Специальность «Художественное руководство симфоническим оркестром и академическим хором» (специалитет)

53.05.02Художественное руководство симфоническим оркестром и академическим хором

53.05.02

Художественное руководство симфоническим оркестром и академическим хором

Степень: Дирижер оперно-симфонического оркестра. Преподаватель Дирижер академического хора. Преподаватель

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Творческий экзамен - по выбору вуза

Наблюдая за действиями дирижера, удивляешься, насколько легко ему удается управлять большим хором и оркестром, добиваясь слаженного звучания всего многообразия инструментов. От взмаха дирижерской палочки зависит исполнение произведения, насыщенное звучание одних инструментов и фоновое звучание других. Справедливости ради, следует отметить, что хорошим дирижером следует, скорее, родиться, чем научиться. Талантливый дирижер может увлечь игрой каждого зрителя и музыканта оркестра как на концерте, так и на репетиции, создать торжественную атмосферу, ощущение праздника, принадлежности к прекрасному, к миру искусства.

Условия поступления

Академический хор.Начинающий дирижер должен иметь музыкальное образование, быть лидером, способным увлечь музыкантов. Если в музыкальном коллективе исполнение музыкальных произведений осуществляют настоящие виртуозы, слаженное исполнение, гармония, создание нового звучания зависит исключительно от дирижера. Даже при наличии таланта искусству дирижирования необходимо обучаться. Для поступления на обучения будущему студенту необходимо подготовиться к сдаче таких вступительных испытаний:

  • русский язык;
  • литература (профильный);
  • история или обществознание (на выбор вуза);
  • творческий экзамен (дирижирование, коллоквиум, сольфеджио и гармония).

Будущая профессия

Отечественная музыкальная школа является одной из наиболее сильных в мире, что позволяет сделать вывод, что за отечественными коллективами большое будущее. К сожалению, за многочисленными зарубежными коллективами великое прошлое, выдающееся настоящее, но нет будущего. В нашей стране ситуация кардинально иная, соответственно, и требования к будущим дирижерам выдвигаются достаточно высокие. Учиться дирижировать и стать дирижёром – не одно и то же. За период обучения в вузе можно научиться виртуозно играть на инструменте, можно научиться создавать музыкальные композиции, получить профессиональные знания и навыки, но искусству управлять коллективом творческих людей необходимо обучаться на протяжении всей жизни.

Дирижер является своеобразным двигателем, мотором всего оркестра, его идейным вдохновителем, передающим свои эмоции и свое понимание современного или классического музыкального произведения, заставляя каждый инструмент звучать в соответствии с этим внутренним, тайным смыслом. Интересная творческая профессия не прощает пренебрежения, требует полной отдачи сил и энергии, полной посвященности музыке во всех ее проявлениях, умений черпать вдохновение в самой работе.

Куда поступать

Женский хор. Умениям синтезировать эмоциональное и рациональное начала, необходимые для выдающегося дирижера, искусству дирижирования на сегодняшний день обучают следующие отечественные вузы:

  • Академия хорового искусства имени В. С. Попова;
  • Государственная классическая академия имени Маймонида;
  • Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова;
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория (Академия) им. Н. А. Римского-Корсакова;
  • Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки.

Сроки обучения

Нормативный срок обучения на очной форме составляет 5 лет.

Изучаемые дисциплины

Вне зависимости от постановки классического или современного музыкального произведения они должны передавать внутреннее содержание, заложенное автором. Создание нового звучания классического произведения или новаторского, современного дискурса требует от будущего дирижера знаний специальных дисциплин, включая следующие:

  • гармония;
  • полифония;
  • история музыки;
  • Выступление симфонического оркестра.история искусств;
  • история современной музыки;
  • анализ музыкальных форм;
  • чтение партитур;
  • менеджмент в области музыкальной культуры;
  • вокальная подготовка;
  • дирижирование;
  • история, теория дирижерского исполнительства;
  • история, теория хорового искусства;
  • методика музыкального воспитания и др.

Приобретаемые навыки

В последние годы возрастает интерес к внутреннему содержанию музыкальных дискурсов, тенденция к созданию произведений вне времени и пространства, оказывающих идеологическое воздействие, формирующих современное искусство. Создание выдающихся музыкальных произведений требует от дирижера сформированности профессиональных компетенций, включая следующие:

  1. Выступление скрипачей. Руководство, управление творческими коллективами.
  2. Осуществление педагогической деятельности.
  3. Осуществление дирижирования в симфонических оркестрах, академических хорах.
  4. Чтение партитур.
  5. Навыки самостоятельного формирования репертуаров музыкальных мероприятий, концертов.
  6. Создание аранжировок для хоровых, инструментальных составов.
  7. Навыки слухового анализа многоголосных музыкальных произведений.
  8. Навыки использования MIDI-технологий.

Перспективы трудоустройства по профессии

После завершения обучения будущий выпускник может успешно занимать должности преподавателя, дирижера оперно-симфонического оркестра, академического хора, аранжировщика, руководителем творческого коллектива, музыкального театра.

Начинающий специалист в нашей стране получает от 200 долл. в месяц, квалифицированный дирижер может рассчитывать на оплату в размере до 2 000 дол. Уровень заработной платы в европейских странах составляет не менее 3 000 долл., в США – не менее 10 000 долл. Принимая во внимание высокую актуальность развития сферы искусства в нашей стране, повышение уровня организации досуговой деятельности, можно предположить, что в ближайшее время материальная составляющая профессии будет соотносима с оплатой дирижерского исполнительства в других мировых странах.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Искусству управления музыкальным коллективом необходимо обучаться годами и целесообразней продолжить профессиональное совершенствование под руководством опытного педагога при обучении в магистратуре, аспирантуре или докторантуре. Написание магистрантской диссертации требует высокого уровня сформированности научной компетенции, что позволит объединить талант, творческое начало с последними достижениями науки в сфере искусства. В процессе обучения будущий магистрант продолжит формирование практических навыков организации гармоничной работы хора или оркестра, получит навыки реализации педагогической деятельности. По завершении магистратуры специалист получает диплом международного образца, который позволит осуществлять профессиональную деятельность за пределами нашей страны.

Автор статьи:

Проголосовать

Текущий рейтинг: 0