Образование является целенаправленным процессом становления человека и включает не только непрерывное обучение, ориентированное на выбор дальнейшей профессиональной специализации, но и заботу о личностном росте школьников. Развивающую составляющую образования обеспечивает психологическая служба, учрежденная более 15 лет назад.
Функции и задачи
Психологическая служба в системе образования создана и положительно зарекомендовала себя не только в России, но и во многих зарубежных странах. Ее деятельность направлена на поддержку обучения подрастающего поколения и его воспитание с учетом накопленных знаний в сфере научной психологии. Специалисты-психологи принимают активное участие в разрешении насущных проблем в жизни школьников вплоть до момента получения аттестата о среднем образовании.
В учебных заведениях ведется систематическое наблюдение за состоянием психики каждого ребенка. Этот процесс насыщен различными обследованиями:
- оценкой характера;
- мониторингом темпов психологического развития;
- контролированием реализации всех компонентов образования.
Психологи обеспечивают своевременное обнаружение и максимальное задействование в педагогическом процессе интеллектуального и индивидуального потенциала детей, выявление способностей, наклонностей и интересов индивидуума. Школьные специалисты дают советы по обучению, внешкольному образованию и воспитанию.
На вопрос, что такое психологическая служба в системе образования, имеется однозначный ответ – это система, позволяющая своевременно определить резервы в психологическом потенциале ребенка, чтобы использовать их в дальнейшем воспитании и обучении. Если психолог работает с отстающими детками, он обязан выявить, а затем устранить первопричины, вызвавшие задержку в развитии, но исключительно те, которые находятся в рамках врачебной компетенции. Если психолог наблюдает одаренных школьников, ему необходимо как можно раньше выявить задатки неординарности, после чего превратить их в развитые способности.
Другой важной задачей в психологии образования является оказание поддержки всем участникам учебного процесса:
- ученикам;
- педагогам;
- родителям;
- руководителям школ;
- чиновникам.
Для ее выполнения психолог берет на себя функции не только психотерапевта и консультанта, но и учителя, и психологического корректора. Специалисты применяют отработанные методики, направленные на воздействие на психику и человеческое поведение. Также школьный психолог помогает педагогам и директорам учебных заведений обновлять имеющиеся знания, поскольку они имеют тенденцию к быстрому устареванию.
Бывает, что в ходе работы с детьми возникают ситуации, требующие немедленного разрешения, поскольку их последствия могут повлиять на судьбу юного члена общества. К ним относится, например, невозможность продолжения учебы в обыкновенной школе после выявления у ребенка нарушений, которые невозможно компенсировать педагогическими средствами. В таких случаях возникает потребность в медико-психологическом исследовании и экспертизе. И здесь знания психолога выходят на первое место, поскольку он должен ответственно и грамотно дать врачебную оценку, сделать заключение о здоровье маленького пациента и, по сути, стать «вершителем» дальнейшей участи ребенка.
Психология школьного образования выстроена по многоуровневой системе:
- На министерской и федеральной ступени работают главные психологи либо специальные отделы, курирующие работу нижестоящих психологических служб.
- На региональном уровне функционируют научно-методические отделы и центры, обеспечивающие руководство деятельности в границах субъекта. Они не заняты помощью детям, а только руководят практикующими психологами в организациях.
- Муниципальный «этаж» представляют психологические службы городов и районов при управлениях образованием. Они осуществляют организацию и контроль деятельности школьных психологов.
Практикующие психологи подчинены управляющим госорганам, но реализуют собственные обязанности вне зависимости от контролеров, поэтому несут персональную ответственность за работу в системе среднего обучения.
Сегодня существует четыре главных вектора специализации практикующего школьного психолога:
- психологические консультации;
- психологическая профилактика;
- психодиагностика;
- коррекционная психология.
Чем психопрофилактика отличается от психодиагностики
Психологическая профилактика - это выявление и нивелирование факторов, способных спровоцировать отклонения в правильном психическом становлении неокрепшего организма ребенка. Для выполнения этой миссии специалист опирается на законы психологии, патопсихологии, дефектологии.
Психодиагностика в системе образования требует профессионального владения методами обследования ребенка на психологическом уровне. В ходе такого исследования психолог решает несколько основных задач:
- Оценивает индивидуальные характеристики пациента.
- Выдает квалифицированное психологическое заключение о ребенке.
- С опорой на достоверные данные выявляет учеников и преподавателей с нехарактерными особенностями.
Любое психодиагностическое исследование проводится высокообразованным психологом, владеющим теорией и практическими методами. Результатом психодиагностической процедуры служит научное обоснование и корректное изложение итогов обследований без произвольной интерпретации и непоследовательности толкования.
Психолог считается классным специалистом, если он способен разрабатывать собственные методики на базе уже существующих и владеет приемами научной оценки их надежности и валидности.