50.03.04
Теория и история искусств
Степень: Академический бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Литература - профильный предмет, по выбору вуза
- История - по выбору вуза
- Творческий экзамен - по выбору вуза
Содержание
В сферу профессиональной деятельности направления входит работа, связанная с оцениванием способов функционирования искусства и культуры в социуме. Будущие специалисты должны обладать рядом редких и уникальных качеств, включая художественный вкус, развитое образное, интуитивное мышление, сенсорную память, умение передавать собственные знания, готовность учиться и самосовершенствоваться на протяжении жизненного пути. Специалисты направления принимают непосредственное участие в процессе изучения, формирования представлений относительного направлений, тенденций развития современного искусства, переосмыслении искусства традиционного, существенно обогащая культурных багаж человечества.
Условия поступления
Выявление талантливых абитуриентов осуществляется на этапе зачисления в вуз. Для поступления студентам необходимо подготовиться к сдаче следующих вступительных испытаний:
- русский язык;
- история;
- литература (профильный);
- творческий экзамен, включающий ответы на вопросы относительно истории развития искусства, а также письменный доклад на одну из тем, указанных представителями учебного заведения.
Письменный доклад должен представлять собой детальный анализ одного из произведений искусства, включая исследование изобразительных, образных средств создания экспрессивности, выразительности дискурса, выявление и обоснование вида, жанра, содержания произведения.
Будущая профессия
В центр научных интересов будущих выпускников входят следующие аспекты:
- произведения искусства, многочисленные памятники культуры, являющиеся неотъемлемой составляющей художественного, культурного, исторического наследия и требующие постоянного изучения, сохранения;
- социальные процессы, их воздействие на общественную жизнь;
- творческие и художественные процессы в их влиянии, воздействии на сферу культуры и искусства;
- процессы влияния искусства на духовную жизнь социума;
- творчество отдельных мастеров, творческих школ, направлений и целых эпох;
- закономерности функционирования, эффективной деятельности творческих объединений, союзов, способствующих продуцированию и распространению продуктов творческой деятельности;
- теория, основы художественной критики.
Куда поступать
На сегодняшний день подготовкой будущих специалистов в области искусства занимаются следующие отечественные вузы:
- Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова (МГХПА им. С.Г. Строганова);
- Институт управления, экономики, права и искусства (ИУЭПИ);
- Государственная академия славянской культуры (ГАСК);
- Гуманитарный институт телевиденья и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР им. М.А. Литовчина);
- Московский архитектурно-строительный институт (МАСИ).
Срок обучения
Срок обучения (очная форма) составляет 4 года, заочная форма – 5 лет.
Дисциплины, входящие в курс обучения
В процессе освоения программы обучения осуществляется формирование проф. компетенций, а также фундаментальной теоретической базы, мотивируются потребности в реализации творческой деятельности, как в процессе обучения, так и при осуществлении последующей проф. деятельности. Формированию фундаментальной теоретической базы способствует изучение следующих основных дисциплин программы:
- философия;
- введение в научное изучение искусства;
- история зарубежного искусства;
- анализ произведений искусства;
- история литературы (отечественной, зарубежной);
- история искусства (отечественного, зарубежного);
- общая теория искусства;
- история русского, зарубежного искусства XX века;
- научные методы исследования, изучения искусства;
- теория, история художественной критики;
- иностранный язык.
Приобретаемые навыки
Профессиональная деятельность подразумевает изучение, анализ с последующей систематизацией опыта сохранения культурного наследия России и человечества, активное участие в разработке, модернизации, практическом внедрении методик организации творческих социальных процессов; мониторинг, интерпретацию информации относительно произведений искусства, создание собственных баз данных относительно творческой деятельности современности, пропаганда идеалов, духовно-нравственных ориентиров культуры и искусства.
Эффективная реализация актуальных задач пропаганды нравственных идеалов, ориентиров, представленных в культурном наследии, формирование общественного мнения в отношении тех или иных произведений искусства требует высокого уровня сформированности проф. компетенций, включая следующие:
- умение передавать профессиональное видение, понимание творческих процессов Постмодерна, классического искусства в процессе реализации педагогической деятельности;
- умения анализировать закономерности, интенции развития творческих процессов современности, прогнозировать возможные тенденции, направления трансформаций творческих процессов;
- умение эффективно организовывать творческую деятельность, осуществлять последующий контроль ее выполнения;
- умения разрабатывать методические пособия, материалы;
- навыки осуществления культурно-просветительской деятельности по пропаганде нравственных ценностей, идеалов, ориентиров в различных социальных сферах.
Перспективы трудоустройства по профессии
Несмотря на то, что на сегодняшний день профессии данного направления представляются менее востребованными, чем специалисты экономического, юридического, информационного профилей, специалисты прогнозируют перспективное будущее выпускникам именно этого направления. В течение многих лет в России практически отсутствовала подготовка искусствоведов, музееведов, архивариусов и пр., что позволяет предположить, что уже в ближайшие годы на рынке труда данные профессии будут одними из наиболее актуальных. Аналогичная ситуация наблюдается практически во всех мировых странах, где активная и целенаправленная работа по обучению специалистов профиля начала осуществляться лишь в последние десять лет.
Чувство прекрасного, творческое мышление, фундаментальная теоретическая база и профессиональные компетенции позволяют специалистам направления успешно осуществлять профессиональную деятельность в качестве:
- искусствоведов;
- библиографов;
- обозревателей (методистов);
- консультантов – экспертов;
- преподавателей;
- корреспондентов;
- экскурсоводов;
- литературных редакторов.
Минимальная заработная плата молодого специалиста стартует от 10 тыс. руб. Максимальный порог достигает 45 тыс. и выше в зависимости от выбранного направления деятельности и места трудоустройства.
Перспективы профессионального совершенствования выпускников
Данное направление более других профессий требует постоянного самосовершенствования, большая часть выпускников бакалавриата выбирает дальнейшее обучение в магистратуре. Помимо наличия возможности дальнейшего углубления теоретического курса знаний выбранной специальности, продолжение обучения даст возможность продолжить научную, изыскательную деятельность на базе вуза, получить диплом магистранта, который не нуждается в переаттестации при выезде за границу, что особенно актуально для специалистов, исследующих направления зарубежного искусства. В процессе обучения магистрант может попробовать себя в качестве педагога, перспективного научного деятеля, а сама магистерская диссертация может стать основой для дальнейшего написания кандидатской, докторской работ.