54.05.05
Живопись и изящные искусства
Степень: Специалист
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
 - Математика (базовый уровень)
 - Литература - профильный предмет, по выбору вуза
 - История - по выбору вуза
 - Химия - по выбору вуза
 
Содержание
Дипломированный специалист в области живописи и изящных искусств знает все особенности стиля Леонардо да Винчи или Микеланджело Буонарроти, зарождения модернизма, экспрессионизма или сюрреализма. Данное направление является относительно новым профилем подготовки в отечественных вузах, однако, само изучение искусствова появилось еще в XVIII столетии благодаря И. Винкельману, выдающемуся немецкому историку и антиквару. В университетах специальность начали изучать лишь в начале минувшего столетия.
Условия поступления
На сегодняшний день подготовкой специалистов данного профиля занимается ряд отечественных и зарубежных вузов. Обучение живописи и изящным искусствам – отличная возможность получить интересную профессию творческого плана, познакомиться с культурным наследием человечества, научиться понимать все тонкости искусства. Для зачисления не обучение абитуриенту необходимо сдать следующие испытания:
- литература (профильный);
 - русский язык;
 - история;
 - творческий экзамен.
 
Будущая профессия
Большинство людей, которые выбирают данное направление подготовки, имеют склонность к живописи и обладают развитыми творческими способностями. Будущий эксперт в сфере искусства – действительно штучный, эксклюзивный «товар», в задачи которых входит широкий спектр задач, включая определение подлинности произведений, их анализ.
Специалисты профиля работают на выставках, аукционах, вернисажах. Будущий профессионал осуществляет искусствоведческие исследования, выполняя функции историков и аналитиков в выбранной области профессиональной деятельности.
Представитель профессии должен быть по-настоящему влюблен в искусство, в свою работу, быть готовым отдаваться ей без остатка. Профессиональная деятельность будущего специалиста полна открытий и загадок, требует трудолюбия, любознательности, глубоких знаний. Будущие выпускники способны не только глубоко понять внутреннюю сущность произведений искусства, но и объяснить ее потенциальному покупателю, аудитории.
Куда поступать
В процессе обучения будущему специалисту придется запоминать огромные массивы теоретической информации, научиться по отдельному фрагменту устанавливать эпоху, стиль, мастера, заниматься написанием эссе, аналитических обзоров, статей, рубрик и проч. На сегодняшний день формированием указанных и иных навыков занимаются такие отечественные вузы:
- Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова;
 - Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова;
 - Волгоградский государственный социально-педагогический университет;
 - Московская государственная академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки;
 - Московский архитектурно-строительный институт.
 
Сроки обучения
Срок обучения на очной форме составляет 6 лет.
Изучаемые дисциплины
Современные методы обучения специалистов данного направления основываются на органическом синтезе детального изучения классической теории искусств с современными процессами в художественной сфере, медийными и виртуальными технологиями.
Главной идеей курса является стимуляция творческого мышления обучающихся, создание оптимальных условий для генерирования инновационных идей в области искусства. В процессе обучения студенты осуществляют самостоятельные исследования, принимают участие в творческих проектах, значимых культурных событиях. Кроме того, студенты изучают следующие специальные дисциплины:
общий курс истории литературы;- основы композиции;
 - основы техники живописи;
 - перспектива;
 - история отечественного искусства;
 - рисунок;
 - история зарубежного искусства;
 - живопись;
 - история отечественной, зарубежной культуры.
 
Приобретаемые навыки
Глубоких теоретических знаний для профессионального специалиста данного направления недостаточно. Будущему выпускнику необходимо посещать выставки, музеи, принимать участие в подготовке и проведении тематических каталогов, экспозиций. Необходимо увидеть своими глазами и понять то, о чем будет написана статья, дипломная или диссертационная работа. Невозможна реализация профессиональной деятельности без высокого уровня сформированности ключевых компетенций:
- Демонстрировать высокий уровень владения выразительными средствами изобразительного искусства (графика, живопись, рисунок).
 - Создавать авторские произведения искусства на высоком художественном уровне.
 - Демонстрировать владение техниками, технологиями изобразительных материалов.
 - Владеть навыками различать исторические аспекты, художественные особенности развития стилевых течений (готика, модерн, рококо, барокко, классицизм, ренессанс) в изобразительном искусстве, архитектуре, театре.
 - Профессионально применять техники, технологии, художественные материалы в области церковно-исторической, театрально-декорационной, монументальной, станковой живописи.
 - Использовать знание принципов светового оформления спектаклей в своей профессиональной деятельности.
 
Перспективы трудоустройства по профессии
Будущие выпускники могут успешно найти работу в образовательных учреждениях, театрах, студиях искусств, музеях, архивах. Помимо работы, связанной непосредственно с созданием картин, дипломированные выпускники могу работать в НИИ, СМИ, гос. учреждениях, компьютерных агентствах. Специалисты в области изящного искусства, живописи могут реализовать себя в качестве экскурсоводов, гидов, коллекционеров, хранителей. Заработная плата молодых специалистов колеблется в рамках 15-25 тыс. руб. Разумеется, именитые эксперты, коллекционеры зарабатывают намного больше.
Перспективы профессионального совершенствования выпускников
Большинство выпускников выбирают продолжение обучения в магистратуре, что позволяет кроме вышеперечисленных профессий, строить научную и педагогическую карьеру.
Продолжение обучения, помимо наличия возможностей дальнейшего самосовершенствования, позволяет получить диплом международного образца, что, в свою очередь, дает возможность продолжать изучение произведений искусства за пределами нашей страны, что, разумеется, весьма актуально для специалистов данного направления.