Правила составления апелляции

Социологические исследования показывают: большинство выпускников школ собираются продолжить учебу, причем более половины - в вузах. Конечно, не все смогут получить на вступительных экзаменах те отметки, которые дадут шанс стать студентом. А кто-то посчитает, что экзаменатор был несправедлив, что оценку занизили. Действительно ли это так или все же прав экзаменатор, поможет выяснить апелляция. О том, как ее правильно подать, рассказала ведущий специалист Федеральной службы по надзору в сфере образования Марина Александровна Лукьянова.

Для начала определим, что же такое апелляция. Ею признается только письменное заявление о несогласии с выставленными отметками за сданные вступительные испытания.

Кто может подавать апелляцию

Студенты изучают результаты экзаменов.Подать апелляцию имеет право любой абитуриент, прошедший экзамен. В каждом вузе на время приемной кампании создается апелляционная комиссия. Ее задача – объективно рассматривать апелляции и принимать по ним соответствующие решения. В состав такой комиссии обычно входят независимые эксперты – специалисты по предметам, по которым проводятся вступительные испытания.

Время и место работы апелляционной комиссии, а также сроки подачи апелляции можно узнать в приемной комиссии вуза. Они объявляются или перед соответствующим экзаменом, или после него. В это время абитуриент должен прийти в апелляционную комиссию, написать там заявление о несогласии с результатами экзамена и присутствовать при рассмотрении апелляции.

Заявление может быть подано только абитуриентом – ни его родители, ни законные представители не имеют такого права.

А вот присутствовать при рассмотрении апелляции несовершеннолетнего (не достигшего 18 лет) абитуриента могут его родители или законные представители. При этом к законным представителям, в соответствии с законодательством, причисляются усыновители, опекуны и попечители. Так что привести на рассмотрение апелляции своего учителя или репетитора абитуриент не может. На рассмотрение апелляции он должен прийти с паспортом или другим документом, удостоверяющим его личность, и экзаменационным листом.

Как проходит процесс

Процедура рассмотрения апелляции должна проходить в спокойной, доброжелательной обстановке. Апелляционная комиссия «поднимает» экзаменационную работу абитуриента и протоколы ее проверки и проводит их экспертизу – то есть выясняет, правильно ли была оценена работа. При этом абитуриента должны ознакомить с этими материалами. Ему также обязаны объяснить ошибки, которые он сделал, и ответить на вопросы, касающиеся оценивания.

По результатам рассмотрения апелляции комиссия с помощью голосования принимает решение либо отклонить претензии абитуриента (если экзаменационная работа была оценена верно), либо изменить отметку (если при оценивании допущена ошибка). Комиссия имеет право, как увеличить, так и уменьшить отметку за экзамен. Решение комиссии оформляется протоколом, с которым обязательно должен быть ознакомлен абитуриент.

Если речь идет о вступительных испытаниях в форме единого государственного экзамена, то в процедуре подачи и рассмотрения апелляции существуют отдельные нюансы.

Апелляции по результатам ЕГЭ принимаются не апелляционной комиссией вуза, а специально создаваемой конфликтной комиссией региона.

Составление апелляции.Конфликтная комиссия принимает апелляции не только к результатам ЕГЭ, но и к процедуре проведения вступительного испытания в форме ЕГЭ – то есть в случае, когда абитуриент обнаружил нарушение процедуры проведения экзамена, которое могло существенно повлиять на выполнение его работы. Для того чтобы подать такую апелляцию, нужно сразу после экзамена до выхода из аудитории обратиться к одному из организаторов. Абитуриенту должны дать форму заявления, которую он заполняет в двух экземплярах и передает уполномоченному представителю государственной экзаменационной комиссии. В этот момент представитель должен находиться в пункте проведения экзамена – и после получения апелляции обязан провести служебное расследование по фактам, изложенным в заявлении. По результатам служебного расследования уполномоченный представитель государственной экзаменационной комиссии составляет заключение, которое вместе с апелляцией абитуриента направляется в конфликтную комиссию для рассмотрения апелляции.

Конфликтная комиссия знакомится с указанными материалами и выносит решение либо отклонить претензии абитуриента (если факты, изложенные в заявлении, не подтвердились или признаны несущественными и не оказавшими влияния на выполнение экзаменационной работы абитуриентом), либо подтвердить факты, описанные в заявлении, и аннулировать результаты ЕГЭ абитуриента. В последнем случае абитуриенту назначается повторная сдача экзамена в дополнительные сроки.

Апелляции к результатам ЕГЭ рассматриваются конфликтной комиссией по тем же принципам, что и апелляции к результатам обычных вступительных испытаний.

Если абитуриент не согласен с решением конфликтной комиссии, он может обратиться в Федеральную конфликтную комиссию, созданную Рособрнадзором. Для этого необходимо в течение пяти дней с момента принятия решения конфликтной комиссией подать заявление в орган управления образованием по месторасположению вуза. Он оперативно передает заявления вместе с необходимыми материалами в Федеральную конфликтную комиссию.

Заявление подается абитуриентом лично либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Уведомление и заверенная опись вложения представляют собой основание подтверждения приема заявления. Допускается его подача по факсу или электронной почте с последующей передачей оригинала.

Что указывать в заявлении

Ученик заполняет заявление.В заявлении обязательно указываются следующие данные:

  • фамилия, имя, отчество абитуриента;
  • его домашний адрес и телефон;
  • общеобразовательный предмет, по которому сдавался ЕГЭ, и результаты ЕГЭ, на которые была подана апелляция в конфликтную комиссию субъекта Российской Федерации;
  • дата принятия решения и содержание решения конфликтной комиссии;
  • аргументированное объяснение участника ЕГЭ о причинах несогласия с решением конфликтной комиссии;
  • подпись участника ЕГЭ и дата составления заявления.

К заявлению могут быть приложены справки и другие материалы, которые, по мнению заявителя, необходимы для рассмотрения его жалобы.

Федеральной конфликтной комиссией не принимаются к рассмотрению заявления абитуриентов, которые не содержат вышеперечисленных сведений, и тех, чьи апелляции были удовлетворены нижестоящей конфликтной комиссией.

Федеральная конфликтная комиссия рассматривает заявления, материалы апелляции и, при необходимости, назначает повторную проверку экзаменационной работы абитуриента, для проведения которой привлекаются специалисты по соответствующим предметам.

Если Федеральная конфликтная комиссия выявляет ошибки при обработке и оценивании экзаменационной работы, она принимает решение об изменении баллов абитуриента.

Автор статьи:

Материал обновлен: 09.01.2024 г.

Отзывы и обсуждения