К Балканскому полуострову традиционно относится несколько свободолюбивых республик, хотя их состав в связи с событиями последних лет стремительно меняется. То бывшая Югославия выпустила из своего круга новое государство, то Косово добивается независимости. Порой кажется, что эта чехарда – визитная карточка Балкан. Хотя за политическим сумбуром скрывается весьма трогательное - и поучительное – культурное родство.
Содержание
Братские чувства
Большинство балканских стран к таковым относились и прежде. Это – Греция, Турция, Болгария и государства экс-Югославии. Наиболее близкими друг к другу по историческим и геополитическим параметрам относятся, конечно, последние. Даже мусульманская Босния и Герцеговина не так близка к Турции, как к христианским бывшим сестрам по единой Империи.
Так что родней и ближе друг другу на Балканах все-таки они: Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Хорватия, Словения и Македония. И ничего, что уже много лет как врозь. Старая любовь, как известно, не ржавеет.
Родство культур стоит пестовать – это в основном и влечет иностранных студентов в университеты Ниша, Белграда, Нови сада (Сербия), Сараево (Босния и Герцеговина), Подгорицы и Цетинье (Черногория), Пулы, Загреба и Дубровника (Хорватия), Скопье (Македония).
Естественно поэтому, что чаще всего студентами магистратуры (наиболее популярного способа поучиться в экс-Югославии) и аспирантуры становятся филологи, выпускники факультетов и отделений славистики в Италии или России. Эти люди ментально близки к уроженцам Балкан, они ценят литературу, язык, веру, философию, слово – всё то, на чем держатся наши культуры. И это означает, что ребята уже подготовлены и ориентируются в языке и культуре принимающей страны.
Язык
В четырех балканских странах до сих пор используется один язык – точнее, разновидности диалектов одного сербского языка. И это сплачивает посильней исторического родства. Даже сильнейшие религиозные различия не в силах разделить, казалось бы, распавшуюся югославскую культуру.
Практически по той же причине практики иностранного обучения на Балканах не так уж много (хоть и плата за обучение то не предусматривается, то, по меркам Европы или России, не столь высока). Всё дело в трудности сербского языка – для европейского-то уха! – и в некоторой его невостребованности. Это ведь русский (который тоже очень непрост для иностранцев) – один из шести языков ООН. Что немудрено: население России 142 млн, и это без учета русскоговорящих выходцев СССР. А сербов… В общем, не столь популярен этот язык в остальном мире, сколь красив. И не всякий готов пойти на то, чтобы сдавать по нему экзамен. Смельчакам остается филологическое направление – сербские студенты едут учиться в Россию, а русские – в Сербию. Обычно ребята стремятся попасть в Нови Сад, где очень сильна филологическая кафедра.
Впрочем, если вы надумали познавать азы любой другой профессии именно на сербоязычных Балканах, учтите: во-первых, кириллица сохранена ныне только в Сербии, а, во-вторых, собственно, сербским языком теперь называется только тот язык, на котором говорят в этой стране. Сербохорватского практически не существует – остался все более отдаляющийся от него хорватский, а недавно появился еще и черногорский. Его разница с сербским, пожалуй, лишь в добавленных двух буквах, которые на практике никто не использует. Вот такой парадокс. Впрочем, нам, жителям экс-советского пространства, к подобным фокусам не привыкать. Наше дело – прекрасно выучиться и суметь развиться в выбранной профессии. Ведь так?
Морская удаль
Прекрасные береговые края Черногории, Македонии и Хорватии никого не оставляют равнодушными. А поскольку бытие определяет сознание, то и упор в этих странах делается на туризм и ему подобные услуги. А еще – на кораблестроение и навигацию.
Проще говоря, если волею судьбы вы – абитуриент в этих странах, вам стоит выбрать профессию бармена, гида, гостиничного управляющего или морского офицера. Последнему учат в крохотной Черногории – эта страна издавна являлась лидером обучения морскому делу. Взять хотя бы черногорский Пераст. Прежде это был рыбацкий поселок, каких много. Сегодня это город – он больше трехсот лет укутывался в историю Серениссимы, Яснейшей Венецианской республики, не подавляемый ею, но взращенный, как бывают направлены трудные дети умелой профессурой. Постепенно жители города до того разошлись в своих умениях и возможностях, предоставленных Венецией, что основали первую во всем Которском заливе школу мореплавания. Главой мероприятия был Марко Мартинович. До сих пор в соседний Котор приезжают ребята со всех концов страны и Балкан вообще – учиться мореходству. А в XVII–XVIII вв. прославили город еще и представители династии Змаевичей – Матия, Крсто, Андрия. Первый даже служил у нас в России на Балтийском флоте и вообще был любимцем Петра I.
Площадь Пераста украшают бюсты тех самых участников истории – мореплавателей и первооткрывателей. Кстати, в мореходку парни идут не от страха армии и не в качестве альтернативы ей. Армии в Черногории попросту нет. Так что выбор второго по популярности, направления (первое – туризм) – результат добровольно отданного предпочтения. Страсть к дальним странствиям – этого ни с чем не спутаешь и ничем не заменишь.
Сербия
Несмотря на отсутствие прямого выхода к морю, Сербию обделенной вряд ли назовешь. Как раз отсутствие беззаботности и спровоцировало больший прогресс и экономические успехи. Потому Сербия и была столько десятилетий полноправным лидером в регионе. А в определенных сферах остается этим лидером и по сей день.
Отсюда вывод: и сегодня страна готовит строителей (которые в России, например, нарасхват – половина административных и деловых зданий в столице выстроена ими), юристы, экономисты, специалисты по международным отношениям.
Находящаяся на перепутье восточных и западных дорог, Сербия – центр восточноевропейской жизни. Здесь сосредоточены культура и промышленность, экономика и право, журналистика и градостроительство. Это перспективное место для реализации творческих амбиций, интересное и нестандартное место применения самых разнообразных сил. В общем, здесь есть смысл учиться практически чему угодно. С некоторыми уточнениями: в университетском центре – Нови Саде – как уже было сказано, сильная школа филологов. В столичном Белграде имеет смысл попытать счастья творческим натурам: актерам или художникам: это связано с пристальным вниманием всего мира к культуре экс-тоталитарных стран. На юге или в горных районах страны принято заниматься хозяйством или туризмом, так что там популярны профессии агрономов, гидов, фермеров. По всей стране традиционно много музыкантов, особенно играющих на духовых инструментах.
Черногория
А вот в Черногории за искусством и творческими профессиональными навыками нечего и гнаться. Даже в столице – Цетинье – днем с огнем не сыщешь красок или холстов. Был когда-то вблизи художественного университета китайский магазин с соответствующей атрибутикой, да и тот погорел. Так что конек этой страны – строительство, туризм, производство натуральных продуктов и изделий. Большинство черногорцев либо владеет землей, либо трудится на ниве развлечений и отдыха. Ни первое, ни второе особых образовательных усилий не требует. С развитием строительства и увеличением спроса на местную землю возросла потребность в риелторах. Они и в кризис не остались без дела. Заниматься недвижимостью в Черногории – почти как дышать, потому что больше тут продать особо нечего. И даже тот самый востребованный натурпродукт никто особенно не продает – так, ради развлечения, быть может. В качестве риелтора частенько выступают иностранцы: местные жители готовы только выставить землю на продажу, но не продавать. Этим занимаются профессионалы – русские или англичане: самые частые покупатели как раз они. При бешеном спросе на землю и недвижимость в этой стране, увы, нельзя сказать, что университеты бросились развивать развивать соответствующее направление. Скажем так, риелторству в Черногории лучше не учиться – точнее, не познавать его в теории. Смысл проявиться на этом поприще есть только в практике. К тому же и язык выучить получится более оперативно.
Хорватия
В Хорватии помимо приморских дел есть еще масса других. Ощутимая близость ее с Италией не могла не оставить следа в формировании облика страны. Так, Хорватия претендует на звание балканского центра моды и стиля, и вообще она давний сторонник всего либерального. В этом есть доля стремления к Европе (объяснимого – эта страна наиболее близка к ЕС). Так что здесь востребованы все профессии, отличающие нормальное европейское государство: от ресторанных служащих до визажистов и от рекрутеров до банковских работников. В этом смысле Хорватия не очень-то отличается от курортных Франции или Испании.
Знание языков – непременное условие современной Хорватии. Чаще всего среднестатистический хорват говорит на английском, немецком или итальянском, а многие – и на русском. Страна заметно ориентирована на туристов и иностранных партнеров, так что каждый второй продавец в магазине, не говоря о сотрудниках фирм, владеет одним-двумя иностранными языками. Так что лингвистика, пожалуй, еще одно «сильное» направление в системе образования страны.
Что же касается иностранных языков для балканцев в целом, то ситуация примерно такова: у сербов на первом месте идет русский, далее – примерно вровень английский и итальянский, а иногда – немецкий и французский. У хорватов на первом месте исторически итальянский язык, тогда как у босняков часто немецкий: они частые гости в Германии.
***
Сказать, что весь мир стремится учиться на Балканах, нельзя. Скорее всего, есть смысл ехать в эти страны за образованием, если вам невмоготу позагорать на солнышке в процессе изучения прекрасного сербского языка. Здесь полным-полно языковых курсов, очень успешных и грамотных, на них занимается множество студентов из Италии, России, США, Канады, Турции. Курсы часто бывают летними или зимними, первые длятся дольше, вторые – меньше. Как правило, летом максимальная протяженность курсов составляет два-два с половиной месяца, тогда как зимой удастся позаниматься в лучшем случае недели три. Часто на курсы отправляются ребята, уже являющие студентами вузов.
Учеба учебой, но радости знакомства с новой страной никто не отменял. Так что, коль скоро вы оказались на факультете градостроительства в Сербии, не откажите себе в удовольствии посещения заповедников или монастырей. А лучше – гор, например, горного курорта Копаоника. Или – обиталища Эмира Кустурицы: Мокра Гора.
Если вас занесло в мореходку в Черногории, обязательно поезжайте на Дурмитор – горную систему, изобилующую историческими и природными достопримечательностями. Учебе это точно не повредит.
Студентам в Хорватии, изучающим, например, фотографию, не стоит пропускать фестивали, коими изобилует эта страна. Влияние родины красоты – Италии – здесь очевидно. «Летние игры» в Дубровнике, феерический праздник театров и перформансов – лучший тому пример.
Где учились балканцы и кто учился на Балканах
- Писатель и дипломат, Нобелевский лауреат Иво Андрич обучался на философском факультете Королевского университета в Загребе (Хорватия), а продолжал образование в Австрии и Польше.
- Уроженка македонского Скопье, албанка Агнес Гонджа Бояджиу (мать Тереза), уйдя в юности в монахини, высшего образования не получила. Что не помешало этой деятельной женщине основывать школы для бедных людей в рамках созданной ею монашеской конгрегации. Причем было неважно, к какой национальности принадлежат ученики и во что они верят.
- Музыкант и композитор, сын сербки и хорвата Горан Брегович недолго учился в Школе искусств в Сараево, столице Боснии и Герцеговины.
- Министр иностранных дел Сербии в середине прошедшего 10-летия Вук Драшкович учился в Белградском университете на юридическом факультете.
- Боснийский писатель, философ, мусульманский активист, президент Боснии и Герцеговины в течение первых лет после распада Югославии Алия Изетбегович был студентом юрфака Сараевского университета.
- Сербский писатель и художник Момо Капор окончил белградскую Художественную академию.
- Сербская певица и актриса Радмила Караклаич, популярная в Советском Союзе, училась в Белградском университете на факультете западноевропейских языков.
- Сербский режиссер Эмир Кустурица получал диплом за пределами Балкан. Он окончил факультет кино и телевидения Академии исполнительских искусств в Праге.
- Боснийский уроженец Иван Мерц, молодежный деятель, признанный Римско-Католической Церковью святым, учился в университете в Вене.
- Сербский писатель Милорад Павич был студентом философского факультета Белградского университета. Степень доктора философии в области истории литературы талантливый прозаик получал в столице Хорватии, в Загребском университете.
- Сербский националист из Боснии, чей выстрел в 1914 году развязал I Мировую войну, Гаврило Принципбыл студентом университета Белграда. Будучи занят революционной деятельностью, прогуливал лекции.
- Веб-дизайнер и основатель коллективных блогов, уроженец Сараево Йован Савович учился на философском факультете университета в Белграде.
- Нынешний президент Сербии Борис Тадич изучал социальную психологию в Белградском университете.
- Русский филолог-славист, крупный стиховед, исследователь творчества Мандельштама Кирилл Тарановский окончил два факультета Белградского университета – юридический и филологический.
- Серб, родившийся на территории, которая ныне принадлежит Хорватии, физик, инженер, изобретатель в области электротехники и радиотехники Никола Тесла поступил в высшее техническое училище в австрийском Граце. Теперь альма-матер знаменитого ученого превратилась в Грацский технический университет.
- Боснийская писательница и переводчица Злата Филипович, прославившаяся своим отроческим «Дневником» (1991–1993 гг.), в котором нашли отражение события Боснийской войны, уехала учиться за пределы бывшей Югославии – прямиком в Оксфорд, где получила гуманитарное образование.