Исторически коренные народы Мексики имели собственную письменность, культурные традиции тысячелетней давности. После завоевания территорий страны испанцами основным языком обучения стал испанский язык, что отбросило назад уровень образования.
Нынешняя система образования построена по испанскому образцу, в последние годы все больше переходя на международные стандарты. Правительство страны прилагает большие усилия для развития образования, направляя на эти цели до 10% бюджета. Первые результаты проявились в том, что повысился уровень грамотности. В начале прошлого века считалось, что в стране грамотно до 50% населения, в 1970 году количество неграмотных оценивалось в 24%. Сейчас общий уровень грамотности по различным оценкам достигает 91%, дети до 14 лет достигли уровня грамотности в 98,1%.
Дошкольное, школьное образование
Законодательно общее школьное образование (включая дошкольное как составную часть) – обязательно и бесплатно. Дошкольные учреждения (ясли, сады) доступны, в основном, городским жителям. В детских садах нет обязательного обучения грамоте, развивающие занятия воспитателей, психологов построены в игровой форме, направлены на развитие познавательных навыков.
Начальное школьное образование Мексики обязательно с шести лет. Шесть классов начальной школы считаются в стране главными, так как в прошлом веке на этом этапе происходил огромный отсев учеников (до 75%). Поэтому с классами часто работают два учителя, все дети обеспечиваются бесплатными учебниками, вводится двуязычная система обучения (испанский и коренной) для индейского населения. Разработаны учебники начальной школы на индейских языках Мексики.
Значительная часть населения живет в сельских, пустынных, труднодоступных местностях. Для них, впервые в мире, была внедрена (с 70-х годов прошлого века) спутниковая система дистанционного образования. «Телесекундарии» (телеконференции, видеоуроки) охватывают около трех миллионов учащихся. Образовательными программами мексиканского спутника пользуются и другие страны Центральной Америки (в частности – Колумбия), испаноязычное население южных штатов США.
Законами Мексики продекларирован принцип светского образование, поэтому количество католических школ (бывших основой испанского образования) резко уменьшилось. Принцип равных условий для образования, доступности информационных ресурсов постоянно контролируется Министерством образования.
Неполное среднее образование получают не все мексиканские школьники. Для поступления в седьмой класс нужно сдать вступительные экзамены. Уже на этом этапе молодой человек выбирает техническое или академическое образование. Трехлетнее обучение в промежуточной средней школе характерно обилием оценок (по десятибалльной системе), большим количеством экзаменационных тестов (до 5 в год), национальным экзаменом в конце учебного года. Существует институт второгодничества (для учеников со средним баллом менее шести). Для перехода на следующий уровень образования сдается письменный экзамен, проверяемый не в школе, а независимой комиссией.
После девятого класса для мексиканского школьника, выбравшего дальнейшую учебу, продолжается разделение полного школьного образование с соблюдением технического, академического профиля.
- Школы технического профиля (технологии, коммерции) целенаправленно готовят начальный уровень специалистов для конкретной области промышленности, трудовой деятельности. Трехлетнее образование завершается получением аттестата профессионального технолога, позволяющим начать профессиональную карьеру.
- Школы академического профиля готовят к поступлению в ВУЗы. Многие "препаратории" функционируют при университетах, готовят учеников к дисциплинам первых курсов, занятия в них ведутся университетскими профессорами. Выпускники препараториев могут поступать в любой ВУЗ, получая при окончании «bachillerato propedeutico». Этот диплом бакалавра равнозначен российскому аттестату зрелости.
Частные препаратории (с пансионом, углубленным языковым курсом) существуют и для иностранных учащихся, готовящихся к поступлению в мексиканские высшие школы. Годичное обучение в таком пансионате – лучший путь для российских школьников с недостаточным знанием испанского языка. Мексиканский диалект языка отличается от литературного испанского только на бытовом уровне, все научные, образовательные термины полностью совпадают. Отличное знание испанского языка (превалирующего в высших школах) – непременное условие поступления в мексиканский ВУЗ.
Высшее образование
Получить высшее образование решают не все мексиканские выпускники. Существующее высшее образование во многих университетах основано на исторической системе, складывавшейся на испанских образцах с шестнадцатого века. Новые университеты, политехнические институты Мексики построены по международным образцам, так как страна испытывает дефицит научно-технических, инженерных кадров.
Количественно, географически – ВУЗы страны расположены неравномерно. Почти половина из полутора миллионов студентов учится в двух крупнейших университетах – Национальном автономном университете Мехико (330000 студентов), Гвадалахарском университете (275000 учащихся), хотя в стране около 800 высших школ, приравненных к ним колледжей. Территориально ВУЗы сконцентрированы в Мехико, столицах штатов, крупных городах.
Поступление в высшую школу требует сдачи вступительных экзаменов, для иностранцев нужен сертификат знания языка. Некоторые высшие школы, как технологический университет Монтеррея, открыты только для граждан Мексики.
Плату за обучение в высшей школе можно назвать символической (в сравнении с развитыми странами). В прошлом веке она не превышала одного американского города в год, сейчас в государственном университете нужно платить около $150 в год. В некоторых ВУЗах эта цифра увеличивается до $1800.
Начальной академической степенью мексиканского университета является уровень «licenciado». Звание лиценциата аналогично международной степени бакалавра. Для большинства специальностей получение степени требует трех лет обучения, защиты дипломной работы. Некоторые профессии (преимущественно технические) требуют прохождения практики, сдачи отдельного профессионального экзамена.
Уровень лицензиата позволяет начать профессиональную деятельность, продолжить учебу в магистратуре. Мексиканская степень магистра равнозначна международной, так же как докторская степень.
Крупнейшим в Мексике, обеих Америках - стал Национальный автономный университет (г. Мехико). Основой университета стали двадцать факультетов, при которых работают десятки научно-исследовательских институтов, научных центров. Высокий авторитет имеет образование на архитектурном, химическом, экономическом, инженерном факультетах. В НАУ Мехико студентов обучают и на факультетах права, философии и литературы.
В отдельные факультеты выделены обучающие центры по специальностям стоматология, ветеринарная медицина. Приравнены к университетским факультетам национальные школы искусств, акушерства, дошкольного воспитания, социальной работы.
Отдельным звеном системы высшего образования стали технологические университеты. Таких децентрализованных ВУЗов в Мексике около семидесяти, ведущим признан столичный Национальный политехнический институт. Мировой авторитет заслужила Мексика в области градостроительства, монументальной архитектуры. Истоком этих успехов стала столичная Академия Сан-Карлос, в которой учились Давид Сикейрос, Клементе Ороско.