Поступление в институт обычно является поводом для волнений. Беспокоятся и родственники, и знакомые, и сам абитуриент… Что же мешает человеку при поступлении в институт проявить весь его природный потенциал?
Содержание
Выученная беспомощность
Термин выученная беспомощность был предложен психологом Мартином Селигманом в 1964 году. В 1976 году Американская психологическая ассоциация присудила ему престижную премию за это открытие. Что же это такое?
Мартин Селигман проводил опыты над собаками, которые были разделены на 3 группы. Собаки в первой группе могли, нажимая носом на рычаг, повлиять на то, будут бить их током или нет. Собаки во второй группе не могли повлиять на то, будут ли их бить током. Собак в третьей группе вообще никто не бил током. Когда исследователи научили собак реагировать на звуковой сигнал (сопровождающийся ударами тока у первой и второй групп), то они переместили их в специальную клетку, в которой собака могла легко перепрыгнуть через невысокое ограждение в ту зону, где не было электрического тока. Собаки из первой и третьей групп так и сделали. А собаки из второй группы (выученно беспомощные) просто легли на пол и стали выть, хотя могли избежать неприятных для себя ощущений.
В школе иногда возникают ситуации, когда все старания ученика исправить свои оценки не приводят к желаемому результату. Иногда это происходит из-за конфликта с преподавателем, иногда – по другим причинам. В идеале обучение бывает успешным тогда, когда четко понятно, как оценивается работа и как можно исправить ошибки. Если же у учащегося нет возможности улучшить свои оценки, то может укрепиться нежелание решать проблему. (Как ни странно, выученная беспомощность возникает и в другой ситуации – когда на любое действие учитель реагирует одинаково позитивно. В этом случае у учащихся нет стимула к дальнейшему развитию и совершенствованию – зачем стараться, если это всё равно «зря»?)
Если абитуриент не верит в свои силы, то, возможно, он и не будет даже пытаться поступить, например, в вуз с высоким конкурсом или рейтингом. Зачем, если не получится? Однако практика показывает, что иногда люди, не задумывающиеся о том, насколько малы их шансы на поступление, успешно поступали в самые престижные вузы. А кто-то вместо этого пошел не туда, куда хотел, просто потому, что не верил, что есть хотя бы какие-то шансы. Сейчас, когда есть возможность подавать документы сразу в несколько вузов, особенно важно понимать, не действует ли на вас выученная беспомощность. Задайте себе простой вопрос: «Почему я так считаю?» Можете записать приходящие в голову варианты ответов и проверить их на соответствие реальности.
Причины возникновения выученной беспомощности
Отсутствие последствий
Любое наше действие требует обратной связи. Так, учитель поясняет, как должна была решаться та самая задача по математике и возможны ли другие варианты решения. Если же разбора задач не происходит, то обучение будет несистемным. Не сформируется понимание того, как работают изучаемые правила и как выбирать варианты решений.
Однообразие последствий
Если на любые попытки учащегося независимо от результата следует одна и та же реакция (только «Садись, два!» или «Молодец»), то теряется мотивация к дальнейшему обучению. Последствия должны быть адекватными происходящему. Строить процесс подготовки к поступлению надо так, чтобы видеть свое продвижение к поставленной цели. В случае повторения одного и того же результата независимо от затраченных усилий необходимо что-то менять. Например, если никак не удается победить в олимпиаде, возможно, следует хотя бы оценить свой прогресс – скажем, количество правильно решенных задач должно возрастать по мере подготовки.
Отсутствие видимой связи между действиями и их последствиями
Очень важно, чтобы в процессе подготовки было понятно, что влияет на конечный результат, а что – нет. Иногда учителя излишне придирчивы, например, к красоте почерка или аккуратности выполнения задания, и, сколько бы учащийся ни старался улучшить навыки решения определенных задач, он не получает хорошей оценки. В одном из экспериментов двум группам испытуемых предложили найти закономерность в рисунке, состоящем из линий. Одной группе оценки ставили за правильно решенную задачу, а второй группе – в случайном порядке. В результате спустя некоторое время количество верных ответов в первой группе возросло, а во второй многие испытуемые либо отказались дальше участвовать в эксперименте, либо стали чаще ошибаться.
Как избавиться от выученной беспомощности?
Очень часто люди делают одни и те же ошибки.
Например, ставят перед собой нереальные цели (выучить китайский язык за 1 ночь, запомнить 1 миллион слов и т.д.). Цели должны отвечать так называемому правилу SMART – быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и зафиксированными во времени. Лучше 100 раз похвалить себя за небольшие достижения, чем поддаться перфекционизму и постоянно сравнивать с каким-либо недостижимым идеалом.
Или же выбирают неправильные способы для достижения цели. Часто цели можно достичь более чем одним способом. И не всегда самый короткий и простой способ на самом деле оказывается таковым. Например, чтобы научиться говорить на иностранном языке, нужно практиковаться в общении (желательно – устно, но можно и письменно). Выполнение бесконечных упражнений на освоение грамматических правил, безусловно, полезно, но оно очень мало способствует выработке навыка спонтанного разговора. Если нужно научиться решать сложные математические задачи – то необходимо развивать способности, начиная с простых заданий и постепенно переходя к более сложным. Если необходимо запомнить сведения из гуманитарных наук, то понадобится читать интересную информацию, связанную с темой, и грамотно структурировать знания, чтобы не запутаться в обилии фактов и цифр.
Занижают свою самооценку. Не сравнивайте себя с другими – только с самими собой! Замечайте, как вы постепенно продвигаетесь к намеченной цели. Время от времени сверяйте ваше представление об успехе в освоении знаний с оценками внешних экспертов. Самооценка должна быть адекватной. Вы можете попытаться претендовать на что-то, превышающее ваши знания (иногда фактор случайности играет свою роль – и некоторым абитуриентам банально везет), но если вы преуменьшите свои возможности, то, скорее всего, не будете сильно гордиться полученным результатом.
Если вы ловите себя на негативных эмоциях (отчаяние, раздражение, гнев, неверие в свои силы) – вспомните: кто и когда сказал вам, что вы не сможете поступить в хороший вуз или что у вас нет способностей? Иногда люди говорят подобные вещи сгоряча, не подумав о тех последствиях, которые могут вызвать их слова.
Самоисполняющиеся пророчества и родительские послания
Теория самосбывающихся пророчеств была предложена американским социологом Робертом Мертоном в 1948 году. Если человек верит в то, что какое-либо событие произойдет, велика вероятность, что так оно и случится (хотя заранее это не было предопределено). Например, если в вашем окружении есть кто-то, кто постоянно внушает вам, что вы не сможете поступить в выбранный вами институт, то не стоит удивляться, если именно так и сложатся обстоятельства: вплоть до ошибок в элементарных вещах, которые вы знали в любое время дня и ночи наизусть, – кроме того дня, когда они попались вам в экзаменационном билете.
Как это работает?
Концепцию о родительских посланиях разработали американские психологи Роберт и Мэри Гулдинг. Родители иногда внушают своим детям, причем в сильно преувеличенном виде, очень странные идеи, которых сами не осознают. Одно из таких посланий: «Не достигай успеха!» (Например, когда судьба кого-либо из родителей не сложилась или сложилась не так, как мечталось.) В большинстве своем родители стремятся к тому, чтобы дети реализовали их мечты. Однако иногда некоторые родители в душе завидуют успехам своих детей. И тогда они начинают неосознанно внушать ребенку, что у него всё равно ничего не получится. Прямо об этом никто никогда не сообщает. Но каждая неудача сопровождается словами: «Я же тебе говорила!!!», или «Ты и сам понимаешь, что это – не для таких, как ты», или «Ну а чего ты ожидал?» При этом родители искренне хотят своему ребенку добра. Если вы заметили подобные родительские послания – то это уже первый шаг к тому, чтобы избавиться от их неосознанного влияния.
В отличие от самосбывающихся пророчеств (где прямо говорится о том, что должно случиться с вами), родительские послания внушают мысль исподволь, незаметно. Вряд ли стоит спорить с родителями (ведь они не осознают того, о чем постоянно говорят). Однако, услышав очередную фразу, которая лишает вас сил и желания готовиться к поступлению в институт, вместо того, чтобы огорчаться и опускать руки, запишите ее и подумайте, почему этот человек так сказал. Можете попробовать спросить его об этом прямо (и тогда из неосознаваемого уровня фраза перейдет на осознанный). Скорее всего, вы услышите ряд аргументов типа: «Это не для таких, как ты» или «У тебя не хватит знаний (сил, денег и т. д.)». Некоторые из этих мыслей, возможно, имеют реальную основу. Но это не значит, что нужно отказываться от достижения желаемой цели. Просто подумайте, действительно ли те препятствия, о которых вам говорят, существуют, и можно ли их как-то обойти. Иногда родители живут «в прошлом веке», не замечая тех перемен, которые уже давно произошли. В этом случае есть шанс переубедить их, предоставив логически выстроенные доказательства. Если же переубедить не удается – подумайте: возможно, ваше решение о том, куда вы хотите поступать и как планируете построить свою жизнь, должно остаться вашим – и тогда вы берете на себя всю полноту ответственности за его осуществление.
Первый шаг на пути устранения этих препятствий – это осознание их. Если вы верите в себя и свои возможности, то обращайте внимание на примеры тех знаменитых людей, которые своим примером доказали, что даже самые дерзкие мечты порой сбываются – и даже самые высокие вершины можно покорить, если очень захотеть. Какие бы препятствия ни стояли между вами и желаемой целью, помните: они находятся, прежде всего, в вашей голове, и вы можете изменить свое мышление, поверив в свою удачу и способности.