Содержание
Значение ранней профориентации
Профессиональная ориентация помогает старшеклассникам с выбором профессии или направления обучения. Она представлена в виде системы мероприятий, проводимых в 9-11 классах. Ее не следует путать с профессиональным самоопределением – довольно сложным и продолжительным процессом развития субъективной готовности учащегося совершить выбор вида деятельности, которым он намерен заниматься в будущем. Сегодня чаще всего беседы о дальнейшем трудоустройстве в школах начинают лишь с 8-9 классов, пренебрегая закономерностями психологического развития ребенка. Естественно, ожидать при этом от него осознанного и обдуманного выбора профессии не приходится. Другими словами, мы приступаем к строительству дома с верхних этажей, а потом искренне недоумеваем, почему ничего не выходит. А ведь фундамент нужно закладывать еще в дошкольном возрасте и продолжать укреплять его в младших классах.
Первые шаги в профессиональном самоопределении учащиеся должны делать в начальной школе, поэтому оптимально, чтобы ранняя профориентация проводилась именно в этот период. В 7-10 лет дети еще не делят виды деятельности на «престижные» и «непрестижные», поэтому круг профессиональных предпочтений у них значительно шире, чем у старшеклассников. Уже с первого класса необходимо формировать осознание ребенком важности каждой профессии, воспитывать ответственность и любовь к труду.
Цели и задачи профориентации младших школьников
Как уже упоминалось, одна из задач учебно-воспитательного процесса для школьников 1-4 классов, согласно ФГОС, – подготовка учащихся к осознанному выбору профессии. Качественные знания о видах деятельности должны даваться в доступном формате. При этом важно учитывать возрастные особенности: не допускать назойливости и подавать информацию в адекватных формах (игры, просмотр тематических мультфильмов, детские книги и так далее).
Уже в 1 классе классный руководитель должен познакомить детей с профессиями тех, кто работает в школе. Например, программа предмета «Окружающий мир» предполагает экскурсию, в процессе которой ребята узнают, чем занимаются повар, медсестра, библиотекарь и технический персонал.
Цели ранней профориентации школьников 1-4 классов:
- расширить первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека;
- детализировать базовые понятия о разных профессиях;
- предоставить возможность погружения в различные виды деятельности посредством игры и прочих методов.
Качественная профориентационная работа в начальной школе позволяет решать такие задачи:
- воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся физическим трудом, а также ко всем профессиям без исключения;
- формировать понимание важности труда для человека;
- знакомить с разнообразием современных видов деятельности;
- приучать выполнять свою работу качественно;
- мотивировать к учебе и труду посредством применения познавательных и профориентационных методик;
- развивать творческие способности ребенка в ходе ознакомления с профессиями.
Формы профориентационной работы в 1-4 классах
В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Среди множества форм внеклассных мероприятий для нее лучше всего подходят:
- классный час;
- экскурсия;
- беседа;
- проект;
- конкурс;
- игра.
Эффективность воспитания интереса к труду повышается, если учитель внедряет информацию о разных профессиях в учебный процесс. Уроки в начальной школе можно разнообразить, например, профориентационными играми. Применение такого метода позволяет оживить даже самый неинтересный предмет и достичь желаемой цели.
На внеклассных мероприятиях школьники знакомятся с новыми профессиями, перевоплощаются в их представителей, играют в сценках, соревнуются на конкурсах и готовят тематические проекты. Родителям рекомендуется тоже подключаться к активному участию в социально-профессиональном самоопределении личности младшего школьника. Не стоит отказываться от приглашения учителя посетить классный час и рассказать детям о своей работе.
Экскурсии на различные предприятия, в спасательные службы, встречи с людьми, которые там работают, – все это помогает успешно решать задачи профессиональной ориентации в начальной школе. Чем больше профессий знает младшеклассник и чем более обширны эти знания, тем меньше у него будет риск совершить ошибку при выборе учебного заведения в старших классах и дальнейшем трудоустройстве.
Элементы профориентации на уроках
В 1-4 классах воспитывать у школьников интерес ко взрослому труду можно на любом учебном предмете. Кроме того, для профориентации годится почти каждая тема урока. Для наглядности приведем несколько примеров.
Предмет | База для профориентации | Форма реализации |
---|---|---|
Математика | Задачи | Краткие беседы о профессии, которая упоминается в условии задачи или в процессе ее решения. Практическая демонстрация места и значения математики в деятельности человека (без нее не обойтись программисту, экономисту, финансисту, архитектору, инженеру и так далее). |
Окружающий мир | Проект «Наши защитники» | Задание детям подготовить рассказы о профессиях военных РФ, работников скорой помощи, спасателей, полицейских, а также о людях, обслуживающих газовые коммуникации и лифты многоквартирных домов. |
Проект «Таланты и знаменитости» | Задание ученикам подготовить рассказы о знаменитостях в разных профессиях (это может быть выдающийся спортсмен, художник, скульптор, писатель, актер, композитор, предприниматель, космонавт, ученый и так далее). | |
Тема «Наш край» | Рассказ школьникам, кем можно работать в своем населенном пункте. | |
Тема «Хозяйство человека» | Беседа с детьми о «сельских» профессиях (чем занимаются птичницы, доярки, комбайнеры, трактористы, животноводы, фермеры, агрономы и прочие). | |
Тема «Откуда берется хлеб» | Ознакомление учащихся с особенностями труда людей, которые причастны к появлению на нашем столе хлеба (мукомолы, тестоводы, формовщики, пекари, упаковщики и так далее). | |
Тема «Дерево в жизни человека» | Рассказ ученикам о разнообразии профессий в лесном хозяйстве (лесничий, егерь, инженер, лесоруб, лесозаготовитель, сортировщик древесины и прочие). | |
Тема «Счастливого пути!» | Беседа с детьми о «дорожных» профессиях (водитель транспортного средства, инспектор ГИБДД, машинист-асфальтоукладчик, дорожный рабочий) с акцентом на важности соблюдения ПДД. | |
Тема «Виды промышленности» | Знакомство школьников с разными отраслями промышленности (машиностроительная, добывающая, электроэнергетическая, топливная, нефтехимическая, металлургическая, космическая). | |
Русский язык | Изучение частей речи | Ученики получают карточки с названиями разных профессий. Для каждой из них им нужно записать в тетрадь по 5-7 предметов труда (к примеру, для врача: шприц, вата, бинт, зеленка, градусник, таблетки и так далее). |
Изучение словарных слов | В процессе изучения правописания слов, относящихся к категории словарных (корабль, футбол, хоккей, библиотека, космос, почтальон, компьютер) можно попутно знакомить детей с разными видами деятельности. | |
ИЗО | Темы, посвященные оформительскому искусству, дизайну, скульптуре | Практические занятия, позволяющие каждому ученику попробовать себя в роли художника-оформителя, иллюстратора, дизайнера, декоратора, скульптора, модельера. |
Технология | Темы, посвященные профессиям | Перевоплощение школьников в представителей различных профессий: строителя, машиниста, архитектора, рекламного (туристического) агента и прочих. |
Внеурочные занятия и мероприятия
Внеклассные занятия можно посвящать профориентации полностью или фрагментарно. Конечно, первый вариант предпочтительнее. Традиционно в начальных классах проводятся такие мероприятия:
- классный час «Кем работают мои родители»;
- коллективная дискуссия «Кем быть?»;
- мини-спектакль «Хлеб в нашем доме»;
- встречи с родителями учеников (взрослые рассказывают о своей работе, а дети задают вопросы);
- конкурсы: рисунков («Профессии папы и мамы»), поделок («Мой дед – мастер на все руки», «Моя бабушка – рукодельница»), «Ярмарка профессий» и подобные.
Перечисленные мероприятия успешно проводятся в 1-4 классах. Детям они нравятся не только потому, что дают возможность проявить себя, но и потому, что в них также могут принять участие и их родители.
Учителю на заметку: в качестве темы для классного часа или внеклассного занятия можно выбрать любой профессиональный праздник (например, 19 сентября в России отмечается День оружейника).
Игры
Игры вызывают у ребенка целый спектр положительных эмоций и оставляют продолжительно сохраняющиеся впечатления. Поэтому их активно применяют в качестве метода профориентации в начальной школе.
Для профессиональной ориентации младшеклассников лучше всего использовать такие ролевые игры:
- «Продавец-консультант» (на математике);
- «Экскурсовод» (на окружающем мире);
- «Редактор» (на русском языке);
- «Библиотекарь» (на литературном чтении).
Особенно детям 3-4 классов нравится игра «Я – учитель», которую очень удобно проводить на внеклассном занятии, посвященном Дню учителя. За неделю до него проходит голосование, в результате которого учащиеся выбирают среди своих одноклассников «учителя» на один урок. Набравший максимальное количество голосов ученик с помощью классного руководителя и родителей готовит для своего класса набор заданий и создает систему оценивания. Форма занятия – игровая.
Отдельного внимания заслуживает целый класс игр «Угадай профессию», которые можно организовывать как во время внеклассных мероприятий, так и на уроках:
- «Выбрать среди всех карточек орудия труда, связанные с конкретной профессией»;
- «Профессия на букву ...» (кто назовет больше – тот и победил);
- «Кто использует в работе?» (назвать виды деятельности, которые предполагают использование заданных материалов либо инструментов: к примеру, ниток, компьютера, молотка);
- «Ассоциации» (угадать профессию, задавая ассоциативные вопросы: например, «Какой у нее цвет или запах?», «Нужно ли общаться с другими людьми?»).
Беседы с приглашенными специалистами
Представитель любой профессии, приглашенный в качестве спикера на профориентационное занятие, должен учитывать возраст аудитории – в данном случае 7-10 лет. Желательно заранее объяснить ему, как подготовиться к беседе с учениками начальных классов.
Прежде всего учитель просит принять участие в таком внеклассном мероприятии родителей учащихся, так как с ними уже налажен контакт. Однако надо понимать, что не у всякой мамы и каждого папы есть опыт публичных выступлений, поэтому они могут стесняться и не знать, с чего начать и что говорить. Чтобы упростить задачу, стоит предложить список вопросов-ориентиров, опираясь на которые гость будет строить связный рассказ о своем виде деятельности:
- Какой тип труда предполагает Ваша профессия (в основном физический либо интеллектуальный, креативный или строго по протоколу)?
- Сложности и непредвиденные обстоятельства, возникающие на работе.
- Какие черты характера и качества личности нужны для того, чем Вы занимаетесь (усидчивость, стрессоустойчивость, вежливость, смелость, внимательность, активность, настойчивость, любознательность, дисциплинированность, порядочность, трудолюбие, честность, отзывчивость, чувство юмора и так далее)?
- Надо ли для выполнения Ваших обязанностей обладать ловкостью рук, хорошей координацией, физической выносливостью и высокой скоростью реагирования?
- Какие требования ко вниманию предъявляются в Вашей профессии (распределять, постоянно переключать или, наоборот, концентрировать)?
- Какой тип мышления должен преобладать (образный, наглядно-действенный, аналитический, абстрактно-логический)?
- Каким типом памяти чаще всего приходится пользоваться на работе (двигательным, слуховым, зрительным, обонятельным, осязательным или вкусовым)?
- Какое влияние оказывает на Вас профессия (совершенствование характера, развитие врожденных способностей, обогащение личности, повышение уровня культуры и интеллекта).
Рисунки
Метод рисования для профориентационной работы можно использовать уже в 1-2 классах. Дети в этом возрасте еще не очень уверенно и быстро пишут, поэтому рисуночные методики – оптимальный вариант для них.
Чтобы понять, насколько ученики усвоили рассказанное им о профессии, можно попросить их нарисовать, как выглядит человек, который выполняет эту работу. Пусть каждый ребенок возьмет чистый лист формата А4 и разделит его на 2 части вертикальной линией. В самом начале занятия нужно сообщить детям, о какой профессии будет идти речь, и дать задание: нарисовать слева ее представителя. Для этого вполне хватит 4-5 минут. За 10 минут до конца урока надо повторить это же задание, только новый рисунок должен быть выполнен учеником уже в правой части листа. Сравнив оба изображения, можно оценить, насколько эффективным оказалось занятие.
Профессиографическое исследование
Методы профессиографии созданы для уже работающего человека. На их основе кандидатом педагогических наук Н. Войткевич была разработана методика профессиографических исследований для старшеклассников. А учитель начальных классов СОШ №1 (г. Шумихи Курганской области) Лариса Шелковникова переработала ее, адаптировав для учащихся 4 классов.
В рамках подготовки профессиографического проекта школьники самостоятельно занимаются сбором доступной информации о выбранной профессии (читают тематическую литературу, ищут статьи на веб-сайтах, общаются с ее представителями), по возможности подбирают наглядные пособия (орудия труда), погружаются в изучение содержания вида деятельности, условий работы и системы образовательной подготовки. Результаты исследования оформляются в виде реферата, доклада или электронной презентации.
Профессиональная проба
Наряду с профессиографическим исследованием в работе с младшеклассниками Лариса Шелковникова применяет метод профессиональной пробы. Учитель считает его уникальной возможностью практического знакомства с профессией. Ведь, как говорится, не попробовав, не узнаешь.
Предлагаем ознакомиться в качестве наглядного примера с несколькими формами реализации метода профпробы в 4 классе.
Профессия | Форма пробы |
---|---|
Брошюровщик | Изучение технологии с последующим изготовлением блокнота для записей. |
Историк | Составление книги памяти «Живая связь времен». |
Социолог | Проведение социологического исследования «Почему школьник прогуливает уроки?». |
Столяр | Изготовление кормушки для птиц или скворечника с помощью родителей. |
Дизайнер интерьера | Изготовление декоративного панно для украшения класса. |
Пекарь | Проект-исследование «Что такое колобок» (найти рецепт, испечь колобок и провести дегустацию в классе). |
Прочие формы
Профориентационная работа с учащимися 1-4 классов не ограничивается описанными выше формами и методами. Среди других, которые также часто используются учителями, можно выделить:
- Коллективное оформление уголка профессии в классе. Материалы: тематическая литература, вырезки из газет, фотографии, связанные с определенной профессией.
- Экскурсии на предприятия. Цель: знакомство школьников с профессиями, востребованными в родном городе или поселке.
- Проект «Профессиональное портфолио». Ведется учеником, который собирает для него интервью со своими родителями, газетные или журнальные вырезки, собственные письменные заметки и рисунки. Портфолио периодически проверяется учителем на наличие в нем новых материалов.
- Просмотр видео о профессиях с последующим их обсуждением. Можно включать детям заранее подготовленный видеоматериал или, если в классе есть техническая возможность, смотреть его непосредственно в интернете.
Детская литература о профессиях
Отличное подспорье для беседы о профессиях с учениками младшего школьного возраста – качественная детская литература: сборники маленьких рассказов в прозе и стихах, комиксы, ярко иллюстрированные тематические энциклопедии. В качестве примера приведем несколько книг и их серий, которые могут понравиться школьникам.
Издательство | Название книги | Описание |
---|---|---|
«Аркаим» | «Зачем? Отчего? Почему?» (серия книг с «окошками») | Хорошо подходят дошкольникам и учащимся 1-2 классов. В них содержится занимательная информация о профессиях и сферах деятельности, структурированная по отраслям (книги «Аэропорт», «Железная дорога», «Пожарная команда», «Строители»). Например, из «Пожарной команды» дети узнают, кому помогают огнеборцы, какими бывают пожарные машины и что нужно делать в случае пожара. В «Железной дороге» рассказывается о том, что происходит на вокзале, кто заботится о пассажирах в пути и какими бывают поезда. |
«Поляндрия» | «Когда я вырасту, я стану/буду...» (серия книг) | Повествование в книгах этой серии ведется от лица детей, которые знакомятся с разными профессиями: в мореходстве и авиации, строительстве и лесной промышленности, на железной дороге. Например, в книге «Когда я вырасту, я буду строить дома» ребята Ира и Сережа готовятся к переезду в новую квартиру. Дом, где они будут жить, строят прямо у них на глазах. Вместе с ними школьники узнают о строительных профессиях, из каких материалов возводят многоэтажки и как сделать свое жилище красивым и комфортным. |
«Никея», «Настя и Никита», «Фома» | «Кем быть?» (серия книг) | Увлекательные рассказы в картинках «Портной», «Шофер», «Пекарь» помогают детям узнать, откуда берутся вещи, которые окружают их в повседневности. Книги дают возможность дошкольникам и учащимся начальных классов заглянуть в загадочный мир взрослых профессий. |
«Навигатум» | Сборник рассказов «Приключения Бабахина и его друзей» (коллектив авторов: Антон Смирнов, Вадим Новак, Андрей Кравченко) | Эта книга – не только сборник интересных историй для детей младшего школьного возраста, но и прекрасное пособие для взрослых. Она поможет дать доступные ответы на каверзные детские вопросы: откуда в лампочке берется свет, как строится дом, почему промышленность делят на легкую и тяжелую, зачем добывают полезные ископаемые и так далее. Рекомендуется дополнять чтение просмотром мультфильмов компании «Навигатум», которые можно скачать бесплатно. |
«Карьера Пресс» | «Город добрых дел»(автор – американский детский писатель и художник Р.Скарри) | Книга подходит для чтения взрослыми детям. В ней показана жизнь маленького городка, где одни люди пекут хлеб, другие занимаются строительством дорог и домов, третьи лечат заболевания и тушат пожары. В этом городе никто не делит виды деятельности на «лучшие» и «худшие», так как каждый из них важен для всех остальных. Книга учит уважительному отношению к людям разных профессий. |
«Мир Детства Медиа» | «Тату и Пату идут на работу» (авторы – финские писатели А. Хавукайнен, С. Тойвонен) | Книга повествует о приключениях жителей фантастической страны, которые решили попробовать свои силы в 12 разных профессиях. Они берутся за работу пожарного, учителя, медсестры, уборщицы, музыканта, пекаря, парикмахера, механика, строителя, фермера, журналиста, секретаря. Издание выполнено в формате комиксов и доступно рассказывает о том, чем занимается каждый специалист, какие орудия труда и навыки ему помогают. |
Подводя итоги
Цель профессиональной ориентации в 1-4 классах – подготовить учеников к осмысленному выбору будущей профессии, научить их согласовывать личные интересы, потребности и возможности. Для ее реализации подходят как ежедневные уроки (разные учебные предметы), так и внеклассные мероприятия. На эффективность влияют систематичность, планомерность и, в первую очередь, увлекательность.
На сегодняшний день разработано множество различных форм и методик проведения профориентационных занятий с учащимися начальной школы. В основе каждого из них лежит игровая мотивация, которая плавно перетекает в учебную. Учителя, перепробовавшие в своей практике все формы такой работы, пришли к выводу, что самый высокий интерес у учеников вызывают ролевые игры и театрализованные сценки. Они помогают детям раскрыть свой потенциал, дают им возможность адаптироваться в социуме и впервые задуматься о том, кем стать в будущем.