Это особенная программа для студентов, когда впоследствии на вручении диплома присутствует много гостей из другого вуза или другой страны, а на конкурентном поле коллег по профессии – напротив, очень мало народа: ведь соответствующие выпуски весьма часто бывают отнюдь не массовыми. И если в одном из таких выпусков окажетесь вы, то у вас будет труднопроизносимая степень вроде «магистр ТюмГНГУ и Royal Holloway», а несколькими годами ранее ваш вуз, вполне вероятно, заведет специальный email-адрес: до значка @ там будет написано латиницей сокращенное название одного из вузов-участников программы, а после «собаки» – второго. А с точки зрения государства, всё это будет проявлениями академической мобильности, поскольку нередки соответствующие международные, а не только внутрироссийские программы.
Программы двойных дипломов не назовешь основной услугой, предлагаемой системой образования. Основное – это образование по какому-либо одному направлению подготовки. Да и не услуга это в данном случае, ибо главный акцент здесь на том, кто именно учится. Это очень активный человек. Такому человеку нужно вдвое больше образования, чем другим!
Даже если вы считаете, что у вас не хватит сил на двойной диплом, эту тему имеет смысл изучить: она поможет вам выбрать даже и «одинарное» образование тоже — так, чтобы оно получилось неординарным.
Как начать учиться
Впрочем, сначала надо, чтобы программа двойного диплома в принципе появилась. Для этого нужна счастливая встреча! Встречаются представители факультетов или вузов – и вырабатывают соответствующие договоренности. Потом наступает черед подробностей – и вузы, как это сделали, например, петербургский ИНЖЭКОН и университет прикладных наук Вильдау (Германия), совместно разрабатывают учебный план.
А потом новые программы утверждаются: проходят аккредитацию или валидацию (ее проходила, например, магистерская программа двух дипломов факультета государственного и муниципального управления НИУ-ВШЭ и факультета права, госуправления и международных отношений (LondonMetropolitanUniversity). Одну из этих процедур проводит аккредитационная комиссия, другую – валидационная. Комиссии предъявляют требования к условиям учебы – достаточно ли книг в библиотеке, насколько квалифицированы преподаватели, в достаточной ли мере применяются информационные технологии. А вузы предъявляют требования к своим будущим студентам, и это далеко не всегда похоже даже на очень хорошие результаты ЕГЭ, хотя да, бывает, что сначала претендентам нужно поступить просто в вуз – в бакалавриат или в магистратуру, при которой существует такая программа.
Начнем с того, поступление на программу двойного диплома оформляется дополнительным заявлением. Если программа международная, то ко всем прочим документам могут попросить приложить копию загранпаспорта. Если программа относится к магистратуре, а не к бакалавриату, туда сдается экзамен по специальности. Если человек прошел по конкурсу на одно из направлений двойной программы, он платит меньше, чем если бы оба образования в ее рамках были платными. Иногда требуется уже иметь одно высшее образование – по соответствующему либо любому другому направлению подготовки. Впрочем, иногда двойной диплом – именно бакалаврский, о чем договорились между собой, к примеру, университет прикладных технических и экономических наук Берлина (Германия) и Кубанский государственный университет.
Два языка, две оценки, две страны
Никто не собирается ни умещать 8–10 полных учебных лет в 4–5 лет, ни учить вас целое десятилетие. Это сокращенные программы. Например, для получения двойной степени дополнительно к основному образовательному плацдарму порой достаточно отучиться в другом вузе лишь один семестр. Или – провести два года в университете-партнере и два года в «домашнем» университете. Понятно, что всего в рамках такой программы предполагается не так уж много предметов. Однако иностранный язык среди них скорее всего окажется! И вас ждет сначала либо тестирование по английскому накануне того семестра, в котором ожидается эта насыщенная программа, либо тест типа TOEFL, а потом, в процессе освоения самой программы – специализированный английский углубленно. Или преподавание ряда вузовских предметов на английском. Бывает, что и магистерскую диссертацию такие студенты пишут и защищают на языке Туманного Альбиона: вы готовы к такому повороту дела? А изучать на английском матанализ? Впрочем, на месте английского может оказаться и другой иностранный язык – в зависимости от страны, являющейся вторым участником программы.
Кроме того, студенческие работы в рамках программы двойного диплома получают двойную оценку – от обеих сторон-организаторов.
И еще очень часто в программу заранее вписаны зарубежные стажировки. Они могут выглядеть по-разному: иногда это наши студенты едут еще и за границу; иногда это иностранные студенты, учась за границей, доучиваются еще и в России; а иногда вся учеба проходит целиком за рубежом по местной программе двойного диплома – скажем, в Испании.
И всё же ни разговоры на иностранном, ни поездка в другую страну не приравниваются к освоению специальности. Чему же в основном учат на таких программах?
Конфигурации программ
Между направлениями профессиональной подготовки существует образовательное пространство, и его интересно видеть и развивать. Один из распространенных вариантов программ двойного диплома – сочетание «специализированного» образования с бизнес-образованием, дабы и основы профессионализма заложить, и научить успешно вести дела; к этому совместно стремятся НИУ-ВШЭ и Европейская школа менеджмента в Париже (Франция). Однако на месте бизнес-образования вполне может быть и педагогическое – такой вариант представляет Удмуртский государственный университет, дополняя наукой преподавания совмещенные профили «Технология» и «Информатика».
Но почему бы и не сделать по-другому? Так, в РГГУ, общепризнанно сильном гуманитарном вузе решили сочетать два одинаковых профиля – гуманитарный российский и гуманитарный американский. Вузом-партнером станет Калифорнийский университет в Нортридже. По тому же принципу в 2007 году была создана программа сотрудничества между НИУ-ВШЭ и университетом Люксембурга. Или программа «Понимать Европу»: два диплома, российский и немецкий, по ней совместно выдают Европейский Институт имени Клауса Менерта Калининградского технического университета и Вуппертальский университет в Германии.
Двойные программы – также идеальное место для всяческой компаративистики. Программу двойного диплома можно построить на сравнении. Такова программа для двух стран о двух странах – совместная магистратура РГГУ и университета Фрайбурга (Германия) «Международное литературоведение: немецко-русские трансферы».
Есть даже целые организации, делающие ставку на программы двойного диплома. К примеру, ассоциация T.I.M.E.: в ней более пятидесяти инженерных школ, факультетов и технических университетов и она способствует получению двойного диплома по всей Европе. Ее азиатский аналог – программы двойного диплома магистра в Сетевом университете ШОС; основные вузы, сотрудничающие с ним, это УрГУ, МГИМО, МГУ и Московский государственный лингвистический университет. А с другой стороны, архитектура программы может варьироваться по выбору самого студента – с опорой на набранные им кредитные единицы. Такова программа двойного диплома Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики и университета Никосии (Кипр).
Не так давно, в мае 2011 года, проблемы развития программ двойного диплома российских и зарубежных вузов обсуждались на международном семинаре в Томском политехническом университете. Было признано, что существование таких программ нуждается в бóльших масштабах, нежели сегодня. В самом ТПУ в 2010 году в вузе работали 9 таких программ, в 2011 запускают еще две…
Это тоже критерий выбора вуза!
Иногда по названиям вузов угадать, какова же будет их совместная программа, просто невозможно. Скажем, что может быть общего у Воронежского университета и Калифорнийского лютеранского университета? Оказывается, плодом их сотрудничества стала программа «Финансовый анализ»! Или – кто бы мог подумать, что языком обучения по программе двойного диплома от Академии туризма в Анталии (Турция) и Образовательного института Ассоциации отелей США будет избран русский?
Важно то, чтобы соединение направлений подготовки было не «автоматическим». Программа двойного диплома нуждается в осмысленной разработке. Если вы узнали о существовании какой-либо программы двойного диплома и уже готовы бежать в этот вуз, остановитесь. Сначала изучите саму структуру этой программы и определите для себя, насколько логичен тот или иной ее элемент, какой предмет из какого курса взят и почему. В идеальном объявлении о наборе студентов такая программа должна быть приведена хотя бы вкратце. К тому же одно из экспертных мнений гласит, что при этом 2 соответствующих предмета в вузах-партнерах должны преподаваться совершенно одинаково.
И дело здесь не только в том, что вы можете подобрать для себя наиболее подходящее вам сочетание специальностей. Дело еще и в том, что наличие в вузе программы двойного диплома может многое сказать о самом вузе! Для вуза это косвенный способ получить признание качества своего образования извне, от вуза-партнера. Не всё же надеяться на рейтинги и отзывы! Если один вуз работает в команде с другим, значит, они либо довольны качеством образования друг у друга, либо знают, как грамотно можно дополнить «недостающие элементы» за счет друг друга. Это показатель и востребованности вуза в обществе, и его умения сотрудничать – вот в какой среде вы можете учиться!
С другой стороны, узнав, что в вузе есть одна или несколько программ двойного диплома, проверьте, имеют ли они отношение к вашей конкретной специальности. Бывает, что только одна из многочисленных специальностей вуза дает возможность обучения по такой программе, а остальные вполне обычны. Если же при выборе ограничиваться лишь названием программы, погоня за двумя дипломами будет по сути мало чем отличаться от погони за двумя зайцами, запечатленной в известной пословице.
Программы двойного диплома – это воплощенные межпредметные связи и безграничные возможности! Умение переносить знание из одной области в другую появляется у людей не так уж рано, и возникновению его способствует именно развитие и образование в разных областях. И даже если профессиональная область в рамках программы изучается всего одна, но происходит это в двух странах, то у такого профессионала становится выше способность разрешать деловые проблемы: спектр подвластных ему задач и решений становится шире.