«Поступлю куда-нибудь – а потом переведусь в нужный мне вуз (или на нужный факультет)» … Эту позицию каждый год занимает множество вчерашних школьников. Такое решение может быть единственным выходом для тех, кто запутался в гонке поступления, но сохранил желание учиться. Рассмотрим основные проблемы, связанные с переводом из вуза в вуз или с факультета на факультет, а также преимущества, которые можно извлечь из этого действия.
Законодательная база для перевода
Правила перевода студентов из одного вуза в другой были установлены приказом Министерства образования РФ № 501 от 24.02.98 «Об утверждении порядка перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое». Согласно тексту приказа, в государственных учебных заведениях перевод может быть осуществлен только при наличии в группе свободных мест: например, если кто-то из студентов был отчислен. Разумеется, это не касается обучения на договорной основе. Впрочем, в обоих случаях решение о переводе студента принимается на основе результатов аттестации. Она проводится в разных формах – от простого сопоставления пройденных курсов до собеседования. Выбор варианта аттестации – прерогатива учебного заведения. Когда количество мест в принимающем вузе меньше числа заявлений от желающих перевестись, проводится конкурс, и по его итогам отбирают наиболее подготовленных учащихся.
Если какие-либо дисциплины при переводе не могут быть зачтены, их необходимо пересдать. Причиной этому может быть, как несовпадение программ или количества академических часов, отведенных на конкретную дисциплину, так и просто отсутствие последней в пройденном учебном курсе. Нужно иметь в виду, что при переходе на другой факультет этот перечень бывает и довольно широк.
В течение первого года обучения перевод студентов, как правило, не осуществляется. На практике также встречается вариант, когда студент, проучившийся один год на платном отделении, заново выдерживает вступительные экзамены – и поступает на первый курс. Оттуда он автоматически переводится на второй (ведь экзамены уже сданы) и продолжает обучение в своей группе.
Взвесьте плюсы и минусы
Начнем с недостатков
Первый – это, конечно же, временные затраты. Ведь далеко не во всех случаях перевод возможен без потери курса. Таким образом, ценой решения оказывается целый год, отнимаемый от будущей карьеры.
Нет ничего более постоянного, чем временное. Эта известная пословица предупреждает нас о втором минусе – риске передумать. Проучившись целый год в одной группе, тяжело с нею расстаться. «Якорями» могут быть сложившиеся отношения с одногруппниками и преподавателями, чувство единения с институтом, непременно возникающее у человека, прошедшего через ритуал «посвящения в студенты», и, конечно, достижения в учебе. Собираясь в будущем перевестись, вы фактически составляете долгосрочный план. Он предполагает сохранение мотивации и воли к его исполнению на протяжении целого года – а это, к сожалению, доступно не всем. Нужно быть готовым к тому, что решиться на повторение всей «поступательной эпопеи», возможно, окажется не так уж легко. Поэтому не сбрасывайте со счетов вероятность того, что «случайная» специальность, выбранная в качестве перевалочного пункта для дальнейшей учебы, может стать профессией на всю жизнь.
Еще об одном подводном камне такого решения уже было упомянуто выше – количество дисциплин, которые придется пересдавать или изучать самостоятельно, может оказаться довольно большим. Вероятна зашкаливающая разница в учебных планах вузов или факультетов. Так что не исключено такое развитие ситуации, при котором разумнее и проще будет поступать заново. Ведь даже при условии успешной самостоятельной подготовки к экзамену никто и ничто не возместит непосредственного общения с преподавателями. Довольно часто именно оно, а не знания по предмету, определяет формирование будущего специалиста.
А теперь о положительных сторонах
Год, посвященный обучению другой специальности, даст вам возможность как следует всё обдумать. По прошествии времени вспомните свои первоначальные планы – и еще раз задайтесь вопросом, стоит ли переводиться и куда. Несколько месяцев, проведенных в институте, способны значить для самоопределения и планирования будущего гораздо больше, чем значила учеба в 11-м классе. За это время вам предоставляется возможность изнутри познакомиться с системой высшего образования по вашей специальности, а вероятно – и с другими профессиями (благодаря общению с учащимися других факультетов). Таким образом, пребывание в новом социальном качестве может стать основой для более взвешенного решения.
Перевод позволяет не просто познакомиться с другой специальностью, но и значительно расширить свой кругозор, окунуться в иную систему мышления, представить себе другое профессиональное мировоззрение.
Значимость этого опыта нельзя игнорировать, поскольку в современном мире широкий кругозор и возможность абстрагироваться от ограничений, налагаемых профессией, являются наиболее важными качествами специалиста и отличают успешного работника. Интересно отметить, что в американской системе высшего образования даже изначально заложена возможность смены специализации (там наличествуют последовательные ступени обучения – оно ведется не в рамках конкретной специальности, как в России, а в соответствии с общим направлением: скажем, «Компьютерные науки» вместо более узкого «Программирования»).
Итак, стратегия уже продумана, встает вопрос о выборе тактики: какому факультету и форме обучения все же лучше отдать предпочтение. Для лучшего исполнения задуманного плана необходимо учитывать причины, которые привели к необходимости принятия такого решения. Наиболее распространенными являются два типа ситуаций. Необходимость выбора или возникает после того, как абитуриент не поступил на желаемый факультет, или приходит и вовсе к выпускнику школы, перед которым остро стоит вопрос о выборе вуза, но всё еще нет уверенности в том, какую же профессию ему избрать.
Из этих случаев следуют разные рекомендации
Первому абитуриенту, чтобы просто поступить, лучше всего выбрать специальность, наиболее близкую к желаемой, или податься на заочное (вечернее) отделение того же факультета. Во-первых, это даст возможность больше узнать о будущей профессии, а во-вторых, при переводе деканат, скорее всего, легко перезачтет оценки, полученные за год обучения. Для второго абитуриента ориентиром послужит перечень вступительных экзаменов – насколько вы к ним готовы? Если громкость имени вуза не имеет большого значения, то лучше выбрать вуз с наиболее доступными вам вступительными испытаниями. И всё же, и то, и другое – компромиссные меры. Оптимальным был бы выбор, сделанный исходя из более серьезных и глубоких оснований.