На первом курсе отделения экономики и менеджмента технического вуза, будучи активным интернет-пользователем, я стала сталкиваться с новыми для меня понятиями — маркетинг и брендинг и решила поступать в институт заново. Соответствующий факультет у нас в Архангельске нашелся нескоро. К этому времени я уже имела опыт работы. Конкурс на наше заочное оказался огромный, но в основном к нам поступали «просто чтобы поступить» и не сумев пробиться на очное отделение. В итоге набралась группа 30 человек. Сейчас заканчиваю IV курс – и из группы нас осталось всего 18! Многие до сих пор не знают, зачем они здесь. Только 3 человека вместе со мной реально понимают, что такое маркетинг, и уже работают по профилю.
Команда всегда права
Я не останавливаюсь, а иду дальше. Чувствуя, что мне недостаточно вузовской программы, в прошлом году я прошла обучение в одном шведском университете, открывшем отделение в нашем городе. Я боялась, что меня не примут, скажут: невозможно сочетать работу с двумя местами учебы… Но, ребята, я хочу вам сказать, не стоит пугаться такого графика. Это только закаляет!
Уже первые занятия меня удивили. (Вообще они были проведены для сплочения и раскрепощения.) Нам объяснили, что наше мнение очень важно и не стоит бояться спрашивать и высказываться. А преподаватель, в свою очередь, мог подойти к студенту и неожиданно задать вопрос.
Да, нам это всё впервой: мы же знаем, что «с преподавателем лучше не спорить, он всегда прав!» Вот этот стереотип и мешает… нет, не спору – а конструктивной творческой работе.
На практических занятиях вся работа велась в командах – и продолжалась днем на работе, а вечером дома. Не было ничего показного, все формы студенческой деятельности воспринимались адекватно (только представьте: вы делаете презентацию на компьютере — и это не кажется однокашникам чем-то вычурным!).
Просто поднять руку
Однажды перед студентами выступал нидерландский маркетолог. В выходные. Я не поленилась и пришла. Оказалась в нужное время в нужном месте! Мой блокнот был просто испещрен идеями, которые можно было бы применять и у нас.
В конце встречи голландец предложил задать ему вопросы — самый интересный, как это водится в маркетинге, ожидал приз. Я боялась задать свой вопрос: мне казалось, он будет глупым… А ведь я обучалась уже больше полугода и столько уверенности приобрела — но нет, перед такими опытными людьми мы всё равно боимся! Наконец подруга подтолкнула меня — и я спросила. Мой вопрос касался маркетинговых услуг для малых фирм и частных предпринимателей — и в итоге оказался лучшим.
После этой встречи я поняла, что выбрала специальность не зря. Мне захотелось открыть свое дело. Думаю, в скором времени это осуществится!
Высказывайте и отстаивайте свою точку зрения. Поначалу это будет похоже на мышиный писк, но со временем вы научитесь находить емкие аргументы.
Смотрите на небо. и под ноги — тоже
Да, сейчас я могу сказать, что будущих маркетологов учат не всегда хорошо. Но и они в свою очередь должны не лениться искать информацию и читать, изучать всё новые и новые направления в своей области. Иначе мы рискуем не стать специалистами.
Зато не лучше ситуация у тех, у кого изначально благоприятные условия. Страшно наблюдать за студентами-очниками: там уже звездная болезнь начинается, потому что они будут первым выпуском маркетологов в нашем городе. После окончания вуза стало в порядке вещей хотеть работать сразу на ключевых должностях. А в компаниях нередко отказывают выпускникам — и многие устраиваются не по специальности, что огорчает.
Я хочу помочь студентам в понимании необходимости постепенного роста — в команде, конечно. Сейчас дорабатываю целый проект, который мог бы их в этом убедить. У себя в команде мы придумывали разные проекты: кто-то запускал информационный сайт преподавателя, кто-то открывал свое кафе, я же решила заняться темой обучения, потому что приобретенными знаниями нужно делиться!
Создаем профессиональную среду
- Если у вас есть идеи или проекты, не бойтесь их обсуждать с друзьями или знакомыми: с вами всегда могут поделиться мыслью или опытом.
- Если среди ваших друзей не так много интересующихся нужным вам предметом, попытайтесь поднять острую тему или рассказать о недавно прочтенной вами статье и спросить их мнения.
- Обсуждайте вместе статьи или сравнивайте схожие статьи на одну тему.
- Думайте, как можно применить советы из этих статей на практике.
- В школе есть психолог? Попросите его провести тренинг командообразования!
- Подкидывайте идеи лидерам вашей команды.
- Если вы сами лидер команды, время от времени как бы невзначай переходите в разговоре на тему учебы — и делитесь своими впечатлениями и идеями.
- Участвуйте в тематических форумах и интернет-сообществах. Поддержат, помогут.
В наше время все творчески настроенные люди стараются держаться вместе, поэтому следите за мероприятиями, относящимися к выбранной вами профессии, в своем городе. Знакомьтесь с новыми, интересными людьми.
Пусть ваш энтузиазм передается другим. Может, тогда мы вместе сможем помочь тем, кто пока не у дел, сделать учебу интереснее.