Гуманитарное образование славится обилием красивых слов – увы, не всегда дельных и порой не способствующих работе по профессии в дальнейшем. Поэтому так важно научиться быстро ориентироваться в этом многословии и отличать правду о вузе от приукрашивания действительности.
Это фантастика!
Вы любите фэнтези? В гуманитарных вузах Москвы подобные книги не слишком жалуют: мол, сначала античную литературу в подлиннике освойте, барокко от сентиментализма научитесь отличать, прочтите хотя бы сотню реалистических романов, а потом и позорьтесь со своей любовью к этому «выдуманному» жанру. При этом сами гуманитарные факультеты можно сравнить именно с фэнтезийными мирами: они герметичны, красивы и один оригинальнее другого.
Культивировать оригинальность – дело принципа. Чтобы гуманитарная мысль развивалась, каждое следующее учение должно вступать в диалог с предыдущим, совершенствовать его и в то же время отрицать, устанавливать новые связи с прошедшими эпохами и чутко отражать современные ему общественные процессы. И в этом контексте студент – это тот, кто вдруг словно бы оказывается в одной из таких эпох, потому что преподаватели вуза, в который он поступил, поголовно ею увлечены, считая ее самой важной. А вот созвучна ли она окажется лично ему – это уж как повезет.
Дисциплины, не относящиеся к числу точных, сложно преподавать единообразно. Даже по поводу фонемы – мельчайшей единицы языка – ученые успели разойтись по разным сторонам баррикад, и в результате в Москве и Санкт-Петербурге эту «мелочь» трактуют отнюдь не одинаково. А ведь лингвистические предметы считаются чуть ли не математикой на фоне истории философии, теории и истории русской и зарубежной литературы, истории литературной критики или Средних веков, эстетики, этики, религиоведения, политологии, риторики, культуры повседневности и прочих предметов, позволяющих преподавателю безнаказанно самовыражаться. И множатся лекции, порой настолько увлекательные, что некогда и оценить: а действительно ли такое образование можно считать качественным?
К счастью, решение проблемы есть, и не одно.
Факультет «в предметном выражении»
Можно было бы дотошно спрашивать выпускников интересующего вас вуза, хорошо ли там преподавали методологию социологии, методологию истории, историю русского литературного языка – и таким образом, постепенно перечислив всё университетское расписание полностью, выяснить правду о каждом из предметов. Но это долго! А если на том же самом факультете функционирует второй поток, на котором работают совсем другие преподаватели тех же предметов, то подробная информация, добытая с таким трудом, вам не слишком поможет. Что делать?
Чтобы съесть торт, его сначала нужно разрезать на куски. Так и тут. Разделите всё разнообразие предметов интересующего вас факультета на несколько групп, а потом узнайте, как обстоит дело с качеством преподавания в каждой из них.
Что это могут быть за группы? Если речь идет об историческом факультете, то групп две – собственно исторические, а также общегуманитарных дисциплин. Если факультет имеет смешанное название – к примеру, философско-культурологический, – то речь пойдет уже о других группах, философской и культурологической, как нетрудно догадаться. А если вы планируете учиться на гуманитарном факультете педагогического вуза – например, филфаке, – то групп будет три: языковая, литературная и психолого-педагогическая.
Не будем сбрасывать со счетов человеческий фактор: в каждой из наших условных групп в реальности могут бок о бок трудиться блестящие педагоги и халтурщики. Однако здесь действует и другой принцип: предметы одной из групп в совокупности всё-таки будут преподаваться сильнее, чем предметы другой группы. Для вас важно, чтобы на факультете наиболее качественно обучали тем предметам, которые интересуют вас больше всего, и в то же время чтобы ваши пробелы в знаниях и интересах не совпадали с предметами, наименее интересующими педагогический коллектив вуза.
Внимание на кафедры!
Итак, каким образом преподают отдельно взятый предмет в интересующем вас вузе – для вас это пока тайна. Однако уже сейчас вы способны определить, какие направления исследований, а, следовательно, и углубленного изучения предметов в приоритете в вашей потенциальной альма-матер, а значит – вы имеете все шансы найти по ним достойных руководителей своих курсовых и дипломных работ.
Для этого не пожалейте полдня на то, чтобы сравнить списки кафедр разных гуманитарных вузов и факультетов. Каждая кафедра отвечает за преподавание ряда дисциплин. При сопоставлении вы обнаружите как сходство (скажем, кафедры истории Древнего мира или философии входят в обычный гуманитарный набор), так и различия: кафедру истории Церкви и кафедру истории стран ближнего зарубежья (МГУ), отдельную кафедру современного Востока и Мезоамериканский центр, в котором изучают историю доколумбовой Америки (истфак РГГУ) и тому подобные «экзотические» кафедры. Соответственно, изучать доколумбову Америку в каком-то другом месте имеет смысл только в том случае, если вы отыщете там отдельного суперталантливого профессора, который один из всех университетских коллег занимается именно ею, но это рискованный шаг.
А когда вы вглядитесь в списки кафедр еще более пристально, то заметите, что даже «обычные» подобные подразделения разграничили области знаний отнюдь не по единому образцу. Так, если в одном вузе сосуществуют кафедра русской классической литературы, кафедра русской литературы XX века и кафедра зарубежной литературы, то в другом дело может ограничиться единой кафедрой русской и зарубежной литературы, зато в третьем вы обнаружите совершенно отдельную кафедру русской литературы XIX века. Соответственно, первый вуз подойдет тому, кто хочет исследовать какое-либо литературное явление, полностью совпадающее с профилем одной из трех кафедр, второй – тому, кого интересует влияние русской литературы на зарубежную (или наоборот), а третий – тому, кто специализируется исключительно на золотом веке отечественной прозы или поэзии. В противном случае «заблудившихся» студентов будут отфутболивать от кафедры к кафедре: мол, моя кафедра с краю, ничего не знаю, ищите себе научного руководителя у соседей!
Изюминки программы
Как относятся в университете к организации спецкурса, так, скорее всего, относятся и к базовым дисциплинам, без которых невозможно себе представить тот или иной гуманитарный факультет. Спецкурс преподают халтурно? Значит, и в основной программе вас поджидают досадные пробелы. В качестве спецкурса изучается латынь, которая традиционно была обязательной для любого гуманитария? Очень странно.
Спецкурс – это отдушина для педагога. Это как хобби! Если список кафедр демонстрирует абитуриенту коллективные научные предпочтения преподавателей, то список спецкурсов рассказывает ему о том, какие темы для углубленного изучения интересны доцентам и профессорам в индивидуальном порядке. А вдруг ваши интересы совпадут, и вы искренне захотите ходить к педагогу именно на этот спецкурс? Тогда и с основными предметами, преподаваемыми тем же человеком, справитесь: на перемене он охотно объяснит вам тезисы, которые вы недопоняли на лекции.
Вкусы и атмосфера
Здесь любят ироничный постмодернизм, а вы поклонник Есенина? Вас интересует хеттская цивилизация, а на вашем истфаке больший интерес вызывает Екатерина II? Вы хотите отвечать на экзамене строго по лекциям, а здесь это расценивается чуть ли не как списывание? Вы желаете понять, что такое дискурс, нарратив, интертекстуальность и герменевтика, а здесь эти термины затрагиваются вскользь, зато подробно изучаются взгляды российских славянофилов XIX века? Здесь на лекциях не упоминаются ни Пьер Бурдьё, ни Ханна Арендт?
Если вы пока в принципе мало знаете о будущей специальности, всё это может быть и не так важно. Но только поначалу!
Можно прийти на гуманитарный факультет просто непредвзятым человеком, открытым всем новым знаниям, а труд по формулированию выводов обо всём изученном отложить на потом. Ведь на гуманитарных факультетах вам обязательно должны преподавать многовековую историю мнений о том или ином предмете – вот и сосредоточьтесь на том, как она развивалась и почему одни тезисы сменяли другие. Зато потом вы с легкостью будете датировать типичную для своего времени цитату из специализированного текста.
А у выпускников выбранного вами вуза можно спросить, не имел ли привычки пропускать ли кто-нибудь из педагогов важные темы в истории основной факультетской дисциплины. Замечено: имея сложившиеся пристрастия к отдельным темам программы, преподаватели вузов порой так и норовят вдвое дольше, чем требуется, объяснять философию стоицизма, при этом оставляя эпикуреизм на самостоятельное изучение, или углубляться в раннее творчество Толстого, намеренно «забывая» рассказать о его зрелом романе «Воскресение». Конечно, сильные студенты и так всю программу сами способны освоить, но зачем тогда вообще называть самообразование учебой в высшем учебном заведении?
Отзывчивость преподавательского состава, готовность даже самого маститого профессора объяснить непонятливому студенту после четвертой пары лекций сложную тему еще раз – плюс к вашей оценке атмосферы вуза. Доброжелательные преподаватели, готовые делиться знаниями – это норма, на которую стоит ориентироваться, чтобы учиться было приятно. А вот хамство и снобизм профессуры, сами понимаете, прелести вузу не добавят.
Учат ли в вузе думать
Думать нужно уметь уже в школе, другой вопрос – пропустит ли институт в ряды своих студентов человека, этого не умеющего, и потерпит ли он такого студента.
Сами выпускники интересующего вас университета, скорее всего, скажут, что да-да, конечно, их учили думать также и в студенческие годы. При этом далеко не каждый может понимать, о чем это таком вы сейчас спрашиваете. Лучше найдите развернутые высказывания выпускников интересного вам вуза в Сети и проверьте их на логичность. Всё там в порядке с тезисами и аргументами? Сколько баллов набрал бы такой текст, будь он не постом из блога или не статьей на портале, а хотя бы «сочинением» из части С на ЕГЭ?
Конечно, если большинство выпускников интересующего вас вуза неподдельно интеллектуальны, это не гарантирует, что и вас учеба в том же учебном заведении сделает просто блестящим мыслителем. Однако она как минимум поможет вам совершенствовать ваше мышление! Что ж, это хороший признак вуза, в который стоило бы поступить.