательной профильной) и профессиональной подготовки военнослужащего. На каждом этапе (начиная от выбора воинской специальности и заканчивая завершением военной карьеры) она предусматривает решение разных задач. В целом, ее можно охарактеризовать как систему педагогической работы, которую осуществляют Вооруженные Силы России в интересах человека, заключившего с ними контракт. Она состоит из обучения, воспитания и развития личности, помощи в аргументированном выборе (либо отказе – и такое бывает) определенной военной профессии, поддержки при самоопределении и первых шагах в должности.
Цели
Основной ресурс кадрового потенциала Вооруженных Сил РФ – военнослужащие-призывники. Они прошли адаптацию к условиям службы, освоили азы воинской специальности, ознакомились с требованиями и ценностями коллектива, его иерархией. Эти люди имеют возможность более осознанно и обоснованно подойти к выбору военной профессии, которой станут заниматься в будущем.
Главная цель ВПО военнослужащих-срочников – создать для них такие условия, в которых они смогут принять окончательное и четко аргументированное решение о дальнейшей службе, подписав контракт с Вооруженными Силами России, а также обеспечить им максимально комфортное вхождение в профессию.
Содержание
Система ВПО военнослужащих-срочников представляет собой совокупность таких компонентов:
- целевого;
- содержательного;
- организационного;
- процессуального;
- субъектного;
- обеспечивающего;
- результативно-оценочного.
Целевой компонент учитывает обоюдные интересы Вооруженных Сил РФ и самого военнослужащего. Речь идет об удовлетворении потребностей армии в повышении собственного кадрового потенциала посредством привлечения на службу контрактников с мощной мотивацией заниматься военно-профессиональной деятельностью. С другой стороны, каждому военному должна оказываться своевременная квалифицированная помощь в самоопределении.
Содержательный компонент – это ценный военно-профессиональный и социальный опыт, который после предварительного отбора, структуризации и надлежащего оформления, подается срочникам. Он состоит из багажа знаний, представлений, идей, ценностей, технологий, навыков, умений и коммуникаций. Успешное освоение их способствует развитию в военно-профессиональной сфере.
Организационный компонент предусматривает набор определенных форм военно-политической работы со срочниками, которые можно использовать для их ВПО. К основным относятся учебные занятия военнослужащих, некоторые профориентационные модули в рамках ведения боевой подготовки, информирование и консультирование, агитация и пропаганда, коммуникация, индивидуальная воспитательная работа.
Субъектный компонент напрямую касается тех, кто участвует в военно-профессиональной ориентации военнослужащих. Он содержит перечень требований к уровню их подготовки, педагогическим способностям и личностным качествам.
Процессуальный компонент заключается в отслеживании и фиксации психологических изменений у военнослужащего в профессиональном направлении, а также в своевременной реакции на них. Он реализуется посредством поэтапности и последовательности ВПО: начинать всегда нужно с адаптации, затем переходить непосредственно к ориентации и выбору вида деятельности, а завершать поддержкой.
Обеспечивающий компонент – один из наиболее важных, так как без него невозможны все остальные. Он представляет собой комплекс необходимых для осуществления ВПО ресурсов: кадрового, материального, информационного, методического и временного.
Результативно-оценочный компонент – определение результата ВПО срочников с помощью инструментария для его оценки. Успехом и достижением поставленных целей считается принятие военным окончательного аргументированного решения о подписании контракта для прохождения дальнейшей службы и адекватный выбор своей будущей профессии.
Подытожим
ВПО учащихся и военнослужащих – часть государственной системы психологической поддержки и профессиональной ориентации граждан. Она очень важна с военно-экономической точки зрения, так как способствует более эффективному использованию в армии финансовых, материальных и человеческих ресурсов. Это повышает качество кадрового резерва армии и уменьшает затраты на его подготовку и дальнейшее совершенствование. Результат успешно проводимой ВПО – высокая военно-профессиональная мотивация учащегося и военнослужащего, их способность к сознательному выбору вида воинской деятельности, грамотное сопоставление индивидуальных возможностей с теми требованиями, которые сегодня предъявляют к человеку те или иные военно-учетные специальности и должности.