Нюансы новизны

Вас привлекает новое? Новый факультет - вовсе не то же самое, что и новая кафедра. Новыми в вузах также бывают специальности, специализации и квалификации, направления научной работы, отделения и учебные центры, бакалаврские и магистерские программы, предметы и спецкурсы, аспирантские специальности. И всё это совершенно разные нововведения. Как в них разобраться?

Факультеты

Выбирая вуз, прежде всего вы выясняете элементарную вещь - какие там есть факультеты (и только потом узнаёте подробности - на какую кафедру обратить внимание, какая возможна специализация и т. д.). Это логично: подразумевается, что вам прежде всего нужно просто учиться, а основная учеба студента протекает именно в рамках факультета.

Если факультет, на который вы собрались поступать, новый (или относительно новый), нужно внимательно отнестись к вопросу лицензирования и аккредитации тех программ, по которым вас собираются учить.

Лицензия быть должна, иначе преподавать курс просто нельзя - однако программа может оказаться не аккредитованной, поскольку еще не состоялся первый выпуск. Так что, возможно, у вас не будет диплома государственного образца. В чем же тогда преимущества такого новаторства? Например, на новых факультетах выше вероятность получить первые дипломы по той или иной специальности среди российских профессионалов вообще.

Молодой человек стоит перед выбором, в какой вуз поступать. Впрочем, с открытием нового факультета специальности могут переходить на него с других факультетов, и осваивать их вы будете в лучших условиях, по сравнению с вашими предшественниками.

Если вуз - университет, то факультеты внутри него со временем могут группироваться в институты, как, например, в МГСУ. Эти «новые» институты на самом деле продолжают старые добрые факультетские традиции.

Новый факультет дает вам учебную и будущую карьерную среду. Хотите стать профессионалом с широким кругом общения по специальности - делайте упор на факультет. Желаете реализовать индивидуальную образовательную траекторию, возможно, стать уникальным ученым, - смотрите, к какой кафедре есть шанс прибиться.

Кафедры

Заведующие кафедрами часто имеют больший вес в науке, чем деканы факультетов. Факультеты ведут учебную работу, кафедры - научную. Кафедры работают с аспирантами, соискателями и докторантами. Если какой-либо коллектив авторов из вуза пишет учебное пособие, то, скорее всего, это коллектив преподавателей кафедры, а не факультета. Готовя монографию (научную книгу, у которой один автор), ученый также представляет себя как единицу научного коллектива кафедры.

Радостная весть об открытии новой кафедры означает для преподавателей, что их излюбленному научному направлению теперь можно развиваться более свободно и самостоятельно, чем раньше.

А для студентов настоящая радость заключается в том, что новая кафедра будет выпускающей - то есть даст возможность не только углубленно заниматься той или иной научной проблемой, но и писать по ней квалификационную работу - и, защитив ее, стать магистром. Иногда новые выпускающие кафедры возникают как ответ на новые специализации. В любом случае, не являются выпускающими кафедры, не профильные по отношению к основному спектру предлагаемых вузом специальностей.

Еще есть так называемые базовые кафедры. Они сотрудничают с НИИ и предприятиями, причем такое сотрудничество напрямую подчеркивается.

Базовые кафедры выделяются даже своими названиями: в ряду кафедр разнообразных физик и химий словосочетание «базовая кафедра компании Икс» звучит весьма необычно. Появление таких кафедр зависит от желания конкретного предприятия поддерживать контакт с вузом. Впрочем, любые кафедры вуза могут располагать лабораториями, а также филиалами на предприятиях, где студенты проходят практику. Ожидать от совершенно новой кафедры, не позиционирующей себя как базовая, что она моментально наладит подобное сотрудничество, было бы преждевременно.

Кафедры бывают общеуниверситетскими (кафедра иностранных языков в неязыковом вузе, кафедра высшей математики в техническом вузе), межфакультетскими и факультетскими. Новые - скорее, факультетские. Если вы узнали, что в вузе открылась новая кафедра, уточните, какого факультета это касается.

Парень и девушка в библиотеке. Да и узнать об открытии новой кафедры труднее, чем услышать об открытии факультета. Факультет непременно объявит набор на очередной учебный год - а на кафедру вряд ли будет кто-то кого-то зазывать. Разве только профессор, увидев в потоке студентов нескольких «звездочек», предложит им писать у него курсовые или поступать в аспирантуру под его крыло. Штучная работа! А если вы действительно глубоко интересуетесь проблематикой деятельности той или иной кафедры, постучитесь в ее дверь сами - возможно, вам будут рады.

Возникают также кафедры со вполне традиционными названиями - этих кафедр только по недоразумению до сих пор не было в том или ином вузе. Они открываются, чтобы вуз стал более полноценен как университет.

Специальности и специализации

В вузе, в который вы поступаете, открылась новая специальность? Посмотрите, модная ли она. И в каком смысле она модная - в сверхсерьезном «нанотехнологическом» или в «экономико-юридическом». Если она принадлежит к ряду распространенных престижных специальностей, то задайте себе вопрос: соответствует ли она профилю вуза, вписывается ли в его логику? (А может быть, вы всё перепутали, и речь идет не о специальности для студентов, а о новой аспирантской специальности?)

Проверьте, что именно открылось по интересующей вас новой специальности, бакалавриат или магистратура. Если только бакалавриат, то в какой магистратуре можно продолжить образование? Если только магистратура, то какой бакалавриат, предлагаемый тем же вузом, позволит наилучшим образом подготовиться к поступлению в эту магистратуру?

В отличие от специальности, новая специализация означает меньший комплекс более узкоспециальных предметов, которые предстоит изучить студенту.

Как возникает новое

Лекция в институте. Наблюдая за возникновением новых кафедр, факультетов, специальностей и специализаций, преподаватели-естественники, возможно, вспоминают эволюцию звезд, дрейф континентов и причудливый рост растений в джунглях, а преподаватели-гуманитарии - великое переселение и сюжеты «Метаморфоз» Публия Овидия Назона. Новые отделения возникают на базе как факультетов, так и кафедр. Одна кафедра может выделиться из другой и получить самостоятельный статус. Или прежняя кафедра может разделиться на две новые - во всех подобных случаях велика роль чисто организационных перестановок. А еще кафедры могут объединиться; такой вариант возможен в любых условиях, особенно - в условиях объединения вузов. Новая специальность может породить соответствующую ей кафедру. Возможны случаи, когда отделение преобразуется в кафедру. В целях расширения существующего направления на кафедрах могут открываться специализации. Наконец, и кафедры, и факультеты могут быть просто переименованы.

Безусловно, и в рамках старых факультетов и кафедр можно получить настоящее современное образование. Однако задаваться вопросом, что возникает в вузах нового, конечно же, целесообразно.

Автор статьи:

Материал обновлен: 07.01.2024 г.

Отзывы и обсуждения