54.03.02.
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Степень: Академический бакалавр. Прикладной бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Литература - профильный предмет, по выбору вуза
- История - по выбору вуза
- Творческий экзамен - по выбору вуза
Содержание
Даже далекие от искусства люди не могут не испытывать чувств восхищения перед памятниками декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, представленных в нашей стране. История русского декоративно-прикладного искусства относится к периоду становления русского государства. Первые памятники, дошедшие до нас через столетия, относятся предположительно к XI веку. Принятие христианства сопровождалось становлением церквей, храмов, иных памятников зодчества на огромных территориях нашего государства. Для любого из городов Древней Руси зодчие являлись влиятельными особами, от мастерства и таланта которых зависела красота и величие памятников декоративно-прикладного искусства, и, соответственно, и могущество властителя.
Условия поступления
По сегодняшний день представители творческих профессий данного профиля обогащают культурный багаж нашей страны, создавая памятники, величие которых не уступает всемирно известному Софийскому собору, надвратной Творческой церкви в Печерском монастыре, Спасо-Преображенскому собору и др. С периода становления декоративно-прикладных искусств на Руси создателям шедевров приходилось много учиться: в X-XI столетиях – изучать примеры византийской церковной архитектуры, творения предшественников; позднее – создавать уникальную русскую традицию; сегодня – традиционному архитектурному искусству и тенденциям развития декоративно-прикладных искусств. В качестве вступительных экзаменов абитуриенту придется подготовиться к сдаче следующих дисциплин:
- русский язык;
- литература (профильный);
- история;
- творческий экзамен, в качестве которого может выступать экзамен по живописи, композиции или рисованию.
Будущая профессия
Со второй половины XII столетия возникают и развиваются русские художественные школы, шедевры которых преумножали славу как отдельных княжеств, так и государства в целом. Позднее древнейшая профессия зодчего постепенно пропала, на смену ей пришли другие многочисленные строительные профессии. И лишь сегодня профессия создателей шедевров декоративно-прикладных искусств обретает вторую жизнь.
Куда поступать
Возведение культовых сооружений, создание шедевров декоративно-прикладного искусства представляет собой творческий и трудоемкий процесс, каждый аспект которого необходимо тщательно изучить. На сегодняшний день подготовка специалистов профиля осуществляется в следующих вузах:
- Московский государственный областной университет;
- Московский педагогический государственный университет;
- Высшая школа народных искусств (институт);
- Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна;
- Московский городской педагогический университет.
Сроки обучения
Срок обучения на очной форме составляет 4 года.
Изучаемые дисциплины
Русское декоративно-прикладное искусство на протяжении веков развивалось в своем уникальном национальном направлении, вбирая в себя достижения мировой культуры, мгновенно реагируя на малейшие изменения религиозной, политической и социальной жизни, отражая особенности ментальности этноса и формируя его культурологический фон. Достойное продолжение столь благородного дела требует от будущего выпускника детальных знаний специальных дисциплин, включая следующие:
- академический рисунок,
- академическая живопись,
- академическая скульптура и пластическое моделирование,
- история искусств,
- основы производственного мастерства,
- история искусств,
- пропедевтика,
- проектирование,
- цветоведение,
- художественная обработка материалов и пр.
Приобретаемые навыки
Для того чтобы создавать шедевры декоративно-прикладных искусств и народных промыслов, будущим специалистам необходимо не только обладать глубокими, обширными знаниями самых различных сфер, но и объединять в себе десяток профессий: инженера и архитектора, геодезиста и астронома, дизайнера и прораба, художника и др. Кроме того, для реализации профессиональной деятельности у будущего специалиста должен быть сформирован ряд ключевых компетенций, включая навыки проектирования и создания:
- Монументально-декоративных росписей потолков и стен с использованием традиционных, современных средств и методов исполнения.
- Декоративных и художественных произведений для оформления экстерьеров, интерьеров (гобеленов, витражей, штор).
- Декораций для театрального искусства (декоративные, художественные росписи, костюмы, панно).
- Орнаментов, узоров, применяемых в народном творчестве, декоративных росписях, геральдике.
- Иконографических символов и образов, применяемых в церковной фресковой живописи, иконописи.
- Абстрактных и сюжетных произведений скульптурной пластики и пр.
Перспективы трудоустройства по профессии
Как уже отмечалось, профессии связанные со строительством, возведением величественных сооружений, создание шедевров декоративно-прикладного искусства как в глубокой древности, так и сегодня остаётся востребованным на рынке труда. После завершения обучения будущие выпускники могут успешно выполнять обязанности:
- декоратора;
- зодчего;
- кузнеца;
- дизайнера изделий из металла;
- изготовителя художественных изделий из дерева, керамики и ткани;
- иконописца;
- реставратора;
- скульптора;
- реставраторов памятников каменного зодчества;
- художника-живописца;
- художника декоративно-прикладного искусства;
- ювелира.
Заработная плата и карьерный рост зависят преимущественно от выбранной сферы профессиональной деятельности. К примеру, при трудоустройстве зодчим молодой специалист может рассчитывать на заработную плату от 21 000 руб. При наличии таланта и терпения через 5-7 лет специалист может рассчитывать на должность главного зодчего с оплатой до 60 000 руб. Суммы, разумеется, весьма условны и зависят от города трудоустройства, организации, личностных качеств и ряда иных факторов.
Заработная плата талантливых ювелиров, иконописцев, художников-живописцев зависит исключительно от их таланта и трудолюбия. Она может оставаться на уровне оплаты учителя рисования в школе (около 4 000 руб.), а может измеряться шестизначными числами.
Перспективы профессионального совершенствования выпускников
Как и в любой другой отрасли, для достижения успеха в сфере искусства необходимо постоянное профессиональное самосовершенствование, осуществлять которое лучше в стенах учебного заведения под руководством профессионального педагога и научного руководителя.
Обучение в магистратуре, аспирантуре или докторантуре позволит получить детальные теоретические знания дисциплин курса, тщательно изучить техники создания художественных и архитектурных шедевров, продолжить формирование профессиональных компетенций.
Написание диссертации требует вовлечения в научную и педагогическую сферы, что позволяет заявить о себе в мире науки и обучиться педагогическому мастерству. Диплом магистра не требует подтверждения при реализации профессиональной деятельности за пределами страны, что является чрезвычайно актуальным для представителей творческих профессий.