51.03.02
Народная художественная культура
Степень: Академический бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Литература - профильный предмет, по выбору вуза
- История - по выбору вуза
- Творческий экзамен - по выбору вуза
- Обществознание - по выбору вуза
Содержание
Направление вобрало в себя несколько отдельных гуманитарных наук, трансформируясь в один из наиболее эффективных инструментов исследования культурного наследия страны, художественной науки и специфических видов искусства. Кроме сбора и выявления произведений древнерусского, а также народного искусства, специалисты данного направления обследуют, берут на учет вновь открытые памятники, принимают активное участие этнографических, архитектурных и фольклорных экспедициях. Специалисты способствуют сохранению культурного наследия, его преумножению, а также формируют общественное мнения относительно народной художественной культуры и пропагандируют традиционные ценности.
Условия поступления
Народная художественная культура воспитывает человека, участвует в формировании его личности. Однако, развитие профессиональных компетенций требует определенного склада характера будущего студента, наличия у него уникальных личностных черт. Зачисление на обучение осуществляется на основании конкурсного отбора по результатам сдачи вступительных экзаменов:
- русский язык,
- история,
- литература (профильный),
- творческий экзамен.
В качестве последнего испытания могут быть выбраны современные, народные, классические танцы, их постановка, художественное воплощение в танцевальной форме литературного дискурса.
Будущая профессия
Основной задачей курса обучения выступает развитие творческих способностей у студентов:
- умения чувствовать прекрасное;
- чувства меры;
- тонкого вкуса;
- принципов восприятия художественных произведений.
Указанные качества находят себя в любой отрасли трудоустройства будущего специалиста.
При реализации эстетического воспитания на предприятиях, в музеях и школах будущие специалисты должны уметь:
- ориентироваться на уровень культурного развития аудитории, ее возрастные особенности;
- находить способы коммуникации, позволяющие в форме непринужденной беседы доходчиво раскрыть выбранную тему;
- научить воспринимать произведение;
- способствовать возникновению глубокой духовной связи между слушателем и произведением искусства.
Специалисты направления незаменимы в качестве педагогов, сотрудников музеев, гидов-экскурсоводов, литературных редакторов – в любой отрасли человеческой деятельности, связанной с формированием отношения к культурному наследию, его сохранением и преумножением.
Куда поступать
На сегодняшний день подготовкой специалистов направления занимаются следующие вузы страны:
- Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств;
- Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП);
- Институт декоративно-прикладного искусства (ИДПИ);
- Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (СПбГУКИТ);
- Государственная академия славянской культуры (ГАСК).
Срок обучения
Срок обучения на очной форме составляет 4 года, на заочной – 5 лет.
Дисциплины, входящие в курс обучения
В процессе обучения студентам приходится совмещать образовательную деятельность с исследовательской. У будущего специалиста формируется багаж теоретических знаний, позволяющий ему изучать сущность искусства, а также понятие о стиле, творческом процессе, особенностях его протекания и организации.
Образовательная программа включает следующие основные дисциплины:
- история этнокультурных центров РФ,
- художественная культура народов РФ,
- этнопсихология,
- этнография,
- история русского зарубежья,
- зарубежные этнокультурные центры,
- деловой этикет,
- основы государственного администрирования, муниципального управления и т. д.
Приобретаемые навыки
Эффективная реализация исследовательской, педагогической, издательской, культурно-просветительской деятельности невозможна без формирования проф. компетенций, включающих:
- Навыков реализации патриотического воспитания, формирования духовно-нравственных качеств, ориентиров;
- Формирования межнациональных коммуникативных актов посредством привлечения художественной культуры, национально-культурных традиций этносов РФ;
- Знаний теории, истории народной культуры, различных видов народного творчества;
- Умения планировать, разрабатывать методические пособия, образовательные программы, направленные на углубление, систематизацию знаний относительно народной художественной культуры;
- Планирования, руководства художественно-творческой деятельностью детских и взрослых коллективов;
- Принятия активного участия в процессах подготовки, проведения концертных, выставочных, сценических мероприятий.
Перспективы трудоустройства по профессии
Уникальные знания, умения, а также высокая актуальность специалистов направления в современном мире, когда сохранение самобытности каждой этнической культуры становится первостепенной задачей государства, открывают перед будущими выпускниками блестящие перспективы трудоустройства. Специалисты направления востребованы в качестве педагогов, сотрудников музеев, гидов-экскурсоводов, литературных критиков и т. д. При наличии литературного таланта выпускник может выступать автором художественно-популярных очерков, повестей об искусстве. При склонности к аналитической деятельности будущий специалист может осуществлять функции художественного критика, формируя общественное мнение в отношении того или иного произведения искусства, оказывая непосредственное влияние на развитие культурных процессов современности.
После завершения обучения выпускник специальности может занимать должности:
- искусствоведа,
- балетмейстера,
- руководителя вокального коллектива,
- экскурсовода,
- преподавателя художественно-творческих и этнокультурных дисциплин,
- хормейстера,
- хореографа,
- руководителя хореографического коллектива и т. д.
В зависимости от выбранной отрасли деятельности минимальная зарплата (сотрудник музея, педагог) составляет 20 000 руб. В свою очередь, эксперты-оценщики, директоры галерей могут рассчитывать на сумму, превышающую 70 000 руб.
Перспективы профессионального совершенствования выпускников
Бакалавр направления может продолжить образование в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Продолжение обучения в магистратуре позволяет глубже изучить выбранное направление. Диплом магистранта необходим выпускникам, которые планируют заниматься профессиональной деятельностью за пределами нашей страны. Кроме того, обучение в магистратуре позволит сделать первые шаги в научном мире, заниматься педагогической деятельностью или же приступить к написанию собственного исследования в выбранной отрасли знаний.