Миф 1: «Любые курсы – это повышение квалификации»
Суть именно такова, но юридически всё сложнее. Записавшись на курсы редкого иностранного языка при уважаемом лингвистическом центре, вы запоминаете диковинную лексику, учитесь смело болтать на незнакомом наречии, получаете красивый документ с печатью – и обнаруживаете, что, несмотря на обретение вами новых знаний, никакой новой квалификации, понятной «формалистам» из отделов кадров госпредприятий, у вас так и не появилось.
Эти придирчивые работники реагировали бы на ваши знания совсем по-другому, если бы вы отправились не в какой-либо современный центр, а заглянули бы на университетский факультет дополнительного образования – всё же вузы имеют огромный опыт не только работы в классическом формате курсов повышения квалификации, но и выдачи профессионалам соответствующих удостоверений нужного образца.
Впрочем, не всякому вузу здесь стоит доверять. Насторожитесь, если вам предложат удостоверение о повышении квалификации за курс, продолжительность которого составляет меньше 72 часов. Даже если он очень интересный, не записывайтесь на него только ради «корочки»! Безусловно, в соответствии с приказом Минобрнауки вуз имеет право сократить программу повышения квалификации с 72 часов хоть до 16 часов – но уж слишком быстро он перестроился, вам не кажется? Различия между плановой и фактической продолжительностью курса в принципе нежелательны.
Миф 2: «Повышение квалификации всегда ориентировано на практику»
Хм, а почему тогда среди всего богатства названий курсов нередки формулировки типа «Психолого-педагогических основ учебного процесса», «Теории моды» и «Фундаментальных основ курса химии»? Между прочим, некоторым специалистам легче даются умения и навыки, чем теоретическая подоплека умений и навыков, и таким людям прямо показано штудировать учебную литературу параграф за параграфом. Курсы им в помощь!
Хотя, конечно, практико-ориентированные программы действительно встречаются куда чаще, чем фундаментальные курсы.
Миф 3: «Курсов повышения квалификации столько, что их невозможно систематизировать»
Располагаясь на периферии университетских предложений (не всегда заслуженно), программы повышения квалификации действительно имеют меньше шансов быть централизованно посчитанными, чем все-все-все программы российских бакалавриатов и магистратур. И в какой-то мере вузы сами этому способствуют, не решаясь представить потенциальным учащимся что-либо более оригинальное, чем, безусловно, нужный «Бухучет и аудит». Да и коллекция заманчиво-оригинальных программ вроде курсов оценки антиквариата привлечет к себе внимание, скорее, частных интернет-ресурсов, и вряд ли стоит ожидать, что подобная виртуальная энциклопедия появится, скажем, на одной из страниц сайта Минобрнауки.
Другое дело – инженерные или управленческие программы. Производственная необходимость в высококвалифицированных профессионалах – сильнейший аргумент за то, чтобы сформировать как можно более полное представление о тематическом диапазоне таких курсов в России. И неудивительно, что в стране были созданы Президентские программы повышения квалификации управленческих и инженерных кадров. Во время реализации последней на ее сайте можно было найти многостраничный список курсов, имеющих к ней отношение, и сразу выяснить, в каких вузах их преподают. Программа повышения квалификации управленцев действует и по сей день, на ее официальном сайте централизованно представлены образовательные организации и их учебные программы.
Миф 4: «Как соотносятся программы повышения квалификации с основными программами профессионального образования, совершенно непонятно»
А «старые добрые» 72 часа на что? Смотрите: на преподавание одного университетского предмета в бакалавриате может отводиться примерно 60 лекционных часов в семестр. Прибавьте неполный месяц с похожим расписанием – и вы получите представление о том объеме новых знаний, который даст вам программа повышения квалификации.
У вас наверняка есть любимый учебный предмет. Вспомните мини-открытия, которые вы сделали для себя за полгода его изучения. Может быть, этого периода и мало, чтобы объявлять всему миру о том, что вы освоили новую профессию, однако этого вполне достаточно для того, чтобы счесть такой образовательный опыт по-настоящему важным!
Миф 5: «Поскольку право на бесплатное образование мной уже использовано, повышать квалификацию я могу только за деньги»
Категорий потенциальных учащихся курсов повышения квалификации в вузах насчитывают порой не меньше, чем самих программ: специалисты профильной отрасли, других отраслей, школьные учителя, медики, военные, безработные... Причем разница здесь обнаруживается не только в тематике предлагаемых курсов, но и в оплате. Сами подумайте, много ли могут заплатить за учебу безработные?
Но наиболее распространенную аудиторию слушателей курсов составляют не они, а преподаватели вузов. Сколько бы ни стоило обучение сторонним специалистам – хоть тысячу долларов за программу – преподаватель, как правило, не платит за подобное переобучение ни копейки. А ведь о возможности много и со вкусом учиться желающие работать в университетах обычно столько не думают: в аспирантуру они пойдут, в докторантуру – может быть, но на курсы?
На финансовую поблажку могут рассчитывать и корпоративные клиенты. Если лично вы надумали повысить квалификацию и приглашаете с собой коллег, всем вместе вам могут сделать скидку. Также вуз или другая организация дополнительного профессионального образования вправе сами предложить проводить корпоративное обучение фирме-партнеру.