Общие положения
По закону об образовании все условия итоговой аттестации устанавливаются внутри самих образовательных учреждений. Поэтому требований к ВКР выпускников курсов повышения квалификации множество, но общие моменты выделить можно, все они основаны на методических рекомендациях Минобрнауки.
Выпускная работа призвана объективно показать, насколько полученные слушателем курсов знания и умения соответствуют целям и планируемым результатам, которые были поставлены и заявлены в образовательной программе, и в каком объеме она усвоена. Чтобы получить допуск к защите ВКР, нужно успешно сдать все предыдущие тесты и зачеты. Требования структуре и содержанию, рецензированию текста должны быть прописаны в дополнительной профессиональной программе, по которой проходило обучение.
Виды выпускных работ
По направленности ВКР делят на теоретические и практические. Наиболее популярная типология включает курсовые – теоретические работы, проекты – практические, и рефераты – обзорные. Что у них общего?
- Обыкновенно темы даются на выбор, но слушатели могут предложить свою идею.
- Для подготовки выпускной работы слушатель курсов повышения квалификации получает научного руководителя, который поможет с формулировкой темы, подбором литературы и источников, даст советы по содержанию ВКР, составит отзыв.
- Для предварительной оценки ВКР назначается рецензент. Он пишет отзыв на работу, в котором анализирует ее актуальность, достоверность и новизну, профессиональные способности автора, делает вывод о качестве работы в целом.
- ВКР оформляются по стандартным требованиям, с которыми учащихся знакомит методист.
- Итоговую оценку ставит аттестационная комиссия. Решение выносится на закрытом совещании, голосованием, по 4-балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Выпускную работу сдают руководителю и отправляют рецензенту за несколько дней до защиты (точные сроки указываются во внутренних документах учреждения).
Особенности разных форм ВКР можно рассмотреть на примере работ, которые пишут по итогам курсов повышения квалификации педагоги.
Курсовая
Как форма ВКР на программах дополнительного образования курсовая работа несколько отличается от тех, которые пишут студенты в бакалавриате. Главное отличие – она должна демонстрировать профессиональную зрелость исполнителя и умение выполнять самостоятельные исследования.
Текст представляет собой итог научной разработки темы, выбранной из проблемного поля, которое изучалось на курсах. Оптимально выбирать такую тему, которая близка из практики или актуальна для образовательной организации, направившей на повышение квалификации, – это относительная гарантия, что не будет проблем с подбором и осмыслением материала.
Результат исследования должен служить цели улучшения педагогического процесса. Успешно выполненная курсовая – признак глубокого понимания определенной педагогической задачи и готовности решать ее.
Структура курсовой по итогам программы повышения квалификации в общем не отличается от работ, которые пишут выпускники вузов. В ней должны присутствовать те же элементы:
- Титульный лист. На нем указываются сведения о выпускнике курсов повышения квалификации и название работы, которое должно быть кратким, точным, без неопределенностей.
- Оглавление.
- Введение. Занимает 5–7 страниц и включает такие элементы:
- актуальность– нужно показать, почему тема имеет значение для профессии, раскрыть ее связь с программами, над которыми работает учебное заведение, и/ или региональными приоритетами, научными тенденциями;
- обзор литературы – систематизация исследований по теме с целью раскрыть, насколько она изучена; из обзора должен логично вытекать следующий пункт введения;
- постановка цели работы, достижение которой закроет имеющийся пробел в науке, и задач, которые помогут достичь намеченного результата;
- задачи – обусловливают содержание и структуру курсовой, это будущие главы (например: 1) проанализировать состояние разработки проблемы, 2) определить ее сущность и специфику, 3) предложить и обосновать систему управленческих мер, 4) экспериментально проверить эффективность методики, технологии, программы;
- объект, предмет;
- методы – надо рассказать, как подбирался фактический материал, какие методики применялись для его анализа и т. д.;
- источники – официальные, научные, литературные, статистические.
- характеристика структуры выпускной работы – можно пояснить, почему именно в представленной последовательности расположен материал.
- Главы основной части. Как правило, в первой главе излагают теорию проблемы, во второй – делают собственный анализ, в третьей – проводят проектирование, дают рекомендации.
- Заключение. Небольшая по объему часть, 2–4 страницы, в которой подводится итог всей работы. Уместно соотнести полученные результаты с целью из введения – что выполнено, что только отчасти, добавить рекомендации о возможности практического применения курсовой.
- Список литературы и источников. По количеству нет строгих требований, обычно включают 20–25 позиций.
- Приложения. Выдержки из отчетных материалов, планы, протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее не опубликованные тексты – все, что оказалось слишком громоздким для включения в основной текст.
Объем работы различается в зависимости от квалификационной категории и специфики курсов.
На защите курсовой члены комиссии обращают внимание не только на ее содержание, но и на степень самостоятельности автора, актуальность исследования, качество подобранных источников. Выпускнику надо показать, что он умеет конструктивно реагировать на критику, вносить изменения после рецензирования, давать лаконичные ответы, направленные на решение проблемы. Поощряется использование ИКТ, мультимедийных средств.
Проект
В отличие от курсовой, в проекте акцент сделан не на исследовательские, а на управленческие компетенции. По сути, разработка представляет собой серию мероприятий, которые шаг за шагом ведут проектную команду к решению конкретных задач за определенный отрезок времени с использованием ограниченного объема ресурсов.
В образовании речь чаще всего идет о социальных или о творческих проектах. Это может быть:
- выстраивание системы работы в профессиональной деятельности;
- внедрение технологии, которой выпускник курсов повышения квалификации раньше не пользовался;
- проект образовательной программы, пособия;
- усовершенствование отдельных элементов образовательного процесса и т. д.
Приступая к разработке проекта, важно четко сформулировать замысел, очертить круг заинтересованных лиц, определить базу для выполнения работы, включая место, кадры, время, стоимость. Особое значение имеет название: из него должно быть сразу понятно, кто, что и как будет делать.
Основные части проекта:
- Резюме. Здесь кратко и ясно пишут, кто автор проекта, каковы его цели, задачи, затраты.
- Анализ ситуации и постановка проблемы. Это аналог введения курсовой, где идентифицируется проблема и обосновывается, зачем нужно ее решать. Какие конкретно элементы проблемы поможет решить проект? Как он вписывается в контекст – исторический, локальный, федеральный? Формулируя цели, они же результаты, надо охарактеризовать их значимость. Например, они могут тиражироваться как практика или как методика, или у них имеются значимые косвенные эффекты. В этой же части проводится анализ ресурсов (люди, финансы, материальная база, социальный или политический капитал) – они должны быть соразмерными и достаточными.
- План реализации проекта. Какие мероприятия будут проведены для решения каждой задачи, как распределятся ресурсы, время и ответственность. Важно рассматривать альтернативы, чтобы эксперты видели, почему выбраны именно такие мероприятия, почему они эффективны и нужны.
- Мониторинг осуществления проекта. Каким образом может проводиться контроль достижения заявленных целей.
- Жизнеспособность. Всегда важный для экспертов-оценщиков критерий – сохранится ли от проекта хоть что-то после того, как исчезнет стартовая подпитка? Должны быть запланированы мероприятия, которые привлекут ресурсы в будущем. Например, проект может обеспечивать себя сам или получать стабильную поддержку от общества.
- Планируемый бюджет. Хорошо, если в структуре трат порядка ¾ расходов уходят на профильные мероприятия, а все операционное занимает не более четверти. Другой плюс – наличие софинансирования. Оно доказывает, что проект действительно актуальный.
Если проектное предложение готовится для потенциального инвестора, при оценке он обратит особое внимание объяснениям, куда пойдут выделяемые средства, какие результаты будут ощутимы. Среди других факторов оценки: насколько проект изменит социум, организацию по сравнению с тем, что есть сейчас; эффективно ли будут потрачены ресурсы; привели ли усилия к желаемому результату.
Реферат
Среди всех форм выпускных работ слушателей курсов повышения квалификации реферат – самая маленькая по объему. Обычно он занимает 10–20 страниц.
Чтобы написать реферат, нужно внимательно прочесть литературу по теме, связать с собственной педагогической практикой, проанализировать и сформулировать аргументированные выводы. Тема определяется автором, но ее нужно утвердить у преподавателя курсов повышения квалификации, которому поручено руководить написанием выпускной работы слушателя.
В структуре реферата должны присутствовать:
- титульный лист;
- оглавление с указанием подразделов, где каждый заголовок – это один из освещаемых в реферате вопросов;
- введение – как и в курсовой, нужно определить цели и задачи, обосновать актуальность темы;
- основная часть – аналитический обзор публикаций по теме; при необходимости включает схемы, графики и таблицы;
- заключение с выводами, предложениями, рекомендациями, указаниями, какие вопросы удалось рассмотреть глубоко, какие – изучить частично, что можно дальше исследовать.
- библиография.
Оценивая реферат, комиссия или научный руководитель проверяют, смог ли автор раскрыть тему и проработать структуру в соответствии с проблемными вопросами, обращают внимание на общую и специальную грамотность.
Выпускная работа на курсах повышения квалификации – это всегда авторский труд, доказывающий профессиональную компетентность. Писать ее действительно полезно, потому что это помогает систематизировать знания по сложным педагогическим проблемам, что значительно облегчает дальнейшую работу. Конечно, все это верно при условии, что ВКР была сделана самостоятельно и качественно.