53.03.04
Искусство народного пения
Степень: Хормейстер. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель (Хоровое народное пение). Концертный исполнитель. Солист ансамбля. Преподаватель (Сольное народное пение)
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Литература - профильный предмет, по выбору вуза
- История - по выбору вуза
- Творческий экзамен - по выбору вуза
Содержание
Отечественное искусство народного пения уходит своими корнями в далекое прошлое, передавая в музыкальных произведениях опыт многих поколений. Народное пение обеспечивает преемственность культурных традиций в сфере музыкального искусства, формирует ментальность и уникальность этноса. Специалисты, выбравшие данное направление, должны:
- любить свою историю, традиции и культуру, стремиться к ее сохранению и преумножению;
- обладать особой харизмой, увлекающей слушателя за собой;
- обладать исполнительским мастерством, способным передать всю глубину чувств, заложенных в музыкальном произведении;
- постоянно самосовершенствоваться.
Условия поступления
Будущие специалисты обязаны отлично разбираться в теории и технике пения, знать условия и особенности формирования голоса, обладать великолепной вокальной подготовкой и рядом уникальных творческих способностей.
С целью выявления наличия/отсутствия этих творческих способностей абитуриентам помимо русского языка, литературы (профильный) и истории, необходимо сдать творческий экзамен. Ряд вузов практикует собеседование как обязательную процедуру, необходимую для зачисления на обучение.
Будущая профессия
Русская народная исполнительская традиция имеет ряд уникальных характеристик, отличающих ее от других. Среди таких особенностей следует назвать разнообразие и богатство звучания – жанровое, стилевое, тематическое. Многообразие звуковых красок позволяет передать практически любое состояние души и вызвать бурю эмоций у слушателя. Между тем выступления представляют собой лишь «вершину айсберга» в деятельности специалистов направления. Необходимость постоянного профессионального самосовершенствования, без которой немыслима творческая работа, приводит к длительным, систематическим репетициям и разучиванию произведений. В задачи будущих виртуозов входит подбор репертуара, что, в свою очередь, требует умения ориентироваться в многообразии классического музыкального материала и знаний особенностей исполнительского мастерства как собственного (в сфере сольного народного пения), так и каждого из участников хора (в сфере хорового народного пения).
Куда поступать
Подготовкой и обучением талантливых абитуриентов направления на сегодняшний день занимаются следующие выдающиеся учебные заведения России:
- Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова;
- Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке;
- Российская академия музыки имени Гнесиных;
- Волгоградский государственный институт искусств и культуры;
- Казанская государственная консерватория (академия) имени Н. Г. Жиганова.
Сроки обучения
Срок обучения на очной форме составляет 4 года.
Изучаемые дисциплины
В задачи будущего специалиста входит ряд организационных задач:
- подбор новых членов коллектива,
- определение певческого голоса и диапазона каждого из участников,
- размещение их по партиям при учете органичного сочетания по тембру и силе голоса между собой.
Реализация творческой деятельности требует от будущего музыканта навыков техники дирижирования, владения музыкальной грамотой, глубоких теоретических знаний истории, теории и особенностей музыкального искусства.
Фундаментальные теоретические знания будущий выпускник получает в процессе изучения ряда специализированных дисциплин, таких как:
- гармония,
- ансамблевое пение,
- история отечественной музыки,
- история зарубежной музыки,
- музыкальная педагогика и психология,
- народное музыкальное творчество,
- музыкальная форма,
- сольфеджио,
- полифония,
- фортепиано,
- методика обучения народному пению.
Приобретаемые навыки
Будущие музыканты должны быть готовы к выступлениям на фестивалях и конкурсах различных уровней, реализуя культурно-просветительскую деятельность как в нашей стране, так и за ее пределами. Формирование индивидуальной исполнительской техники, способной передать внутреннее содержание музыкального произведения и вызвать отзыв у слушателя, осуществляется в процессе обучения. Также выпускники направления:
- Исполняют музыкальные произведения в составе ансамбля, оркестра и хора.
- Имеют высокий уровень сольного исполнительского мастерства.
- Выполняют функции хормейстера.
- Формируют певческий коллектив и его репертуар.
- Обладают навыками импровизации в ансамбле и в процессе сольного исполнения.
- Делают аранжировки народных песен, осуществляют репрезентацию музыкального произведения в нотах;
- Создают постановки народных традиций и обрядов;
- Организовывают творческие проекты (фестивали, концерты, юбилейные мероприятия, конкурсы и пр.).
Перспективы трудоустройства по профессии
На сегодняшний день профессии направления весьма востребованы на рынке труда. Выпускники факультета могут работать в общеобразовательных школах, церковных хорах, участвовать в ансамблях, оркестрах, руководить певческими коллективами.
Бакалавры направления могут занимать должности:
- артиста народного ансамбля и хора,
- музыканта,
- концертмейстера,
- музыковеда,
- хормейстера,
- этномузыковеда,
- преподавателя.
Начинающие специалисты, как правило, устраиваются артистами ансамбля, ассистентами хормейстера, в таком случае заработная плата может составлять 7 000 руб. Те исполнители, которые добиваются признания публики в составе ансамбля или сольной карьере могут рассчитывать на большие гонорары. Принимая во внимание, что в начале третьего тысячелетия интерес к народному музыкальному творчеству возрастает как в нашей стране, так и за ее пределами, суммы гонораров именитых солистов или народных ансамблей могут измеряться шестизначными числами.
Перспективы профессионального совершенствования выпускников
Классическая народная музыка, как известно, повышает культуру восприятия музыкального произведения, облагораживает и очищает душу человека. Изучением музыкальной сокровищницы отечественной культуры можно заниматься на протяжении всей жизни. По завершении обучения на бакалавриате можно продолжить профессиональное самосовершенствование в магистратуре, аспирантуре, докторантуре. Продолжение образования позволит в теоретическом плане охватить большие объемы учебного материала, заняться детальным исследованием определенных жанров, стилей и направлений народного музыкального творчества, закономерностей их развития, возможностями синтеза классического и современного музыкального искусства. В практическом плане обучение в магистратуре позволит продолжить процесс дальнейшего формирования профессиональных компетенций и развития творческих способностей.
Диплом магистра не требует подтверждения при выезде за рубеж, что актуально для специалистов данного направления, гастрольная деятельность которых связана с поездками в другие страны.