50.03.03
История искусств
Степень: Академический бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- История - профильный предмет, по выбору вуза
- Иностранный язык - по выбору вуза
- Обществознание - по выбору вуза
Содержание
Специалисты направления подготовки 50.03.03 «История искусств» в процессе обучения изучают комплекс общественных наук, в центре внимания которых художественная культура в целом и отдельные виды искусства. Указанное направление является относительно молодым в отечественной образовательной структуре. В качестве самостоятельной научной отрасли история искусств возникла лишь начале минувшего века, а содержание профессиональной деятельности выпускников до сих пор подвергается переосмыслению, трансформациям.
Специалисты направления не только получают фундаментальные знания относительно истории классических, постмодернистских искусств, тенденций их развития, но и формируют общественное мнение в отношении тех или иных произведений, принимая активное участие в формировании культурного багажа человечества.
Условия поступления
Основной задачей обучения является формирование у студентов чувства прекрасного, создавать максимально оптимальные условия для развития творческих способностей, генерирования инновационных идей в сфере искусства. Отбор абитуриентов, обладающих высоким уровнем творческих способностей, осуществляется уже на этапе поступления.
В качестве вступительных испытаний будущим студентам необходимо сдать следующие дисциплины:
- русский язык;
- история (профильный);
- обществознание, иностранный язык (один на выбор вуза).
Будущая профессия
Объектами профессиональной деятельности будущих выпускников выступают историко-художественные процессы в их культурных, художественных, социокультурных, семантических измерениях, их репрезентация в памятниках архитектуры, художественных дискурсах.
Профессиональная деятельность будущего выпускника неразрывно связана с искусством, его научным и критическим изучением, оцениванием. Во многом непосредственно от оценки и критики специалистов направления формируется общественное мнение, принятие или, наоборот, непризнание того или иного произведения искусства обществом, что, в свою очередь, определяет весь культурный запас социума и человечества.
Профессионалы направления являются настоящими ценителями искусства, работа которых заключается в постоянном общении с шедеврами отечественной и мировой культуры.
Куда поступать
На сегодняшний день подготовкой будущих специалистов в данной области занимаются следующие отечественные вузы:
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ);
- Российский университет дружбы народов (РУДН);
- Современная гуманитарная академия (СГА);
- Московский государственный педагогический университет (МГПУ);
- Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП).
Срок обучения
Срок обучения (очная форма) составляет 4 года.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Искусство – привилегия нашего социума, необходимо приложить множество усилий для того, чтобы окунуться в мир прекрасного, а уж тем более понять его. Выпускники профиля «История искусств» – не просто сотрудники музея, но специалисты с широким кругозором, разбирающиеся в классическом искусстве прошлого и умеющие видеть будущее каждого индивидуального художественного дискурса, представители элитной профессии, во многом формирующие культурный багаж государства.
Процесс формирования высококвалифицированного специалиста требует изучения ряда специализированных дисциплин:
- всеобщая история искусств;
- история отечественного искусства;
- введение в музееведение;
- теория;
- история эстетических учений;
- описание и анализ памятников искусства;
- история археологических открытий и т. д.
Отдельно следует добавить, что специалисты этого направления учатся на протяжении всей жизни и сроком обучения в вузе обучение не ограничивается.
Приобретаемые навыки
Специфика профессиональной деятельности приводит к повышению уровня требований к ключевым проф. компетенциям будущего выпускника.
Будущий специалист учится:
- систематизировать произведения отдельных мастеров, деятелей искусства, различных школ и направлений, различных эпох;
- принимать активное участие в экспедициях;
- планировать, организовывать экспозиции, выставки;
- изучать специфику историко-художественных процессов, коллекций произведений искусств, памятников архитектуры;
- работать с информационными материалами, необходимыми для исследования, в галереях, музеях, архивах, художественных фондах, электронных каталогах, библиотеках;
- писать научные, исследовательские материалы, готовить аннотации, библиографии, обзоры;
- анализировать, описывать произведения и памятники культуры;
- подготавливать научные материалы к публикации;
- готовить к публикации брошюры, путеводители, сборники;
- осуществлять оценивание, экспертизы произведений искусства, объектов культуры.
Перспективы трудоустройства по профессии
Дипломированный бакалавр направления знает все об особенностях стиля индивидуальных мастеров, особенностях эпохи, школы или направления.
Специалисты направления могут реализовать себя в качестве:
- антиквара;
- архивариуса;
- библиотекаря;
- журналиста;
- искусствоведа;
- культуролога;
- музееведа;
- критика.
Минимальный порог заработной платы по России составляет 10 000 руб. В больших городах оплата культурологов, музееведов, архивариусов достигает 45 000 руб. Зарплата критиков, искусствоведов, антикваров зависит от уровня профессионализма специалиста и назвать верхний порог оплаты назвать сложно.
Перспективы профессионального совершенствования выпускников
Как уже отмечалось, уровень заработной платы специалистов непосредственно зависит от профессионализма, по этой причине многие выпускники продолжают свое обучение в магистратуре, аспирантуре или докторантуре. Как уже отмечалось, пожалуй, ни одна профессия не требует приложения стольких усилий для постоянного самосовершенствования, как профессия специалистов данного направления. Обучение в магистратуре позволяет углубить теоретический багаж знаний, продолжить дальнейшее изучение выбранной темы, продолжить занятия научной, исследовательской деятельностью, формирование ключевых компетенций, попробовать себя в педагогической деятельности. Магистратура может стать первым шагом в научной карьере.