Система образования в Республике Казахстан

Система образования в Казахстане в 90-е годы прошлого века развивалась в условиях устаревшей методологической базы. Исследования, проведенные тогда ЮНЕСКО, показали устойчивую тенденцию к снижению качества обучения в стране. Система образования в Республике Казахстан не была ориентирована на подготовку учащихся к самостоятельной жизни и формирование у них четких планов на будущее. В результате лишь 30 % выпускников осознанно выбирали дальнейшую профессию. Отсутствие дошкольного образования негативно отразилось на подготовленности детей к обучению.

С началом экономического развития страны правительство республики обратило внимание и на уровень образования. Чтобы улучшить его качество и привести в соответствие потребностям государства и международным стандартам, были начаты реформы.

С 1999 года согласно закону об образовании был осуществлен переход на новую систему обучения, соответствующую международной стандартной классификации, рекомендованной ЮНЕСКО. Для соблюдения принципа непрерывности и преемственности были введены четыре уровня обучения:

  • дошкольное;
  • среднее;
  • высшее;
  • послевузовское.

Дошкольное

Правительство Казахстана серьезно отнеслось к проблеме дошкольного образования. Государственные и частные инвестиции в реформирование подготовительногоУчитель с детками на уроке дошкольного образования собирает лего обучения привели к стремительному росту количества дошкольных учреждений.

Поменялся и подход к воспитанию подрастающего поколения. Произошло осознание того, что детство - это не просто подготовка к школьной жизни, а важный этап становления человека. На первое место в системе дошкольного образования Казахстана теперь выносится развитие у детей самостоятельности и самодостаточности.

Новый взгляд соответствует потребностям ребенка и его возрастным интересам. Обучение происходит в процессе игры с постепенным усложнением задач. Это сохраняет интерес детей к получению новых знаний. Современный стандарт дошкольного образования Республики Казахстан основан на идее перерастания игры из развлечения в творчество. В игре же формируются и модели человеческих отношений, происходит психологическая подготовка ребенка к школе.

Школьное

На данный момент одиннадцатилетняя система школьного образования в Казахстане подразделяется на 3 этапа:Школьники Казахстана играют в шахматы

  • начальный (1-4 классы);
  • основной (5-9 классы);
  • старший (10-11 классы).

Чтобы перераспределить нагрузку на детей и повысить эффективность школьного образования, к 2020 году планируется переход на двенадцатилетнюю систему обучения, принятую в большинстве высокоразвитых стран. Также намечено введение 12-балльной системы оценивания знаний.

Основная трудность перехода на современную эффективную систему школьного образования заключается в недостаточном финансировании учреждений и неподготовленности преподавательского состава к переменам.

Однако позитивные изменения в системе образования Казахстана все-таки есть. С пятого класса вводятся в программу обучения начальные знания по химии, биологии и физике. У старшеклассников появится возможность самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Высшее

Из всех стран СНГ Казахстан провел наиболее радикальные реформы в системе высшего образования. В 2007 году была закреплена следующая структура:Выпускники одного из вузов Казахстана

  • Высшее базовое обучение. Длится четыре года, по окончании студенту присваивается степень бакалавра.
  • Высшее специальное образование. Возможно только на основе базового. После двух лет обучения выдается диплом магистра.
  • Докторантура. По окончании трехлетнего курса присваивается степень доктора наук.

Бакалавриат нацелен на глубокое освоение будущей профессии, а обучение в магистратуре более узконаправленно. Переход на следующий курс возможен только при условии успешного окончания предыдущего.

Студенты имеют возможность закончить бакалавриат по одной специальности, а степень магистра получить по другой, что снижает временные и финансовые затраты на приобретение второго вузовского образования.

В структуре высшего образования Республики Казахстан преобладают частные вузы, но больше половины студентов учится в государственных учреждениях.

В Казахстане существуют следующие формы вузовского обучения:

  • Очная. Самая популярная, предписывает обязательное присутствие студента на лекциях и семинарах.
  • Заочная. Студент два раза в год посещает интенсивные занятия - так называемые установочные сессии длительностью один месяц, по окончании которых сдаются экзамены.
  • Дистанционное обучение. Занятия организованы через Интернет: в Сети выложен весь необходимый материал, задания для самостоятельного изучения, проводятся онлайн-консультации. Дипломные работы студенты защищают в стенах вуза.

Высшее образование в Республике Казахстан непрерывно совершенствуется, что способствует постоянному повышению уровня подготовки молодых специалистов.

Отзывы и обсуждения