Содержание
Значение профориентации для детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ – это лица с рождения до 18 лет, у которых диагностированы отклонения и патологии физического и (или) психического развития, требующие специальных условий для получения среднего образования, а также социализации и труда.
Социальная «дорожная карта» ребенка с инвалидностью выглядит так:
- Выбор специальной школы или инклюзивного класса в обычной.
- Определение индивидуальных программ и методик учебно-воспитательного процесса.
- Обучение с ориентацией на личность.
- Психологическая поддержка и медицинское сопровождение.
- Самоопределение (предпрофессиональное и профессиональное), позволяющее интегрироваться в социум и самореализоваться.
Профессиональное самоопределение детей с ОВЗ имеет огромное значение. При наличии проблем со здоровьем правильный выбор вида деятельности особенно важен, так как некорректные установки и стереотипы у подростков с инвалидностью могут спровоцировать:
- депривацию (снижение возможности удовлетворения базовых потребностей);
- социальную дезадаптацию;
- ухудшение состояния здоровья.
Чтобы ОВЗ выпускника школы не стали непреодолимой преградой для его успешности и конкурентоспособности, нужно прямо с первого класса приступать к формированию у него профессиональной мотивации. Для этого следует активно внедрять в учебно-воспитательный процесс систему предпрофессионального ориентирования, которая предполагает проведение экскурсий и викторин, сюжетно-ролевые игры, а также привлечение учащегося к выполнению простейших трудовых действий на правах помощника взрослого специалиста.
Результативность профориентации инвалидов, в первую очередь, зависит от качества работы педагога и психолога. Они должны не только учитывать особенности конкретной нозологии и возраст ребенка с ОВЗ, но и взаимодействовать с его родителями или опекунами, которые могут навязывать ему свое мнение касательно профессиональных предпочтений, не учитывая при этом его пожеланий, возможностей и способностей.
Задачи профориентолога
Психологи утверждают, что люди со врожденными либо приобретенными в младенчестве нарушениями развития зачастую имеют и психологическую травму. Осознание собственной дефектности и сопутствующих ей физических ограничений порождает неадекватность самооценки, ранимость, уход в маргинальность, отказ от общения. Усиливает и закрепляет негативные социальные установки уже обретенный ребенком (подростком) отрицательный опыт коммуникации со здоровыми одногодками либо взрослыми, которые демонстрировали свое превосходство и всячески подчеркивали неполноценность человека с инвалидностью. В результате человек с ОВЗ попадает в ловушку общественной изоляции.
В процессе проведения профориентационных мероприятий для детей с ограничениями трудоспособности профориентолог решает такие задачи:
- устанавливает характер и степень выраженности патологии;
- изучает особенности и возможности интеллекта и психофизиологии ребенка;
- определяет доступные виды занятости;
- учитывает индивидуальные способности и интересы при выборе профессии.
Известно, что окончательно с видом деятельности человек определяется лишь в зрелом возрасте. Менять его в эти годы многим очень сложно. Еще тяжелее исправлять ошибочный выбор людям с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, как уже упоминалось, качественную профориентацию детей с ОВЗ необходимо проводить уже в школьном возрасте, начиная с 1-го года учебы. В период получения среднего образования такие учащиеся нуждаются в адекватной помощи с самоопределением. Профориентолог должен не навязывать ребенку свою точку зрения, а подталкивать его ко всестороннему анализу разных профессий и принятию осмысленного решения на основе самостоятельно сделанных выводов.
Направления профориентации для детей с инвалидностью
В общеобразовательном заведении с инклюзией профориентацией детей с ОВЗ обязаны заниматься сотрудники службы психолого-медико-педагогического сопровождения. Желательно, чтобы их работа предусматривала активное взаимодействие с социальными партнерами – например, с общественными организациями людей с инвалидностью.
Профориентация лиц с ОВЗ должна проводиться комплексно, охватывая сразу несколько направлений: диагностическое, просветительское, коррекционное и консультативное. Рассмотрим подробно каждое из них.
Диагностическое
При разработке рекомендаций к выбору профессии нужно исходить из степени интеллектуальной и физической трудоспособности, состояния сенсомоторной и эмоционально-волевой сфер личности, уровня развития речи и коммуникативных навыков. Чтобы определить виды деятельности, посильные ребенку с ОВЗ, надо узнать его способности и интересы. Для этого применяют опросники и подобные диагностические методы. С их помощью можно выявить:
- степень готовности к самоопределению;
- мотив выбора рода занятий;
- профессиональные увлечения учащегося.
Кроме того, необходимо тщательно изучить соотношение физических ограничений с видами труда. К примеру, детям с нарушениями слуха не стоит выбирать профессии, связанные с обязательной словесной коммуникацией, опорой на слуховое восприятие и вестибулярный аппарат. В процессе профориентации нужно обязательно учитывать показания и противопоказания врача к условиям работы.
Просветительское
Умение удачно выбирать профессию не появится у детей с ОВЗ само по себе. Для его формирования нужно внедрить в программу подготовки учащихся 5-12 классов блок правовой информации. Им следует четко знать и понимать, что у них есть неотъемлемое право на медицинскую, психологическую, педагогическую, социальную помощь, а также содействие в адаптации в социуме. Также подросткам с инвалидностью потребуются актуальные данные о состоянии рынка труда, требованиях работодателей и рабочих обязанностях.
При выборе профессии надо ориентировать подопечных, прежде всего, на факты, имеющие научное обоснование. Ключевую роль должна играть посильность вида деятельности при наличии конкретного физического и/или интеллектуального (психического) ограничения. Рассмотрим этот момент на примере детей с нарушениями зрения. Они вполне могут справиться с техническим, аграрным и обслуживающим трудом (разумеется, с отдельными его элементами). Кроме того, слепые и слабовидящие успешно изучают азы электроники, их допускают к обработке разных материалов, электромонтажным и механосборочным работам, ремонту мелкой и крупной бытовой техники. Из них получаются неплохие повары и кондитеры.
Если нарушения зрения у школьника не сопровождаются проблемами с психикой и мышлением, ему следует рекомендовать профессии, раскрывающие интеллектуальный потенциал и творческие способности. Некоторые люди с плохим или отсутствующим зрением, но с хорошим слухом получают музыкальное образование, после чего устраиваются настройщиками инструментов, аккомпаниаторами и вокалистами. При наличии соответствующих склонностей можно пробовать себя в скульптуре и резьбе по дереву. Если нет проблем с коммуникацией, желательно обратить внимание на профессию преподавателя. Проживающие в поселках и селах могут заняться землеустройством, пчеловодством, овощеводством, садоводством, агрономией.
К сожалению, сегодня учащихся школ для слепых и слабовидящих ограничивают весьма скудным набором видов профессиональной деятельности. В будущем им предлагают освоить массаж, заниматься переплетными, картонажными, электромонтажными и машиносборочными работами; кройкой по лекалам, шитьем, плетением и вязанием; ручной обработкой металла и пластмассы (резать, плавить, штамповать и так далее); расфасовкой, укладкой и упаковкой различных заготовок, полуфабрикатов и готовых продуктов, а также наклейкой ярлыков.
Коррекционное
В рамках профориентации с детьми с ОВЗ обязательно должна проводиться коррекционная работа. Ее основная задача – обеспечить им максимальные самостоятельность и независимость при выборе профессии, способствовать разумному и осознанному самоопределению. Ребенку с инвалидностью нужно помочь в освоении доступных ему видов занятости, учитывая его предпочтения и естественные склонности.
Коррекция в целом направлена на развитие сенсомоторной базы высших функций психики (исправление недостатков внимания, восприятия, зрительно-двигательной координации, моторики пальцев рук, наглядно-действенного мышления), получение и усовершенствование навыков предметно-практической деятельности. Все это необходимо для чувственного познания действительности и адекватной социализации. Кроме того, грамотная коррекция помогает детям с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями понять, что выбор профессии следует делать, основываясь на собственных возможностях и актуальных потребностях общества.
Консультативное
Обязанность педагога, работающего с детьми с инвалидностью, – консультировать их в процессе выбора факультативных занятий, кружков и спортивных секций, обучающих курсов, характера работы в исследовательской деятельности. Для реализации этого направления также можно задействовать различные внеурочные формы, а также опираться на программы школьных предметов, не забывая о междисциплинарных связях.
Один из самых продуктивных каналов профориентации подростков с ОВЗ – предмет «Технология». В основе его учебной программы лежит освоение процессов применения и преобразования различных материалов, а также информации, энергии, объектов природы и социума. Уроки технологии помогают школьникам в профессиональном самоопределении и ориентации на рынке вакансий. Их содержание рекомендуется дополнять деловыми играми (например, «Городской совет», «Совет директоров», «Ценные бумаги» и так далее). Очень полезны упражнения на принятие решения. К примеру, можно дать учащимся задание проанализировать местные СМИ (оффлайн и онлайн) на предмет трудоустройства, найти подходящие предложения и аргументировать свой выбор.
Формы профориентации для детей с ОВЗ
Не существует универсальных форм, приемов и методов профориентационной работы с учащимися с инвалидностью. Они разрабатываются и подбираются с учетом таких факторов: характер патологии, тяжесть заболевания, личные и возрастные особенности. Ознакомиться с ними можно в сборниках методических материалов и авторских программах профориентации для детей с ОВЗ.
Объединяют их задачи:
- создание оптимальных условий для профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- активизация личного участия детей с инвалидностью в прогнозировании собственного будущего;
- побуждение школьников к знакомству с разными профессиями.
Форма | Цель | Время |
---|---|---|
Просмотр тематических видеороликов, прослушивание аудиофайлов | Ознакомить учащихся с ОВЗ с разнообразием направлений деятельности. Определить подходящие условия труда. Привить заинтересованность в получении профессии. Подготовить благоприятные условия для размышлений о будущей работе. | 10-15 минут |
Беседа с представителями профессий | Дать возможность получить информацию о видах деятельности из первых уст. Показать положительные и отрицательные моменты профессии на конкретных примерах, озвученных специалистами и мастерами. | 30-45 минут |
Экскурсия на предприятие | Сформировать у учащихся представления и впечатления о видах труда в реальной среде – например, на производстве. | 1-1,5 часа |
День открытых дверей | Ознакомить школьников с особенностями работы на предприятии либо в организации, оказывающей услуги. Дать понятие о месте компании на рынке труда и конкуренции. Привить интерес к созидательному и социально значимому труду. | 1-1,5 часа |
Тренинг по профессиональному самоопределению | Определить сферу занятости, которая будет оптимально подходить склонностям, предпочтениям и особенностям характера каждого учащегося. Пробудить интерес к самопознанию как к необходимому для выбора профессии процессу. | 30-45 минут |
Мастер-класс | Продемонстрировать практические нюансы профессии (с подробными комментариями и привлечением к активному участию школьников). Показать работу над проблемной творческой задачей и вовлечь учащихся в процесс ее решения. | 30-45 минут |
Игра-квест («Ключи от профессии» или «Лабиринт профессий») | Сформировать у подростков с ОВЗ умение выбирать вид деятельности с учетом собственных физических и интеллектуальных возможностей, талантов, предпочтений, черт характера, а также ситуации на рынке труда. Привить желание работать и созидать, быть полезным, потребность задумываться над своей профессиональной самореализацией. | 1-1,5 часа |
В результате учащиеся получают:
- возможность самостоятельного выбора и анализа информации;
- базовое и углубленное (согласно возрасту) понятие о сферах деятельности и профессиях – фундамент для самоопределения;
- умение самостоятельно решать, кем стать;
- инструменты для самопознания и возможность определять с их помощью наличие у себя способностей и талантов, которые необходимы для той или иной профессии;
- навыки выполнения практических элементов некоторых видов деятельности;
- возможность тренировать умение работать индивидуально и в составе команды.
Подходы к профориентации для разных нозологических групп
Программа профориентационной работы с детьми с ОВЗ должна учитывать особенности ее организации и разницу в подходах зависимо от нозологий. Формы занятий для ребенка с проблемами со зрением будут существенно отличаться от тех, которые используются для школьника с глухотой. Кроме того, важно принимать во внимание наличие других особых физических и интеллектуальных потребностей каждого учащегося, опираться на уровень его общего развития.
У большинства детей с ОВЗ имеются психологические барьеры, комплексы, которые серьезно мешают им в самоопределении. Чтобы профессиональная ориентация принесла максимальный результат, нужно сглаживать или устранять их. Предлагаем ознакомиться со способами коррекции психологических особенностей, которые чаще всего наблюдаются у школьников, страдающих нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также различными соматическими заболеваниями.
Нарушения слуха
Психологические особенности | Способы коррекции |
---|---|
Стремление быть похожим на окружающих, страх открыто высказывать свои мысли. | Развитие самостоятельности и уверенности во взаимодействиях со сверстниками и прочими людьми. Работа над осознанием и раскрытием своей индивидуальности, умением выражать ее. |
Общение исключительно с представителями своей нозологии. | Внедрение в профориентационную работу элементов тимбилдинга. Проведение тренингов социально-психологической направленности, расширяющих контакты между учениками и направленных на коллективную деятельность, которая объединяет и стимулирует общение всех одноклассников. |
Тревога и страх перед неудачами. Отказ от деятельности из-за боязни получить неудовлетворительный результат. | Развитие уверенности в себе. Предоставление возможностей для обретения опыта успеха в работе (например, поручение трудной, но посильной задачи). Поощрение и похвала за достижение поставленной цели. |
Стереотипичность мыслей и поведения (способ решения одной задачи используется и для любых других, даже когда он абсолютно не годится). | Специальные упражнения на развитие креативности и принятия нестандартных решений. |
Уход от споров и конфронтации. | Развитие уверенности в себе и настойчивости, чтобы нежелание вступать в конфликт стало не слабохарактерностью, а положительной чертой характера. Обучение ведению дискуссии и отстаиванию своей точки зрения, чтобы побороть желание слепо подчиняться и пассивность в поведении. |
Низкий уровень абстрактного мышления. | Профориентационную работу надо основывать на образном материале, реальных примерах из жизни, «живых» рекомендациях. Параллельно следует стремиться развивать способность к абстрактному и понятийному мышлению. Дополнительно – подробно анализировать моральные ценности и нравственные идеалы. |
Профессиональная ориентация детей с ОВЗ, которые страдают нарушениями слуха, предусматривает сопутствующее решение таких задач:
- снижение уровня или устранение тревожности и борьба со стрессом;
- развитие коммуникативных способностей и уверенности в себе;
- выработка позитивного отношения к себе и оптимизма в перспективах трудоустройства;
- развитие тех качеств личности и черт характера, которые потребуются для достижения успеха в выбранном виде деятельности;
- содействие адаптации в социуме, самоорганизации и самоопределению;
- тренировка логического и критического мышления.
Нарушения зрения
Психологические особенности | Способы коррекции |
---|---|
Ограниченность общения со здоровыми сверстниками, обусловленная сложностями в коммуникации и выстраивании отношений с ними. Недостаточность социализации. | Профессиональная ориентация должна содержать элементы тимбилдинга. Еще лучше, если работа над командообразованием и организацией коллективной деятельности станет подготовкой к ней. Следует приобщать к профориентации зрячих учащихся, чтобы они помогали своим слепым или слабовидящим одоклассникам. |
Трудности восприятия информации и обмена ею. | Компенсация сложностей в получении и передаче информации с помощью электронных технологий (смартфоны, планшеты, ноутбуки). Проведение в рамках профориентации тренингов социально-психологической направленности для совершенствования навыков общения, формирования коммуникативной компетентности, а также развития эмоционального интеллекта. |
При профессиональной ориентации детей с проблемами со зрением нужно обязательно развивать их коммуникативные навыки и воспитывать позитивное самовосприятие. Цель: достичь позиционирования себя как полноценного человека, который хочет и может учиться и трудиться (такое намерение годится для любой нозологической группы). Педагог также должен активно содействовать сплочению коллектива учащихся, в котором присутствуют слабовидящие дети, формированию в нем доброжелательных отношений и дружбы, помогать ребятам с ОВЗ адаптироваться среди сверстников. Кроме того, необходимо акцентировать внимание школьников на понимании инвалидности, прививать толерантность к физическим и интеллектуальным ограничениям не только у одноклассников, но и у других людей.
Нарушения опорно-двигательного аппарата
Психологические особенности | Способы коррекции |
---|---|
Эмоциональная нестабильность, отсутствие стрессоустойчивости. | Развитие самоконтроля, работа с эмоциями, аутотренинги. |
Неудачи в коммуникации и уход от выстраивания отношений со сверстниками, обусловленные дефицитом навыков общения. | Совершенствование коммуникативных навыков. Формирование уверенности в себе. Развитие умения успешно разрешать возникающие конфликты, строить доброжелательные взаимоотношения с одноклассниками и другими людьми. |
Проблемы с самооценкой (соотнесение себя не с реальным «Я», а с идеальным). | Обучение рефлексии. Поиски адекватных путей самореализации. Развитие самостоятельности, активности внутри социума, ответственности. Это способно приблизить реальное «Я» к идеальному. Работа над ощущением эстетики и нравственными категориями, альтруизмом, стремлением к познанию. Развитие морально-волевых качеств. Тренировка предоставления качественной «обратной связи» после профориентационных занятий и тренингов. |
Проблемы с эмоциональной сферой и коммуникацией, некоторые особенности интеллектуального развития чаще всего не мешают детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата иметь высокий уровень эрудиции и весьма неплохо учиться. Основываясь на сохранных функциях психики, талантах, склонностях и предпочтениях, совершенствуя навыки общения, эмоциональный интеллект, активность в социуме и творческую самостоятельность, можно восполнить дефицит личностного формирования и достичь успеха в профессиональной ориентации подростков, относящихся к этой нозологической категории. В результате им будет легче сделать выбор оптимального вида деятельности и трудоустроиться, последовательно пройдя все этапы этого процесса: анализ информации, планирование дальнейших шагов (например, обучение), освоение подходящей профессии, поиски вакансий, прохождение собеседования, адаптация в коллективе.
Соматические заболевания
Психологические особенности | Способы коррекции и адаптации |
---|---|
Медленное и сложное восприятие и освоение новой информации из-за инертного мышления. | Подача информации в процессе профессиональной ориентации должна быть поэтапной, доступной, дозированной, иллюстрироваться наглядными пособиями. Обязательно нужно отводить время для дискуссии и ответов на вопросы. Оказывая помощь в подборе профессии, надо учитывать инертное мышление. Предпочтительные виды деятельности – без повышенных требований к обработке крупных массивов информации. |
Ослабленность нервной системы, эмоциональная лабильность, астеническое состояние, неврастения. | Перед тем как приступать к профориентационному занятию, надо создать спокойную атмосферу психологической поддержки. При выборе вида деятельности желательно избегать профессий, предполагающих слишком активные контакты с людьми. Можно рекомендовать те, которые связаны с размеренной и выполняемой индивидуально работой. Вместе с тем от абсолютной самостоятельности и необходимости полноценной самоорганизации стоит отказаться (примеры: фриланс, работа над созданием проектов, руководящие должности). При астенизации нервной системы работнику нужен внешний контроль и планирование, обеспечиваемое руководством. |
Сниженная работоспособность и дефицит волевых качеств, обусловленные повышенной эмоциальной и физической утомляемостью. | Профориентационная работа не должна быть перегружена практическими задачами. Для занятий следует отводить сравнительно немного времени, предусматривать продолжительные перерывы между ними, а также паузы для принятия пищи и прочих потребностей. Необходимо внедрять методы восстановления трудоспособности (например, аутотренинг, техники релаксации, гимнастические упражнения). При выборе профессии желательно рекомендовать те виды деятельности, которые дают возможность работы в спокойной обстановке, без подверженности стрессу и физическому напряжению. |
Чрезмерная стеснительность, патологическая застенчивость, низкая самооценка. | Развитие уверенности в себе и совершенствование навыков коммуникации. Работа с коллективом учащихся над созданием психологически комфортной, дружественной атмосферы для каждого из них. |
Многие патологии не имеют внешних проявлений, но вызывают значительный дискомфорт и болевой синдром у тех, кто ими страдает. В связи с этим окружающие могут не понимать и приуменьшать трудности ребенка с ОВЗ, награждая его ярлыками «симулянт» либо «лентяй», а также предъявлять к нему столь же высокие требования, как и ко всем остальным его одноклассникам. Вместо адекватной помощи в его адрес звучат лишь замечания и укоры, когда он не справляется с той или иной задачей. Такие нездоровые атмосфера и отношение способствуют появлению и углублению чувства собственной ущербности, возникновению обиды и даже злобы на сверстников и окружающих взрослых. Так как они не замечают, с какими трудностями приходится сталкиваться подростку с инвалидностью, это расценивается им как безразличие, несправедливость, излишняя придирчивость и даже враждебность. Поэтому при профессиональной ориентации детей с ОВЗ надо усиленно работать над формированием теплых, доверительных отношений, атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи, повышением командного духа. Педагог должен практиковать индивидуальный подход, прививать уважение к физическим и психологическим особенностям и отличиям каждого школьника.
Подводя итоги
Профориентационная подготовка – одно из самых важных средств интеграции ребенка с ОВЗ в социум и адаптации в нем. Наличие у учащихся физических и/или интеллектуальных, психических ограничений делает эту работу довольно сложной. Поэтому приступать к ней нужно как можно раньше – как только состояние и возможности школьника позволят размышлять о том, кем он хочет стать в будущем. Профессиональной ориентацией должны быть охвачены ученики с инвалидностью в учебных заведениях всех типов и форм собственности. Ее основная задача – определить оптимальные для подростков с ОВЗ сферы деятельности и донести до них, что лучшая работа – это та, которая соответствует их умениям и знаниям. Чтобы достичь максимально возможных результатов, педагогу следует учитывать личные предпочтения и увлечения каждого ребенка, реально оценивать его склонности и соотносить это все с поставленным диагнозом и прогнозами медиков.