Обучение в Италии для русских имеет свои несомненные преимущества. Тут и количество ясных дней в году, как блюд в шведском столе, не ограничено, так что сиеста придумалась и прижилась сама собой. Итальянская обувь тут в избытке, да и оливки тоже. И что же? От пары часов безделья в день примерно с апреля по октябрь у людей меняется жизнь. Сутки разбиваются не на день и ночь, а на еще два дополнительных периода. Итальянцы радостно просыпаются, идут на работу, насвистывая, потому что знают, что через два часа им пора на обед, а затем домой. Там они побудут еще три-четыре счастливых часа. Ближе к вечеру они выберутся из дома, побредут, счастливые, отдохнувшие, на работу и побудут там каких-нибудь символических часика полтора. Делать на улице в сиесту нечего, там болтаются только собаки, полоумные и иностранцы, так как всё закрыто; оттого сиеста — дополнительная итальянская особенность и гордость. Это их фишка, свойство, примета, национальное «я». Всё искусство Италии пронизано эстетикой лени, гедонизма и красоты: некуда спешить — когда такая жара и истома весь день; не о чем спорить и грустить — когда светит такое солнце.
А теперь к образованию
В области образования итальянцы повели себя именно в том же духе: поначалу приходишь в крайнее удивление, узнав, что вот тот студент, филолог-славист с Сицилии, недавно отпраздновал свое тридцатипятилетие… Казалось бы, откуда у традиционно аграрного, патриархального даже государства такое стремление учиться подолгу? Но это не рвение и усердие рядовых итальянцев, это всё отголоски той сладкой ленивости, желания жить и получать удовольствие, а не растрачивать самые прекрасные годы на рамки и ограничения.
В Италии распространен «обычай» — принять решение об образовании в самый последний момент, поступить в университет, проучиться там год, а потом взять академический отпуск. Можно воспользоваться небольшим отпуском, он называется licenza. В случае же полноценного аналога нашей «академки» говорят — anno sabbatico. Брать его можно раз в несколько лет, но не единожды, как у нас, а многократно. Все это время студенты работают, путешествуют, ездят по всяким учебным программам в разные страны — в общем, суть их восприятия учебы такая же, как и всего остального: живи и радуйся, жизнь для тебя, а не наоборот. После ребята возвращаются к полноценной студенческой жизни с осознанием того, что в любой момент могут, не напрягаясь, снова уйти в свободное плавание на годик и писать диплом уже не голодными студентами, а зрелыми людьми с достатком.
Плюсы такого подхода в том, что люди не мечутся между неприбыльной разовой работой и студенчеством, а могут позволить себе самим выбирать обстоятельства. Повезло с работой сейчас — можешь на время пренебречь учебой и приступить к ней, уже встав на ноги. Захотел путешествовать, а потом навряд ли удастся — едешь сейчас, зная, что без проблем вернешься к занятиям в любой момент. Открытая жизнь, открытые возможности. Часто, кстати, в Италии снова становятся студентами, будучи сильно в возрасте: в 50, 60, 65 лет. То есть лимита там и в этом плане не предусмотрено. Всё зависит только от предпочтений и возможностей человека.