54.05.04
Скульптура
Степень: Художник - скульптор. Художник - скульптор (медальерное искусство). Художник-скульптор (реставрация скульптуры)
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Литература - профильный предмет, по выбору вуза
- История - по выбору вуза
- Творческий экзамен - по выбору вуза
Содержание
Скульптор – это художник, создающий произведения объемно-пространственной формы из различных материалов. Эта творческая профессия является, пожалуй, одной из наиболее древних. Первые скульпторы и результаты их творчества появились еще в доисторические времена, примерно 3000 лет до н. э., в древнейших цивилизационных моделях. На сегодняшний день скульптура представляет собой вид изобразительного искусства, использующий в процессе созидания различные твердые и пластические материалы. Скульпторы, как правило, изображают людей, животных, целые композиции или же шедевры современного творчества Постмодерна.
Условия поступления
Создание скульптуры представляет собой сложный творческий процесс, требующий знаний особенностей материалов, художественных техник и, разумеется, таланта. Раньше будущие творцы годами обучались у именитых мастеров, развивая и оттачивая свой талант. Сегодня ситуация мало изменилась: для того чтобы раскрыть Ваши творческие способности, необходимо долго учиться. Зачисление на обучение в вуз осуществляется на основании сдачи следующих вступительных испытаний:
- русский язык;
- литература (профильный);
- история.
Однако основное внимание экзаменаторов будет приковано к результатам сдачи творческого экзамена (по скульптуре, лепке, композиции, рисунку), который поможет выявить наличие/отсутствие таланта.
Будущая профессия
Скульптор – это представитель творческой профессии, обладающий художественным вкусом, богатым воображением. В своей профессиональной деятельности будущему специалисту потребуется знание навыков проектирования, а также такие личные качества, как терпение, усидчивость.
Работа скульптора осуществляется поэтапно: от первичного эскиза до создания гармоничного образа, способного передать мысли и чувства создателя. В своей работе будущие мастера используют самые различные техники и материалы, комбинируя их в процессе создания произведения искусства. Не менее разнообразны и сферы деятельности творца, одни выбирают для себя создание портретных изображений, другие – годами работают над целыми композициями, наполненными глубоким философским смыслом и содержанием, третьи – принимают активное участие в создании незабываемого, уникального образа города, придавая ему особое очарование и шарм.
Куда поступать
В России профессия скульптора имеет многовековые традиции, сочетающие лучшие достижения отечественной школы с зарубежной, опыт наших далеких предков с последними научными и техническими открытиями. Обучение знаниям, умениям и навыкам данной профессии осуществляется в следующих отечественных вузах:
- Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова (МГАХИ);
- Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова;
- Красноярский государственный художественный институт;
- Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина;
- Южный федеральный университет.
Сроки обучения
Срок обучения на очной форме составляет 6 лет.
Изучаемые дисциплины
Творчество монументалиста, станковиста или скульптора малых форм направлено на создание образов, объединяющих в себе достижения прошлого, проблемы настоящего и надежды будущего. Получив задание будущему специалисту необходимо провести длительный поиск соответствующего художественного образа, ознакомиться с литературными данными, искусством, эпохой, теми культурно-историческими ценностями, которые должны быть представлены в созданном им произведении. Разумеется, профессиональному ваятелю требуется обладать огромным багажом теоретических знаний таких дисциплин:
- скульптура;
- рисунок;
- история отечественного искусства, культура;
- композиция;
- основы реставрации скульптуры;
- копирование произведений;
- пластическая анатомия;
- перспектива;
- техника скульптуры;
- технология скульптурных материалов.
Приобретаемые навыки
В практике будущего творца поиск того инновационного, уникального и неповторимого художественного образа может длиться годами, десятилетиями. Вне зависимости от того, создаете ли Вы величественные монументальные произведения или работаете над малыми формами, от использования долговечных материалов (бронзы, бетона, гранита) или современных полиэстеров, каждое произведение потребует от Вас творческого вдохновения, полета фантазии, дополненных профессиональными компетенциями, включая следующие:
- Свободно владеть выразительными средствами в области скульптуры и изобразительного искусства (графика, лепка, рисунок).
- Свободно владеть технологиями, техниками в области скульптуры (декоративной, монументальной, станковой, скульптуры, мелкой пластики), проявлять креативность в процессе творческого мышления.
- Создавать авторские произведения на высоком профессиональном уровне в сфере изобразительного искусства, скульптуры.
- Создавать достоверные копии объектов культурного наследия.
- Осуществлять экспертное оценивание скульптурных объектов.
Перспективы трудоустройства по профессии
Начиная с Ассирии и Древнего Египта, на протяжении многих веков профессия скульптора оставалась социально значимой и востребованной.
На сегодняшний день специалисты профиля могут успешно реализовать себя в педагогической, научной, творческой деятельности, работая в реставрационных, скульптурных мастерских, студиях, выставочных залах, музеях, художественных галереях.
После завершения обучения специалисты могут успешно занимать должности:
- архитектора;
- скульптора;
- декоратора;
- реставратора скульптуры;
- специалиста скульптуры малых форм;
- каменщика;
- скульптора-монументалиста;
- культуроведа;
- искусствоведа.
При трудоустройстве по профессии молодой специалист может рассчитывать на заработную плату в размере 30 000 руб., по мере совершенствования профессионализма, техники заработная плата может составлять около 55 000 руб. Наиболее талантливые и предприимчивые выпускники организовывают частные практики. Уровень дохода таких специалистов зависит от наличия/ отсутствия спроса на результаты их творчества у ценителей искусства и заказчиков. Истинные ценители скульптурного искусства могут успешно осуществлять научную деятельность, совмещая ее с творческой.
Перспективы профессионального совершенствования выпускников
Выбрав продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре или докторантуре, Вы можете продолжить совершенствование теоретических знаний и профессиональных компетенций. Кроме того, продолжение обучения позволит Вам детально изучить произведения искусства, научиться на высоком профессиональном уровне осуществлять их экспертное оценивание, что позволит Вам зарекомендовать себя в мире критики. А поскольку от мнения критиков во многом будет зависеть спрос на результаты Вашей творческой деятельности – данный аспект является важным преимуществом продолжения обучения. Написание диссертации позволит максимально оптимизировать процесс формирования научной компетенции, что позволит Вам впоследствии успешно совмещать научную или преподавательскую работу с творчеством.