53.05.06
Композиция
Степень: Композитор. Преподаватель
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Литература - профильный предмет, по выбору вуза
- История - по выбору вуза
- Творческий экзамен - по выбору вуза
Содержание
Невозможно точно сказать, когда зародилось искусство музыки, но предполагается, что оно сопровождало человечество еще на заре становления современной цивилизационной модели. Создание музыкальных произведений является основной задачей композитора. В этой профессии, как в любой творческой деятельности, не обойтись без таланта, однако, для того чтобы создавать действительно новые и уникальные произведения, необходимо много учиться. Посредством музыки композитор устанавливает контакт с аудиторией, вовлекает его в декодирование внутреннего содержания и смысла, заложенного автором. В процессе преломления этого смысла чрез призму эмоций слушателя создается новое произведение, тот «контекст», который делает произведение узнаваемым, создает индивидуальный стиль композитора, обогащает нашу культуру.
Условия поступления
Когда-то давно понятия композитора и исполнителя были неразделимы и являлись различными аспектами профессии.
Формирование профессиональных навыков и знаний осуществляется непосредственно на этапе поступления в вуз. В качестве вступительных испытаний абитуриентам необходимо подготовиться к сдаче следующих дисциплин:
- русский язык;
- литература (профильный);
- история;
- творческий экзамен.
Творческое испытание может включать прослушивание сочинений, устную проверку профессиональных знаний, написание вариаций. Отдельные вузы требуют дополнительной сдачи профессионального экзамена, включающего устную и письменную работу по гармонии, проверку профессиональных слуховых качеств.
Прохождение собеседования также часто является требованием к абитуриентам.
Будущая профессия
Будущий профессионал должен в совершенстве знать ряд теоретических дисциплин курса, уметь создавать произведения, которые смогут передать внутренние переживания автора, его эмоции и чувства и вызвать ответные эмоции аудитории. Работа требует полной отдачи, а создание одного музыкального дискурса зачастую может потребовать от композитора длительного периода, иногда десятилетий. Создание нового музыкального произведения осуществляется, с одной стороны, на основе определенных теоретических закономерностей и правил, с другой – на основании поисков чего-то нового, инновационного в историческом плане, импровизаций. Музыкальная композиция – достаточно сложная специальность, совершенствование в которой может осуществляться на протяжении всей жизни. Без таланта и души добиться успеха на выбранном поприще невозможно, однако, не менее важными в процессе профессионального роста являются постоянные репетиции, позволяющие выработать ту индивидуальную технику, которая сделает композитора узнаваемым, известным и востребованным.
Куда поступать
Редкая, штучная профессия композитора требует ответственного подхода к подготовке специалистов профиля. На сегодняшний день обучение будущих композиторов осуществляется в следующих отечественных вузах:
- Государственный музыкально-педагогический университет им. М.М. Ипполитова-Иванова;
- Академия хорового искусства им. В.С. Попова;
- Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского;
- Российская академия музыки им. Гнесиных;
- Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки.
Сроки обучения
Срок обучения составляет 5 лет.
Дисциплины, входящие в курс обучения
В процессе изучения, исследования творчества классиков и выдающихся современников у будущего композитора формируется собственный музыкальный язык, манера техника исполнения. Авторов, обладающих яркой индивидуальностью, профессионал безошибочно отличает на слух. Будущий композитор должен стремиться к выражению собственных переживаний посредством звуков, музыки, что можно реализовать лишь при наличии специальных знаний таких дисциплин:
- гармония,
- полифония,
- инструментовка,
- инструментоведение,
- основы хорового письма,
- сочинение,
- сольфеджио,
- музыкальная информатика,
- чтение партитур,
- история музыкального искусства,
- электронная и компьютерная музыка.
Приобретаемые навыки
Импровизация может выступать основным методом работы и источником вдохновения для отдельных композиторов, однако лишь при высоком уровне сформированости профессиональных компетенций импровизация может стать репрезентацией явлений действительности в музыкальном дискурсе. Музыка – это, прежде всего, язык эмоций, чувств, и для того чтобы научиться использовать его на высоком профессиональном уровне, будущему специалисту потребуется овладеть определёнными навыками:
- Создавать музыкальные произведения различных жанров, стилей, форм.
- Создавать собственные аранжировки инструментальных, вокальных произведений, собственную компьютерную музыку посредством использования современного оборудования, техники.
- Создавать партии, аранжировки собственных сочинений для оркестров, ансамблей.
- Находить собственные уникальные художественные решения, импровизировать.
- Уметь петь по партитуре.
- Подбирать аккорды.
Перспективы трудоустройства по профессии
Процесс создания произведений индивидуален и достаточно сложен. Профессия штучная, и сказать, что на рынке труда отмечается высокий спрос на выпускников профиля, нельзя.
Специалисты данного направления могу устраиваться на работу в учебные заведения, консерватории, учреждения культуры. На сегодняшний день профессиональные музыканты востребованы в сфере телевидения, радио, в досуговой сфере, однако большинство выпускников, выбравших карьеру непосредственно композитора, работают индивидуально, занимаясь написанием музыкальных композиций для последующей ее продажи.
Диплом специалиста позволяет выпускникам данного профиля занимать должности:
- аранжировщика,
- дирижера,
- диджея,
- музыканта,
- концертмейстера,
- преподавателя.
Говорить о стабильной заработной плате в сфере искусства проблематично, поскольку само искусство в принципе нестабильно. После завершения обучения молодой специалист может устроиться в школу, в таком случае его зарплата будет составлять от 8 000 руб. и выше в зависимости от педагогической нагрузки. Точно назвать гонорары именитых композиторов и диджеев, осуществляющих свою профессиональную деятельность в нашей стране и за ее пределами, невозможно, хотя можно предположить, что суммы могут достигать шестизначных значений.
Перспективы профессионального совершенствования выпускников
Успешность в этой творческой профессии требует постоянной напряженной деятельности и самосовершенствования. Продолжение обучения в магистратуре позволит вам наряду с дальнейшим исследованием теоретических аспектов специальности и искусства, формированием профессиональных навыков, получить диплом международного образца, что даст возможность осуществлять работу за пределами нашей страны. Кроме того, написание магистерской диссертации позволит сформировать высокий уровень научной компетенции, заявить о себе в научном мире. Магистратура может стать начальным шагом для тех, кто решил посвятить себя научной или преподавательской деятельности, продолжить которую по завершении магистратуры можно в аспирантуре или докторантуре.