Для студентов, желающих стать предпринимателями, но не стопроцентно уверенных в том, что на начальном этапе они справятся со всеми сопутствующими трудностями, в вузах есть эффективное решение – бизнес-инкубаторы. Какая информация об этом пригодится человеку, который, возможно, еще не определился с местом учебы, но уже подумывает об открытии собственного дела?
Отличное сочетание
МГУ и МГИМО, «Вышка» и «Бауманка», Краснодарский и Томский университеты, Южный и Дальневосточный федеральные университеты – в этих и других вузах России функционируют особые структурные подразделения: бизнес-инкубаторы. Работают они для того, чтобы поддерживать стартапы – новые, быстрорастущие бизнес-проекты, в которых могут участвовать студенты.
Бизнес-инкубаторы совсем не обязательно должны существовать именно в университетской среде (самый первый из них был основан при американской фабрике), однако очень удобно, когда подобная организация создается там, где много инициативной молодежи, а университет – как раз такое место.
Это дальновидно – считать студента представителем формирующейся российской инновационной экономики, а не смиренным учеником, только и способным конспектировать лекции, сдавать сессию в срок и писать курсовые работы под указку профессора. Потом такой ученик отправился бы на ярмарку карьеры, организованную в его альма-матер, и превратился бы в наемного работника уже готовой компании.
Успешное трудоустройство – это хорошо. Однако это не предел способностей человека с высшим образованием. Для тех, в чьи амбиции входит применение университетских знаний в собственном бизнесе и коммерциализация собственных разработок, университет и бизнес-инкубатор – отличное сочетание, не правда ли?
Третья задача
Правда состоит в том, что обучение студентов – не единственная функция вуза. Если бы она была единственной, то преподаватели не стремились бы к очередному ученому званию или должности на кафедре, библиотека выдавала бы только учебники и развлекательную литературу и избавилась бы от «лишних» научных трудов, а вместо еще одной конференции предпочли бы устроить еще одно спортивное соревнование. Ну и, конечно, никакого бизнес-инкубатора не было бы.
Иными словами, в университетах не только учатся. И не только занимаются наукой – в них выстраивают по возможности новаторскую позицию учебного заведения по отношению к изучаемой отрасли: подразумевающее ее словосочетание «третья задача» уже несколько лет как стало нарицательным в вузах мира. Чем активнее вуз, тем лучше. Проводится, например, в вузе фестиваль науки – почему бы не дополнить его фестивалем бизнес-идей и почему бы не реализовать эти идеи? Помимо практики, шлифующей исполнительские функции профессионала, и стажировок, делающих больший упор на отработку навыка принятия решений, важна и деятельность, в рамках которой студент учится абсолютной ответственности за собственный проект.
Как и сам вуз, бизнес-инкубатор в вузе существует не только для отдельного студента с его стартапом. И не только для коллектива студентов с их бизнес-связями. Успешный выпускник вуза вполне может продолжить сотрудничество с бизнес-инкубатором.
В конце концов, для того ли бакалавра или магистра столько учили, чтобы ограничить его последующее общение с альма-матер визитами на вечера встречи однокурсников?
Бизнес-инкубаторов в идеале не должны избегать и преподаватели, потому что лучших из них время обязывает быть практиками. Бизнес-инкубаторы делают репутацию вуза в мире бизнеса более интересной. Так, МГИМО становится еще и вузом, в бизнес-инкубаторе которого придумали “Qirme” – размещение на московских архитектурных памятниках QR-кодов; а НИУ ВШЭ – еще и вузом, в бизнес-инкубаторе которого затеяли проект “Skillopedia” (энциклопедия умений и навыков). А по большому счету, инкубаторы возвращают вузам возможность вновь стать технологическими школами для отечественной промышленности.
Выбираем направление учебы и предпринимательства
Каких только бизнесов не бывает в природе! Богатая и гибкая фантазия предпринимателей способна порождать крайне оригинальные идеи. Однако бизнес-инкубатор, как правило, действует в рамках определенного направления, будь то технологии или производство, новые материалы или экология, строительство или телекоммуникации. Либо что-то еще. И предприимчивому абитуриенту, несомненно, пригодится информация о том, совпадает ли выбранное им направление подготовки с бизнес-поисками интересного ему вуза.
Новость со знаком плюс: бизнес-инкубатор может быть открытого типа – когда вы свободно приходите туда из другого вуза и подаете заявку на участие. Это значит, что определяться с профилем будущего бизнеса можно пока не спешить: вы всегда успеете наведаться в инкубатор открытого типа, куда бы вы ни поступили.
А вот инкубаторы закрытого типа предназначены только для студентов конкретного вуза.
Но и в этом случае можно рассчитывать на то, что они рассмотрят идеи для разных отраслей. Впрочем, больше всего инкубаторам интересны технологии – новаторские способы изготовления того или иного продукта. Также бизнес-инкубаторы помогут вам заниматься информационными, организационно-управленческими, социальными и техническими инновациями.
Несмотря на то, что сами по себе университеты подвергаются постоянному ранжированию, университетские бизнес-инкубаторы составителям рейтингов пока не столь интересны. Правда, несколько лет назад журнал “Forbes” назвал самыми эффективными бизнес-инкубаторы Академии народного хозяйства, Высшей школы экономики, МГУ и РЭУ имени Г. В. Плеханова – если вы доверяете спискам вузов, составленным не вами, можете к этому прислушаться. А можете просто зайти на страничку любого бизнес-инкубатора – и посчитать перечисленные на ней стартапы. Впечатлило?
Даже если абитуриент не предприимчив, наличие в интересном ему вузе бизнес-инкубатора – просто хороший знак: вуз умеет отвечать вызовам времени. А вот если бизнес-инкубатора в вузе пока нет, а поступающий, наоборот, хочет заниматься бизнесом, то, став студентом, он вправе поставить вопрос о том, чтобы такой инкубатор был создан в вузе.
Гнездо для вузовских стартапов
Как устроен бизнес-инкубатор? В его распоряжении – офисное пространство, часть которого он может предоставить вам, и тогда – подумать только! – вы сможете официально делать свой бизнес на территории вуза, в котором учитесь. И важно, чтобы вуз оставался не исключительно площадкой для этого, поскольку всегда можно придумать, как сочетать ведущиеся в нем исследования с целями вашего бизнеса.
В команде бизнес-инкубатора – кураторы стартапов, менеджеры образовательных проектов (они отвечают за организацию образовательных мероприятий этого подразделения – тренингов, стартап-школ, форумов и не только), event-менеджеры, пресс-служба и другие важные звенья. А вы можете стать тут, для начала, резидентом – именно так называют лидеров стартапов в инкубаторе – и вас будут учить управлять своим бизнесом и развивать его.
Консультации, которые вы получите, коснутся вопросов права, налогообложения, финансов, грантовых и иных программ поддержки бизнеса, продвижения и инновационного развития, привлечения инвестиций и партнеров – а еще умения грамотно оснастить рабочие места Интернетом, телефоном и ксероксом. Постепенно становясь уверенными – и состоятельными! – бизнесменами, резиденты размывают границы вузовских бизнес-инкубаторов, привлекая туда молодежь, желающую повторить успех своих друзей. Стартап, возникший в этом уютном гнезде, развивается в нем года три, а затем уступает место новым проектам. Развивается и команда, постоянно повышая квалификацию, а также обмениваясь опытом на профильных форумах, в том числе и международных.
Как стать резидентом
У будущего резидента должны быть развиты бойцовские качества и умение сочетать учебу и работу. Впрочем, всё это хоть и необходимо, но не существенно. А существенно – наличие интересной идеи, которую потребуется развить до бизнес-плана. Для этого нужно реалистично представлять себе рынок, на который выйдет ваша компания, и хорошо видеть то, что она может этому рынку предложить.
Оглядеться по сторонам придется не только на рыночных просторах, но и в стенах альма-матер: если в интересующий вас вуз в принципе поступают инициативные студенты, готовьтесь к тому, что они не пройдут мимо бизнес-инкубатора, и вам придется выдержать конкуренцию даже на стадии подачи заявки (допустим, у кого-то уже есть не только идея, но и деньги на ее реализацию). С другой стороны, это будет конкуренция за поддержку, которую в противном случае вы бы просто не получили. Но ведь другие студенты – это не только конкуренты; в конце концов, вы можете собрать и свою команду!
Вы пройдете, если вашу идею команда инкубатора сочтет перспективной. Возможно, что эта перспектива будет даже несколько «на вырост»: правила эксплуатации помещений инкубатора не позволяют слишком придирчиво относиться к проектам и развивать лишь ограниченное число «избранных» стартапов. Если вас примут, с вами будет заключен договор о сотрудничестве.
Теперь вернемся в ту точку, где от желающего стать участником бизнес-инкубатора потребовалась бизнес-идея. Что делать, если такой идеи пока нет, а желание заниматься бизнесом при поддержке родного вуза уже возникло? Для подобных случаев в некоторых вузах тоже есть решения – это пре-инкубаторы, растящие будущих резидентов, и конкурсы проектов, мотивирующие к тому, чтобы заняться изобретениями в принципе, и «обучающие» соревнования, где проект нужно разработать за ограниченное время либо в рамках готовой задачи. А вообще бизнес-инкубаторы – необязательно университетские – подходят к этой проблеме по-другому: они устраивают так называемые hackathons, или hack days – мероприятия, на которых идеи в интенсивном режиме и массово доводятся до ума и потом – пусть уже и не все – реализуются в виде бизнесов.
Феномену бизнес-инкубаторов – более полувека. Однако в девяностые годы, когда во всем мире число их уже перевалило за тысячу, в России они только начали создаваться. Сегодня в нашем государстве их больше ста, в планах создать пятьсот; притом, что есть и другие страны, в которых таких инкубаторов – по тысяче в каждой. Да, международного размаха пока не хватает, но ведь сам факт наличия одной-единственной бизнес-идеи, которую вскоре можно реализовать – это уже здорово!