Без культурного багажа личность пропадает и растворяется в массе. Общение с прекрасным развивает духовность. Культработник – это посредник между человеком и миром образов, и в таком контексте значимость его профессиональной компетенции сложно переоценить. Поэтому регулярное повышение квалификации работников культуры – не только законодательное требование, но и мероприятие, влияющее на нравственность и духовность общества в целом.
Содержание
Специфика
По статье 196 ТК РФ наниматель определяет, когда направлять сотрудника на повышение квалификации. В случае с работниками культуры он обязан обучать персонал не реже, чем раз в пять лет. Так организация заботится о качестве услуг и о том, чтобы кадры соответствовали профстандартам.
В большинстве случаев персонал получает дополнительное образование за счёт работодателя. Наниматель не обязан возмещать расходы, если инициатива пройти курсы исходит от работника. Но когда их интересы совпадают, организация может оплатить обучение.
В 2013 году вышел Приказ Минобрнауки №499, согласно которому трудоёмкость курсов повышения квалификации не может быть меньше 16 академических часов. Как показывает практика, максимальный объём для культработников установился на уровне 150 часов.
Тем, кто успешно отучился и прошёл итоговую аттестацию, выдаётся соответствующее удостоверение. Этот документ – не просто «корочка», а основание претендовать на продвижение по должностной лестнице или повышение заработной платы.
Направления обучения работников культуры
Искусство существует в разных видах: визуальное, музыкальное, словесное, сценическое. Каждый из них требует особых форм работы и реализуется в музеях, галереях, концертных залах, театрах. Соответственно, направления обучения специалистов культурной сферы могут быть следующими:
- основы музейного дела (музеология);
- музыкальное искусство;
- реставрация;
- социально-культурная деятельность;
- искусствоведение и т.д.
Задачи перед специалистами стоят самые широкие: как изучить, классифицировать, сохранить, подать, донести. Методики постоянно развиваются, поэтому совершенствоваться в профессии можно бесконечно.
Где пройти повышение
Перечень организаций, которые предлагают программы повышения квалификации для культработников, включает профильные вузы и специализированные центры ДПО. Некоторые из них перечислены в таблице.
Название образовательного учреждения | Количество программ | Объём программ(ак. часов) | Формы занятий | Направления |
---|---|---|---|---|
Клуб менеджеров-практиков в сфере культуры Москва |
более 401 | от 16 до 72 |
очно, заочно |
Менеджмент и маркетинг в сфере культуры Социально-культурная деятельность |
ЦНТИ Прогресс Петербург |
более 302 | от 24 до 72 | очно, дистанционно |
Музейное дело Социально-культурная деятельность Реставрация |
Московский институт переподготовки кадров Москва |
4 | от 108 до 144 | дистанционно |
Библиотековедение Музыкальное искусство |
Межрегиональный институт профессиональной подготовки кадров Москва |
более 10 | от 72 до 150 |
очно, дистанционно |
Реставрация |
Высшая школа экономики Москва |
более 10 | от 24 до 100 | очно, очно-заочно, дистанционно |
История искусств |
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Римского-Корсакова Санкт-Петербург |
более 20 | 72 | очно |
Музыкальное искусство |
Единый центр дополнительного профессионального образования Москва |
5 | от 72-до 144 | очно, дистанционно | Реставрация |
1 В программу обучения входят:
- беседы с редакторами изданий;
- встречи с руководителями фирм из сферы развлечений;
- участие в телесъёмках;
- визиты в театральные мастерские;
- посещение выставок;
- обеспечение методической литературой и видеокурсами.
2Во время обучения организуются встречи с руководителями и специалистами петербургских театров и музеев. Они включены в учебные планы наряду с лекциями и тренингами.
Примеры программ
Внутри каждого из вышеперечисленных направлений разрабатывается множество программ повышения квалификации, касающихся разных аспектов профессиональной деятельности. Примеры их названий, а также зависимость стоимости от продолжительности курса и формы обучения отражены в таблице.
Название программы | Объём (ак.часов) | Стоимость(рублей) | Форма* | Название организации |
---|---|---|---|---|
Менеджмент и маркетинг в сфере культуры | ||||
Инновационные методики управления учреждениями культуры | 72 | 10 000 | 3 | Клуб менеджеров-практиков в сфере культуры |
Реклама и PR в сфере культуры | 72 | 12 000 | О | |
Работа с посетителями | 16 | 8 000 | О | |
Основы менеджмента в СКД | 72 | 12 000 | О | |
Правовые аспекты деятельности музея | 24 | 33 000 | О, 3 | ЦНТИ Прогресс |
Искусствоведение | ||||
Античные сюжеты в западноевропейском искусстве | 24 | 15 000 | ОЗ |
ВШЭ |
Неизвестное Возрождение: специфика диалога национальных традиций и классического наследия в архитектуре Испании | 20 | 10 000 | Д | |
Христианская иконография (западноевропейское искусство) | 24 | 15 000 | ОЗ | |
Шедевры «звериного стиля» в искусстве евразийских степей в I тысячелетии до н.э. | 24 | 20 000 | Д | |
Музейное дело | ||||
Правовые аспекты деятельности музея | 24 | 33 000/24 750 | О/Д | ЦНТИ Прогресс |
Музейный менеджмент | 32 | 16 100 | Д | |
Экспозиционно-выставочная деятельность музея | 40 | 36 500 | О, З | |
Музыкальное искусство | ||||
Развитие певческого голоса с использованием современных методик обучения вокальному искусству | 108ч | 6 900 | 3 | МИПК |
Преподавание игры на клавишном синтезаторе. Аранжировка и организация ансамбля клавишных синтезаторов | (108ч) | 6 900 | 3 | |
«Современные проблемы теории и истории музыкального искусства» | 72 | 8 000 | О | Консерватория имени Римского-Корсакова |
Основы этномузыкологии | 72 | 8 000 | О | |
Древнерусское певческое искусство | 72 | 8 000 | О | |
Реставрация | ||||
Градостроительство и охрана культурных объектов. Организация работ по их реставрации | 72 | По запросу | О, ОЗ, З | Единый центр дополнительного профессионального образования |
Техническая реставрация и реконструкция зданий | 144 | По запросу | О, З | |
Реставрация предметов из металла | 72 | По запросу | О, З | |
Реконструкция зданий | 150/72 | По запросу | О | МИППК |
Консервация и реставрация исторических ландшафтов | 150 | По запросу | О | |
Организация реставрационных процессов, проектно-исследовательские работы | 72 | О | ||
Социально-культурная деятельность | ||||
Городской праздник: технологии разработки и проведения | 40/32 | 39 500/29 625 | О/Д | ЦНТИ Прогресс Петербург |
Музейная педагогика | 36 | 16 100 | Д | |
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в музейной деятельности | 24 | 12 000 | Д |
*О – очно, З – заочно, ОЗ – очно-заочно, Д - дистанционно
Культура и цивилизация дополняют друг друга и обеспечивают гармоничное развитие общества. Сейчас цивилизация развивается быстро, и в обществе есть запрос на духовную пищу. Качество этой пищи – зона влияния специалистов по культуре, и через курсы повышения квалификации обеспечивается их постоянный профессиональный тонус и рост.