Специальность «Музыкально-инструментальное искусство» (бакалавриат)

53.03.02.Музыкально-инструментальное искусство

53.03.02.

Музыкально-инструментальное искусство

Степень: Артист ансамбля. Концертмейстер. Преподаватель (Фортепиано). Артист ансамбля. Концертмейстер. Преподаватель (Орган). Артист ансамбля. Артист оркестра. Преподаватель. Руководитель творческого коллектива (Оркестровые духовые и ударные инструменты)

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Творческий экзамен - по выбору вуза

Главной задачей специалистов данного направления является грамотное исполнение музыкальных произведений различных жанров. Это необходимо для передачи внутреннего содержания замысла автора музыкального произведения – ту гамму разнообразных чувств, которые живут в душе каждого человека. Работа, безусловно, творческая, интересная, увлекательная, но и очень сложная. Несмотря на то, что непосредственно исполнение произведения занимает лишь несколько часов, будущий виртуоз должен постоянно оттачивать свое мастерство.

Условия поступления

Игра на скрипке. Будущий музыкант должен обладать особым слухом и восприятием, уметь выражать собственные чувства с помощью музыки, органично вплетать собственное восприятие в замысел композитора и слышать мелодию внутри себя. Отбор талантливых специалистов направления начинается на этапе вступительных испытаний. Абитуриенту необходимо подготовиться к сдаче экзаменов по дисциплинам:

  • русский язык;
  • литература (профильный);
  • история.

Обязательным является творческое испытание, содержание которого определяется выбранной специализацией и требованиями каждого конкретного вуза.

Будущая профессия

Главным качеством специалистов данного направления выступает общая музыкальная одаренность, которая предполагает наличие чувства ритма, особого музыкального слуха, образного мышления и артистизма.

Специальности профиля относятся к профессиям творческого и интеллектуального труда, что обуславливает их уникальность. Мастерство будущих виртуозов является специфичным, поэтому требует огромного багажа теоретических и практических навыков, включая владение ансамблевой техникой, особенностями игры на различных музыкальных инструментах, специальных навыков по чтению различных партий. Будущий выпускник, помимо музыкальных талантов, должен обладать рядом уникальных личностных качеств, включая любовь к сценической работе, стремление к общению с аудиторией вне зависимости от ее возраста.

Куда поступать

Получить образование по данному профилю можно в консерваториях и музыкальных вузах, например:

  • Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств;
  • Российская академия музыки имени Гнесиных;
  • Арктический государственный институт искусств и культуры;
  • Государственная классическая академия имени Маймонида;
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.

Сроки обучения

Срок обучения на очной форме составляет 4 года.

Изучаемые дисциплины

Игра на органе. В процессе обучения будущие виртуозы приобретают научно обоснованные знания в области музыкальной психологии, музыкознания и педагогики. Обширная теоретическая подготовка будущих музыкантов включает следующие специальные дисциплины:

  • музыкальную историю,
  • музыкальную теорию,
  • историю мировой культуры,
  • композицию,
  • сольфеджио,
  • историю мировой литературы,
  • музыкальные формы,
  • полифонию,
  • блок дисциплин информационного цикла,
  • гармонию и пр.

Приобретаемые навыки

Помимо фундаментальной теоретической подготовки, будущие выпускники совершенствуются в практике игры на различных музыкальных инструментах, а также разучивают партии, контролируют качество собственного исполнения музыкального произведения. Кроме того, процесс формирования ключевых профессиональных компетенций включает следующее:

  1. Умение читать с листа партии любой сложности, понимать, чувствовать смысл воплощенных в нотах звуковых образов, их роли в создании творческого дискурса.
  2. Видение и понимание партии солиста.
  3. Умение транспонировать тексты.
  4. Знание правил особенностей игры на инструментах народного, симфонического оркестра и правил оркестровки.
  5. Музыкального воплощения произведений композиторов различных эпох и стилей.
  6. Знания дирижерских приемов и жестов.
  7. Знания основ вокала, правил артикуляции, постановки голоса, нюансировки.

Перспективы трудоустройства по профессии

Ансамбль выступает на сцене. Одним из наиболее распространенных заблуждений, господствующих в среде абитуриентов, является то, что после завершения обучения специалистам профиля проблематично найти работу. Следует отметить, что на протяжении достаточно длительного периода времени ситуация с трудоустройством выпускников сферы искусства действительно была достаточно сложной, однако, в последние годы развитие досуговой сферы в корне все изменило. На сегодняшний день профессиональные музыканты и концертмейстеры востребованы в оркестрах, ансамблях, праздничных агентствах, учебных заведениях, домах творчества, кружках и пр.Выпускники направления могут успешно занимать должности артиста ансамбля и оркестра, концертмейстера или педагога.

Заработная плата будущих выпускников при трудоустройстве в государственные учреждения зависит непосредственно от ставки, уровня образования и категории. Начинающий специалист, работающий в детских учреждениях несколько часов в неделю, зарабатывает от 4 000 руб. В зависимости от степени занятости заработная плата начинающего специалиста может достигать 40 000 руб.

Повышение категории, уровня образования и научного звания, а также участие в конкурсах оказывает влияние на уровень заработной платы.

В европейских странах почасовая оплата пианиста-концертмейстера составляет от 30 до 50 долл. в час.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Продолжить самосовершенствование в профессиональном плане можно при поступлении на обучение в магистратуру. Это позволит углубить багаж теоретических знаний, овладеть педагогическим мастерством, а также принимать участие в конкурсах различных уровней. Наличие призовых мест в международных конкурсах служит основанием для повышения оплаты. Написание магистерского исследования может стать первым шагом в процессе научной деятельности, а сама магистерская диссертация может стать основой для последующего написания диссертации кандидатской. Оба уровня повышения образования позволяют получить существенную прибавку к заработной плате. Защита диссертации и получение научного звания сделает выпускника вуза уникальным специалистом, что позволит ему заниматься не только творческой деятельностью, но и педагогической в учебных заведениях различных уровней. Диплом магистра не требует подтверждения при реализации профессиональной деятельности за пределами страны.

Автор статьи:

Проголосовать

Текущий рейтинг: 0