52.09.03
Сценическая речь
Степень: Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Творческий экзамен - профильный предмет, по выбору вуза
- История - по выбору вуза
При поступлении необходимо сдать творческий экзамен по чтению стихов, басен и прозы, а также философию, драматическое искусство.
Содержание
Голос на протяжении всей истории человечества остаётся наиболее мелодичным музыкальным инструментом и средством воздействия на слушателей. Овладение на высоком профессиональном уровне искусством сценической речи и ораторским искусством способствует формированию грамотно построенной литературной выразительной речи, развивает умение декодировать и передавать скрытый подтекст произведений слушателю.
Условия поступления
Обучение сценической речи способствует формированию культурных и эстетических ценностей на основании фундаментального изучения литературных произведений. Сформированность теоретического багажа, а также практических навыков абитуриента осуществляется в процессе сдачи вступительных экзаменов.
Для зачисления на обучение необходимо подготовится к сдаче:
- исполнительской части;
- чтецкой программы, включающей две или три басни;
- нескольких стихотворений;
- чтению фрагмента прозаического произведения, общей длительностью не более 20 минут;
- теоретических знаний истории, современного состояния и перспектив развития драматического искусства, философии и иностранного языка.
Будущая профессия
Профессиональная деятельность специалистов чаще всего связана со сферой образования либо работой в театре, на телевидении и радио.
Дипломированные специалисты востребованы в любой отрасли, так или иначе связанной с публичной работой, необходимостью воздействия на аудиторию посредством речевых образов.
Куда поступать
Раскрыть свои возможности, интегрировать личность в активную творческую деятельность, стимулировать интерес к художественному чтению литературных произведений – далеко не полный перечень того, на что направлены усилия педагогов в процессе обучения в ведущих вузах страны:
- Алтайская государственная академия культуры и искусств;
- ВТУ им. В.В. Щукина;
- Дальневосточная государственная академия искусств;
- Казанский государственный университет культуры и искусств;
- Университет театрального искусства (ГИТИС).
Сроки обучения
Срок обучения не превышает двух лет.
Изучаемые дисциплины
Во время обучения в ассистентуре будущий специалист осваивает теоретические, методические и практические основы владения собственным голосовым аппаратом и сценической речью.
Основными дисциплинами курса, формирующими теоретический багаж, выступают следующие:
- основы сценической речи,
- методика преподавания творческих дисциплин в высшей школе,
- история,
- философия искусства и пр.
Приобретаемые навыки
Курс обучения направлен на формирование профессиональных навыков у будущего специалиста:
- Развитие и автоматизация навыков сценической речи.
- Формирование и доведение до автоматизма процессов диафрагменного дыхания.
- Формирование навыков работы с текстом, художественного чтения произведений.
- Создание индивидуальных художественных интерпретаций литературных дискурсов.
Перспективы трудоустройства по профессии
На сегодняшний день количество дипломированных специалистов данного направления в стране крайне ограничено, что обуславливает широкие перспективы трудоустройства.
Как уже отмечалось, будущие специалисты востребованы в качестве преподавателей творческих дисциплин высшей школы, дикторов, ведущих, артистов и пр. Кроме того, к специалистам часто обращаются за индивидуальной репетиторской подготовкой. Минимальная заработная плата составляет 30 000 руб. Однако репетиторские занятия, публикации, написание монографий позволяет в разы увеличить указанную сумму дохода.
Перспективы профессионального совершенствования выпускников
Профессиональное совершенствование выпускников может быть продолжено при обучении в докторантуре. Написание диссертационного исследования позволит еще подробнее изучить теоретические аспекты сценического мастерства.