Учебу в Канаде лучше начинать со старших классов средней школы, где существуют специальные классы для иммигрантов. Канадские высшие школы охотнее принимают выпускников, окончивших 12 классов одной из региональных школ. Альтернативой может стать частный пансион для иностранцев, готовящий к поступлению в университет на том языке, который принят для учебных программ (английском, французском) в конкретном регионе. Для поступающих в такой пансионат есть льготные визы, предусмотрено комфортабельное поселение, но оплата довольно высока.
Содержание
Общих стандартов приема российских аттестатов не существует, правила приема каждый университет разрабатывает самостоятельно. Кроме обычного набора документов, языкового сертификата вуз может потребовать сдачи языкового теста, дополнительных экзаменов на месте. Чаще всего это касается инженерно-технических, медицинских специальностей, где преобладает специфическая терминология. Некоторые высшие школы принимают к конкурсу только свидетельства со средним баллом 5 (по пятибалльной системе).
Высшее образование Канады пользуется международным признанием, занимает в различных рейтингах места наравне с британским образованием, уступая только высшему образованию Соединенных Штатов. Это обусловлена значительными финансовыми вливаниями со стороны правительства (до 7% ВВП) и провинциальных администраций.
Постоянный государственный контроль (при политике невмешательства) привел развитию сети высших школ во всех значительных регионах страны, выравниванию качества образования большинства вузов.
Академические университеты Канады
Классические университеты построены по американскому, британскому образцу. Фундаментальное образование строится на лекционной системе. Семинарские занятия проводятся в малых группах. Практической стороне применения знаний уделяется меньшее внимание, но студенты зачастую привлекаются к исследовательским работам.
На первых местах по популярности находятся такие классические университеты как:
- Йоркский университет;
- Университет Британской Колумбии;
- университет Макгилла.
Университет имени Макгилла можно привести в качестве примера канадского академического вуза. Университет в Монреале назван по фамилии основателя, существует с 1821 года. Самым сильным свидетельством авторитета университета стала работа в нем физика Эрнеста Резерфорда, Нобелевского лауреата. Кроме него университет воспитал еще четырех лауреатов Нобелевской премии. На одиннадцати факультетах учится тридцать три тысячи студентов. Качеством образования славятся сельскохозяйственный, педагогический, инженерный, стоматологический (отделенный от медицинского), юридический, теологический факультеты.
Классические университеты не замыкаются в исторических формах. Наряду с традиционными дисциплинами, в учебных программах присутствуют такие непривычные для нас специальности как «Лидерство в диком мире», «Кинетика человека», «Изучение джаза», «Медсестринское дело», «Киноискусство». Такой набор профессий, достигающий 90 специальностей, предоставляет студентам богатейшие возможности выбора.
Так, в университете Капилано (Ванкувер, Сешелти, Сквомиши) можно стать специалистом по «Глобальному попечительству», «Человеческой кинетике», «Управлению заведениями для отдыха в дикой природе», «Исполнительскому искусству».
Высшее техническое образование
Техническим специальностям в Канаде обучают классические университеты (где часто есть инженерные факультеты), политехнические, технологические институты, высшие технические колледжи. В этих вузах большее количество учебных часов отведено на практику, стажировки, теории уделяется необходимый минимум времени.
Примером высшей технической школы может служить Технологический институт Британской Колумбии. В Ванкувере около 20000 студентов учится на стационаре, еще 30000 на различных отделениях продолжения образования, курсах повышения квалификации, подготовительных отделениях.
Самый большой в Канаде политехнический институт разбросан по пяти корпусам на территории Ванкувера. Учебу студенты совмещают с овладением навыками исследовательской работы в научно-исследовательских центрах, проводящих разработки для канадской промышленности. Закрепление практических знаний возможно и в стажировках на промышленных фирмах. Среди основных специальностей выделяются гражданское строительство, компьютерные системные технологии, биомедицинский инжиниринг, географические информационные системы, цифровые медиатехнологии.
Лучшим в стране считается факультет транспорта, его отделение инженерного обслуживания самолетов. Учебные программы, самостоятельно разрабатываемые институтом, постоянно обновляются, соответствуя вырастающему уровню техники, требованиям рынка труда.
От технических институтов, университетов высшие технические колледжи зачастую отличаются только названием. Так, в государственном колледже Джорджа Брауна (г. Торонто) учится 15000 (из них – 10% иностранцев). Предлагается сто пятьдесят учебных программ различного уровня.
Кроме обычных для технического колледжа специальностей (строительных технологий, инженерной механики, информационных технологий, графического промышленного дизайна) здесь же учат финансовой деятельности, дошкольному воспитанию, медсестринскому делу, медико-санитарным дисциплинам.
Присутствуют в колледже и такие, непривычные для технического вуза отделения как «общественная служба», «кулинарное искусство», «мода и ювелирное дело», «горничное дело в туризме».
Продолжение образования в Канаде
Богатые возможности Канады для постуниверситетского образования часто используются российскими бакалаврами, магистрами. Продолжить обучение возможно только при отличном знании языка и оценках диплома. Для официальной оценки национального диплома, его сертификации в Канаде существуют специальные организации, но окончательное решение (на основании их экспертизы, авторитета российского вуза) выносится канадским университетом.
Не следует при въезде декларировать желание остаться в Канаде. Естественное желание многих российских выпускников противоречит строгому иммиграционному режиму, может стать препятствием к получению въездной визы. Получение канадского гражданства, поиск работы - облегчаются успешным окончанием магистратуры, заинтересованностью канадской компании в хорошем специалисте.
Так, университет Гуэлфа (провинция Онтарио, неподалеку от Торонто) предлагает 50 магистерских программ, несколько лет подряд занимая верхние места в рейтинге лучших исследовательских университетов. Кроме маркетинга, менеджмента, экологии, университет лидирует в области биотехнологий, ветеринарии, сельского и лесного хозяйства.
Лучшим в Канаде признан факультет права Университета г. Виктория. Среди магистерских программ выделяются автомобилестроение, бизнес, биомедицина, информационные технологии. Программы построены на сотрудничестве с канадскими, международными компаниями, предоставляющими места для прохождения производственных практик, стажировок. Лучшим студентам магистратуры трудоустройство предлагается в процессе учебы.