Распространено мнение, что у россиян и бразильцев схожий менталитет. И всё равно от этой страны ждешь чего-то особенного. Как в стране футбола и желтых футболок, капоэйры и белых штанов, диких обезьян и длинных сериалов, карнавала и самбы обстоит дело с обучением в вузах? Воображение рисует красочные картины, но реальность строга - и как раз во многом подтверждает гипотезу о сходстве Бразилии с Россией.
Содержание
В последнее время в вузах страны всё шире распространяется экзамен ENEM (Exame Nacional do Ensino Médio), бразильский брат ЕГЭ. Бразильцы грезят университетом Сан-Паулу, хотя и не так сильно, как их российские ровесники – труднодостижимым МГУ, поскольку по стране равномерно распределена сеть федеральных университетов; но и в России таковые открываются с недавних пор. Негосударственные вузы тоже есть и в Бразилии, и в России. Стоимость обучения также разная. Студентам надо покупать книги – цены на книги аналогичны российским. Какие специальности наиболее востребованы? Медицина, право, администрирование, самые разные области инженерного дела, журналистика, маркетинг, биология, IT-специальности – эти предпочтения похожи на наши. Соотношение общих и практических вузовских дисциплин подчиняется привычной логике: больше первых на начальном этапе – больше вторых к концу учебы, и всё зависит от конкретной специализации. В бразильских вузах, как и в наших, учатся разное количество лет. Наиболее долго – будущие врачи; большинство остальных – 5 лет (инженеры, юристы, психологи, специалисты в медийной сфере); кто-то учится 4 года (философы), другие – 3 года, есть и высшее образование за два года (чаще – технологическое). Но есть и отличия от российской традиции.
Кому подойдет бразильский менталитет
Стиль мышления, прививаемый в бразильских вузах, сегодня осознается как западный, по образцу североамериканского. Речь идет о рыночном мышлении, о важности интересов компаний и тому подобном. При этом внимание вузов к общественному долгу отсылает нас к французской модели образования. Совместные мероприятия вузов Бразилии с вузами Парагвая, Уругвая, Аргентины и Боливии говорят о латиноамериканском контексте, в котором существуют бразильские вузы. Но можно настаивать и на уникальном бразильском стиле. И речь не идет о солнечном образе наивного весельчака.
Эти солнечные заокеанские весельчаки знают и уважают, скажем, нашего ученого И. П. Павлова и нашего писателя Н. В. Гоголя – а также они в курсе международных публикаций своих сограждан-профессоров. Зато не помнят анекдотов о студентах: здесь учеба в вузе – это дело серьезное, а студент – это серьезный человек, причем вовсе не игрок в футбол: для некоторых национальных особенностей вузы Бразилии почти непроницаемы.
Пресловутые футбол и капоэйра академическими дисциплинами не стали, профессионально ими занимаются соответствующие школы, ассоциации и центры в разных штатах. А студенты вузов играют в футбол по выходным или темными тропическими вечерами – по собственной инициативе. Эти матчи называются “peladas” и не предусматривают особой экипировки типа бутс и униформы.
Мощный бразильский католицизм выразился в создании частных католических университетов, которые, однако, дают светское образование – медицинское, географическое, психологическое, математическое. Теология там – лишь одно из множества направлений.
Напор ярких традиций бразильской кухни также отступает перед холодной университетской обороной. В студенческих столовых найдется лишь будничная еда – а не знаменитая фейжоада.
Каждому штату Бразилии можно гордиться не только оригинальными блюдами, но и собственным разработанным стилем народной музыки, и особым выговором, и характером жителей – но, когда речь заходит об университетских программах, бразильцы в едином порыве кивают на Министерство образования и культуры. Там на сайте, мол, всё написано. Только частные университеты более свободны варьировать содержание образования. Но всё же каждый вуз вправе развивать свои программы самостоятельно и вести о них профессиональный диалог, не нарушая общих принципов. А особенно склонны к диалогу бразильские студенты – на практических занятиях их выступления приходится ограничивать по времени. Впрочем, свое многословие они используют с толком, оставаясь открытыми для устранения сомнений, для поиска истины и стараясь держаться с преподавателями раскованно, на равных. Темы учебных курсов постоянно пересматриваются, модернизируются – и университетский дух в Бразилии вполне современен.
Бразильская система образования
Если в России правом принимать собственные экзамены обладают лишь несколько вузов, то в Бразилии в каждом вузе есть собственная вступительная процедура, называемая “vestibular”. Во многих принимают и результаты экзамена ENEM. С этими результатами так же, как и в России, можно податься в несколько учебных заведений.
Считается, что лучшие университеты сконцентрированы на юге страны, однако достойный уровень образования можно найти повсюду: все штаты располагают вузами, предлагающими для освоения должный диапазон областей познания. Обычно уроженцы страны выбирают вуз в своем штате, но в принципе могут учиться в любом городе – на севере в Манаусе, или на юге в Рио-де-Жанейро, или еще где-нибудь, тем более если нужной абитуриенту специальности в ближайшем вузе не оказалось. Есть программы, призванные облегчить такую миграцию, включая помощь с проживанием.
Престижными считаются федеральные и государственные университеты.
Федеральные вузы:
- Федеральный университет Рио-де Жанейро (UFRJ)
- Федеральный университет Сан-Паулу (UNIFESP)
- Федеральный университет штата Баия (UFBA)
- Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Сул (UFRS)
- Федеральный университет Минас-Жерайса (UFMG)
- Университет Бразилиа (UnB).
Государственные университеты:
- Университет Сан-Паулу (USP)
- Университет штата Сан-Паулу (UNESP)
- Университет Кампинаса (Unicamp).
Частные вузы:
- Католический университет,
- университеты «Эстасиу джи Са»,
- «Маккензи»
- «Аньемби Морумби».
Среди бразильцев принято четко разбираться в том, кто и как финансирует то или иное учебное заведение. А заодно и в том, кому оно принадлежит – либо какому государственному или правительственному органу оно подведомственно.
Лучшие бразильские вузы вполне конкурентоспособны по сравнению с вузами других стран, там достаточно строгие требования к отбору преподавателей. И абитуриентский конкурс на место бывает весьма высок – порядка нескольких десятков человек. Например, на место по специальности «Реклама и пропаганда» могут претендовать более 60 человек, «Международные отношения» – около 40, «Медицина» – где-то 30, а где-то и 100, «Сестринское дело» (в Бразилии это специальность высшего образования) – 30, «Философия» – 6. В некоторых частных вузах количество мест может совпадать с количеством претендентов на них.
Платных отделений нет. Или абитуриент поступает в государственный либо федеральный вуз и учится там бесплатно, или он идет в частный вуз и платит за учебу – в среднем 600 реалов в месяц (это как российские 9000 рублей), но встречается и очень дорогое образование. Правительство и сами университеты последовательно ведут работу над программами, которые помогали бы бедным поступать в вузы, и эта работа вызывает общественный резонанс. Приемлемые для вуза результаты экзамена ENEM говорят не только о том, что абитуриент станет студентом, но и о том, что он получит стипендию по новой программе ProUni – «Университет для всех». А часть студентов получает обычную стипендию – так называемую bolsa de estudo. Преимущественно это выходцы из семей с низкими доходами. Есть также выплаты на осуществление научных исследований и для прочих студенческо-учебных целей. И значительное количество студентов учится, ничего не платя за учебу, но также не получая никаких выплат от вуза.
Учебный год в Бразилии начинается в феврале.
Как подготовиться к поступлению
Ответ на вопрос «Почему Бразилия?» должен звучать не праздно – в противном случае лучше просто когда-нибудь съездить туда отдохнуть, не более того. Есть множество других стран, куда российские студенты уже проторили дорогу более уверенно. Как и перед обучением в других странах, здесь предстоит волокита – нужно доказательство, что у вас есть средства для проживания в Бразилии либо обязательство приглашающей стороны о содержании; требуется приглашение от вуза с указанием, что он предоставил вам место для обучения; нужна даже (не для всех штатов) вакцинация против желтой лихорадки! Причем это еще не всё.
Знаете ли вы португальский? Вопрос почти риторический: несмотря на заявления о БРИК – о дружбе и сотрудничестве Бразилии, России, Индии и Китая, – в России он остается в числе редких иностранных языков. И это при том, что бразильцев на десятки миллионов больше, чем нас, да и о БРИК всё-таки говорят практически каждый день – то есть выучить этот язык имеет смысл. Если вы в старших классах, этот язык можно учить самостоятельно, с преподавателем и онлайн на одном из многочисленных сайтов взаимного обучения языку (ориентируясь именно на бразильский его вариант, который имеет отличия в лексике, фонетике и грамматике).
Затем попробуйте выбрать бразильский вуз. Можно будет съездить на краткосрочные курсы португальского для иностранцев при выбранном бразильском вузе, если средства семьи позволяют. А если вы хотите учить португальский в отечественном вузе, то на родных просторах нужно поступить в МГУ, МГИМО, МГЛУ или Военный университет. Попасть туда трудно, образование там хорошее, но круг специальностей – ограничен. Не хотите его ограничивать – получите интересное вам высшее образование в любом вузе России на русском языке, а затем поезжайте в Бразилию дополнять его португальским языком (тогда уже предварительно выученным самостоятельно) на каком-нибудь филфаке, такой факультет там называется “Letras”. Хотя, если вы к тому времени выучите язык, можно выбрать вместо филфака, который всё-таки не каждому подходит, хоть химическую инженерию!
Кем, как и где работать, подумайте заблаговременно. Если после бразильского вуза вы собираетесь смиренно ходить по собеседованиям в России, то российский работодатель может вас не понять. Если вы хотите стажироваться или работать в Бразилии, то стоит там и учиться: уровень образования важен при приеме на работу – однако на работу там устроиться трудно, да и зарплаты не особенно велики. Поэтому лучше всего, если у вас действительно есть желание искать (или придумывать самостоятельно – и ответственно осуществлять) совместные российско-бразильские проекты – а они могут находиться в любой из двух стран и быть обнаружены вами либо случайно и не вовремя, либо в результате долгих и планомерных поисков. Их предметом может быть биология, инженерное дело, туризм – что угодно.
Решились? Примерная цепь действий такова:
- бразильская легитимизация ваших документов о среднем образовании в Совете по образованию нужного вам штата в Бразилии (Conselho Estadual de Educação); – возможно, подготовительные курсы (pré-vestibular);
- интернет-регистрация на сдачу экзаменов в вузе, сдача экзаменов, зачисление;
- получение учебной визы.
Хотите поддержки? В МЭПИ есть проект "Russobras"; многие российские вузы сотрудничают с вузами Бразилии на уровне отдельных мероприятий или сугубо научной деятельности либо дружат факультетами; также в Бразилию можно попасть через студенческую организацию AIESEC – но на стажировку.
Хотите получать бразильское образование и жить при этом в России? На сайте Ассоциации дистанционного образования Бразилии (ищите по Интернету аббревиатуру ABED) есть масса интересных учебных курсов со ссылками на вузы, где их предлагают. Это программы на португальском языке.
Чему Бразилия учит мир
Высшее образование может развиваться быстро, и это первый урок Бразилии миру. Университеты этой страны моложе своих европейских и латиноамериканских собратьев, но при этом хорошо развиты. В колониальные времена те немногие бразильцы, кому дозволялось и кто желал учиться, в основном вынуждены были плыть через океан (и это тоже поступок!) – чаще всего в португальскую Коимбру. Тамошний университет основан аж в 1290 году. Неудивительно: Европа! А как обстояли дела в самой Бразилии? Следите за цифрами: в 1808 году основаны медико-хирургический колледж в Салвадоре и кафедра анатомии в Рио. Позднее появились Политехническая школа, кафедра экономики и Академия художеств. Негусто. А первый университет открылся лишь в 1912 году – в штате Парана. В 1920 – в Рио. В 1932 – в Сан-Паулу. Однако как о явлении высшее образование заявило о себе примерно 60 лет назад. При этом еще в 70-х годах прошлого столетия весьма значительный процент населения старше пятнадцати лет был неграмотным. А сегодня бразильскими вузами выпускаются прекрасно подготовленные специалисты, в стране развивается последипломное образование, и во многих областях исследований бразильцы – в авангарде, их публикации вызывают международный интерес.
Второй урок преподносит бразильская педагогика с ее мыслителем и практиком Паулу Фрейре. В стране с колониальным прошлым подобные ученые не могли не чувствовать особенно остро всех тех моментов, которые в ситуации обучения могли бы напоминать о несвободе (превосходство учителя над учеником и т. п.). Поэтому там, где другие дидакты, научив учиться, привычно заговаривают об адаптации человека в обществе, Паулу Фрейре ведет речь о свободе личности и не боится, что из учеников вырастут критики, а то и преобразователи мира.
В целом неграмотность никуда не исчезла, социальное неравенство по-прежнему очень велико, многие родители не в состоянии платить за обучение своих детей в частной школе: хорошими средними школами считаются именно такие. И бразильцы, напуганные образовательной участью обитателей трущоб – фавел, не могут себе позволить особенно расслабиться, получая заветное высшее образование. (Да, парень или девушка из фавелы тоже могут подготовиться и поступить, но стартовые условия не равны.) Так Бразилия преподает миру третью истину – высшее образование представляет собой великий шанс, который надо ценить.
Причем уважая остальных. Бразилия учит нас интересу и уважению и к своей культуре, и к чужой. Это четвертый ее урок миру. Бразилия поддерживает программу культурного обмена со всеми континентами. В университетах рассматривается широкий спектр вопросов и хорошо обеспечен доступ к разным культурам. В первую очередь, страну отличает язык и материалы, относящиеся к истории и литературе самой Бразилии. Очевиден исследовательский интерес бразильцев и к африканским странам, и это не только Ангола, Кабо-Верде и Гвинея-Бисау, но и другие, где говорят не на португальском, а на языке йоруба (представляющем интерес, в частности, в связи с изучением афро-бразильской культуры), например, Нигерия: у почти половины бразильцев были предки в Африке, африканская культура в Бразилии трансформируется интересным образом. Впрочем, в бразильских университетах есть студенты со всего мира, практически отовсюду. Колумбийцы, венесуэльцы, аргентинцы, чилийцы, кубинцы, жители США, немцы, поляки приезжают учиться и ходят по одним улицам с гражданами Бразилии любого происхождения – от украинского до японского. И учатся восприимчивости к разным культурам, которая действительно важна и полезна в эпоху глобализации.