Вопросы для самопроверки – чудесная разновидность вопросительных предложений. Как никакая другая, она прямо дает понять, кто именно отвечает за ваши знания. Да-да, именно так: вы сами!
Впрочем, у вас еще нет никакого опыта собственной учебы в интересующем вас высшем учебном заведении, поставленном нами в центр этого опросника.
Да и конкретный вуз вы, скорее всего, пока не выбрали. (А если вы уже его выбрали и любите, то всё равно вряд ли вы его как следует знаете. Ведь вы пока туда не поступили.)
И в данном случае, раз уж ответы вам неизвестны, навести отдельные справки можно у всех понемногу: в качестве респондентов сгодятся и учителя, и родители, и друзья, и знакомые студенты – и, конечно, настоящие инсайдеры: преподаватели вузов, эту публику можно встретить на образовательных выставках. К слову, провести другую столь же запоминающуюся беседу с вузовскими педагогами вам доведется весьма скоро – уже во время первой сессии, когда вы расскажете им избранные отрывки из курса лекций за полгода. Кстати,
1. … хорошо ли читают лекции и вообще учат в этом вузе?
Школьные учителя часто демонстрируют своим обликом гремучую смесь самоотверженности, властности и забитости. Хочется чего-то более здравого, интересного. Оттого ждешь от университетских преподавателей особенной харизмы. Есть, есть в них это, и, если после лекции вы подойдете к ним пообщаться, они вас не отфутболят. И всё же не давайте ввести себя в заблуждение.
2. Отвечает ли факультетская программа моим ожиданиям?
Подлинный ответ придет к вам синхронно с дипломом бакалавра, но будет уже поздно! Так что чем раньше вы выясните всю правду, тем лучше. Заодно сформулируйте свои ожидания от вуза и поговорите с выпускниками.
3. Много ли придется заниматься дома?
Спору нет, без пресловутых «10 000 часов» повторений мастером не станешь. Лишь бы это не превращалось в начетничество, когда мотивации заниматься нет, а есть только обязанность. Педагоги, которые не ценят ваше время и не допускают того, чтобы у вас регулярно случались выходные, вряд ли состоялись в профессии сами: как-то не чувствуется во всем этом свободного самоуважения!
4. Расскажите о дополнительных возможностях, которые дает учеба на выбранном факультете
А если не можете пока рассказать – бегом в Интернет, узнавать. Всё это очень серьезно: ведь порой не то что узкая специализация, а даже еле заметные штрихи к этой узкой специализации вырастают до основного профессионального интереса выпускника вуза. Кстати, способен ли университет оперативно организовать факультатив по запросам студентов? А расширить прием на популярный спецкурс?
5. Достаточно ли учеба в этом вузе связана с практикой?
Выясните, какие практики проходят студенты на разных курсах, кто организует практику, профессионально ли он это делает, как отзываются о практике выпускники вуза. Узнайте, какую именно реальность исследует практика – освоение ли это стандартного круга обязанностей профессионала или успешные попытки решить наиболее актуальные проблемы деятельности современного поколения ваших будущих коллег. Первое – необходимо. Второе – хорошо бы, чтобы тоже затрагивалось, иначе диплом дипломом, а с этими проблемами потом самому сражаться придется. А много ли в университете преподавателей-практиков – действующих профи? И приходят ли туда такие профессионалы – на этот раз необязательно действующие преподаватели – со стороны, дабы выступить с открытой лекцией? Ведь помимо них в альма-матер наверняка есть самая большая группа товарищей, которые просто читают «закрытые» лекции и принимают экзамены. Проверьте, сильно ли эти люди оторваны от жизни. Если сильно, искать собственное место в профессиональной жизни вам придется совершенно без поддержки университета. Но зачем тогда нужен такой вуз?
6. Сколько стоит учеба на выбранном направлении на платном отделении вуза и оправданы ли такие траты?
Погодите кричать: «Это слишком дорого!», не обобщайте. Распишите подробно примерные затраты учебного заведения на подготовку одного бакалавра и прикиньте собственные грядущие расходы на проезд, еду, книги и краску для принтера, а также возможные доходы от работы по специальности со стартовых позиций. Ну как вам баланс? А если вы поступаете на бюджет, всё равно полюбопытствуйте, сколько стоит обучение на соответствующем платном.
7. Можно ли сочетать полноценную учебу на выбранном факультете с одновременной работой?
Поверьте, варианты учебы «в свободное от работы время», по сравнению с серьезной академической нагрузкой, выглядят усеченными. А если не верите, поговорите об этом хотя бы с одним студентом- «дневником» и одним студентом- «вечерником». И сопоставьте их ответы между собой.
8. Насколько серьезно в этом вузе относятся к трудоустройству его выпускников?
Тут возможны самые разные сочетания. Ярмарка карьеры – долгая-долгая пауза – новая ярмарка карьеры – и тишина… Или искреннее беспокойство педагога за ваше будущее – при этом сам педагог волнуется так именно потому, что не ориентируется в отраслевом рынке труда. Какие компании вхожи в университет и ищут здесь себе сотрудников? Свою трудовую судьбу в любом случае нужно будет устраивать самостоятельно, однако и вуз хотелось бы по этому критерию оценить!
9. Обучают ли в этом вузе коммуникации с будущими коллегами?
Студентов учат работать в тиши библиотек, но совсем скоро им придется услышать подлинный звуковой фон, сопровождающий работу дипломированного профессионала. Каждая отрасль имеет свой типичный «рисунок» общения: где-то требуется безукоризненное соблюдение этикета, где-то – позволительны настоящие выплески эмоций, где-то царят сплошной «позитив» и шуточки, где-то перебарщивают с пессимизмом и нытьем. Важно и впросак не попасть, и не усвоить не слишком здоровую модель коммуникации. Да и пусть бы говорили, что хотят, ну а что если вам не понравится стиль общения представителей вашей специальности – и только это? В вузах очень редко рассказывают, чего ждать от профессии в этом отношении. Чай, не на курсы риторики пришли. Но ведь учиться общаться студенту нужно не ради красного словца, а для того, чтобы впоследствии проводить профессиональные решения в жизнь. И работать в команде! И возглавлять коллективы, кстати. Или тут вовсе не учат быть лидером?
10. Не препятствует ли этот вуз тому, чтобы его студенты поучились какое-то время за границей?
Обратите внимание не только на то, с какими университетами и в каких странах вуз заключил договоры, но также и на то, работают ли эти соглашения, когда дело касается студентов, или одни лишь преподаватели ездят туда-сюда погостить. Важная деталь: о том, что вуз организовал стажировку, все-все-все его студенты должны узнавать не тогда, когда группа счастливчиков уже вернулась из поездки, а тогда, когда идет набор кандидатов в «интеллектуальные путешественники».
А еще проанализируйте, действительно ли все эти странствия способствуют росту профессионализма на международном уровне или это, скорее, прогулки такие – с размахом.
11. Встречаются ли среди факультетских преподавателей настоящие исследователи и научные звезды?
Нет, необязательно кандидаты или доктора наук – сегодня эти степени присуждаются порой формально, – а именно настоящие ученые (хотя среди них могут быть и кандидаты, и доктора). Научная компетентность преподавателя проявляется на разных уровнях. На обыденном – такому человеку интересен мир и разные явления в этом мире, он уважительно ведет спор с неглупыми людьми и не прекращает исследований ни на день. А на рабочем уровне он не ограничивается скромной публикацией в нетолстом кафедральном сборнике раз в год, а активно беспокоит своими открытиями университеты и научные центры во всех уголках мира, представляя там свои статьи по возможности на языке ученых принимающего государства.
12. Все ли преподаватели выбранного факультета учат студентов размышлять?
Разумеется, в любом вузе кто-то да учит размышлять – другое дело, много ли в нем таких людей, велика ли их концентрация в преподавательском составе. Да вы и сами еще к моменту выдачи вам студенческого билета должны будете уметь мыслить, а иначе возникают сомнения, сами ли вы придумали ответы к частям B и C единых экзаменов. Но в целом хорошее высшее образование помогает студенту привести мысли в порядок и грамотно подвергать сомнительные утверждения тому, чему и следует их подвергать: сомнению. Такая практика важна для последующего профессионального бытия – оттачивая свое профессиональное мастерство и строя карьеру, вы должны будете много и быстро думать.
13. Повышает ли вуз компьютерную грамотность своих студентов?
Многие уже и так всё изучили – все эти бесчисленные утилиты, плагины, приложения… Их компьютеры давно готовы к самостоятельным полетам в космос. Однако раз университет – это университет, то в университете должны знать еще больше программ. По специальности, само собой. Должны их знать – и обучать работе с ними. Расспросите об этом выпускников выбранного вуза. Другое дело, что даже при удовлетворительном ответе ситуация может измениться: за ближайшие годы технический прогресс наберет обороты, а преподаватели рискуют от него отстать.
14. Здоровая ли атмосфера в этом вузе?
Здесь поможет только личный визит в учебное заведение. Можно прийти на день открытых дверей и почувствовать дух исследования, прилежной учебы, доброжелательности и участливости – или, напротив, зазнайства, снобизма, лени и равнодушия.
Ведь бывает же: преподает профессор добросовестно, а в коридоре на приветствия не отвечает; лекции блестящие – а профсоюз бездействует… Если обстановка вам не понравится, но при этом на качестве образования она не отражается, взвесьте еще раз хорошенько: стоит ли учиться в таком университете или собственное хорошее настроение дороже.