Вы заходите на сайт какого-нибудь университета - и сразу видите раздел «Абитуриентам». Удобно, конечно: информация об экзаменах, правила приема - всё там есть, всё компактно собрано. Однако правы те, кто усомнился, что прочие сведения о вузе абитуриентов не касаются. Касаются. По-настоящему современному абитуриенту нужна как можно более полная информация. Никто не хочет, чтобы его альма-матер перевели в другой город, понизили в статусе или вовсе закрыли - этими ужасами время от времени пугают в общероссийских новостях. Однако в разделе «Абитуриентам» подобная информация не отразится никогда, даже если эта угроза станет реальной. Согласитесь, что и в заявлениях представителей органов управления образованием она отражается лишь в пересказе: большего не вместит сжатый формат новости.
Первичные данные о вузе
Для чиновников на вузовских сайтах обычно заведен раздел со странным названием «Первичные данные о вузе» - вот он действительно подробный. Там в открытом в том числе и для вас доступе перечислены данные по многим критериям, на которые обращают внимание инстанции, устраивая вузу проверки. А ведь можно выбирать вуз, основываясь на тех же самых критериях!
Знаете ли вы, например, по каким учебникам учатся студенты в интересующем вас вузе? Расспросите их об этом. Расспросите об учебниках еще и студентов в близких по профилю вузах - и сравните получившиеся перечни. Будет лучше, если вы полистаете эти учебники и сопоставите их более обоснованно. Впрочем, об учебниках в первичных данных будет сказано лишь, что они рецензированные. Смысл таких рецензий заключается в научно-контролирующей оценке текста учебной книги - она признает излагаемую там информацию в качестве проверенной, истинной и надежной.
Все знают, что победитель олимпиады школьников считается очень хорошим потенциальным студентом. Однако существуют еще и студенческие олимпиады - представьте себе, насколько превосходят обычных студентов победители и призеры Всероссийских и международных студенческих олимпиад! В первичные данные о вузе заносится количество таких людей.
Информация о преподавателях вуза
Для проверяющих комиссий важно также количество профессоров, находящихся в данном вузе на основной работе, то есть как минимум на полставки. Зачем такое выясняют? В идеале основная работа в вузе должна быть материально привлекательной для преподавателя с заслугами, позволяющими претендовать на профессорское звание.
Средний индекс цитирования преподавателей вуза - для вас это не столько числовая величина, сколько доказательство того, что педагог разбирается в Интернете не хуже вас. Исследования показали, что индекс цитирования у научной работы, размещенной в открытом доступе во всемирной Сети, в 2,6 раза выше, чем у аналогичной публикации, существующей исключительно в бумажном варианте. И, конечно, важно, чтобы хотя бы основные тезисы работ, написанных преподавателями интересующего вас вуза, были переведены на английский: так научные достижения вашего вуза станут известны большему числу исследователей со всего мира.
Многословная и сложная формулировка «количество работающих в вузе профессоров, находящихся на основной работе в другом вузе, имеющих индекс цитирования, больший, чем штатные преподаватели» - это тоже первичные данные о вузе. Скольких сторонних именитых ученых заинтересовал вуз? Многих? Это хорошо: вас будут учить в том числе и специально приглашенные педагоги.
Поначалу кажется, что критерий «количество научных публикаций в рецензируемых российских и зарубежных изданиях» страшно далек от абитуриента. Впрочем, для аспиранта он уже актуален: порой его обязывают публиковать статьи обязательно в рецензируемом издании - а там бывает так, что очередь на публикацию уже растянулась на несколько лет вперед… Такая ситуация совершенно не зависит от вуза. Зато если количество состоявшихся публикаций в вузе значительно, это говорит о сформированной в нем научной среде. Ее наличие сэкономит вам время на поиск информации о новейших исследованиях, поскольку о них просто будут говорить вокруг вас. В этой среде вы получите качественное образование, даже если не собираетесь становиться ученым.
Еще не разобрались в разнице между похожими друг на друга специальностями высшего образования? А тем временем в вузе идет показательный подсчет аспирантских специальностей, то есть выясняется еще одна грань научного авторитета вуза.
Какой объем средств вкладывает вуз в свою научно-исследовательскую работу (в том числе в рамках международного сотрудничества) и разработки? Когда вы ознакомились с этими финансовыми данными, необязательно вдаваться в подробности расчетов. Просто сравните аналогичные цифры по нескольким вузам, а также поговорите со студентами, которые занимаются научной работой: выделены ли на нее средства или нет. Также вы можете узнать на сайтах вузов, сколько денег тратится на капремонт, покупку оборудования, сколько - получено от деятельности, приносящей доход, сколько - направлено на развитие объектов социальной инфраструктуры всяческих санаториев-профилакториев и лагерей при вузе.
Удачного выбора!