Наверное, стоит с самого начала студенческих лет осознать, какую часть вашего высшего образования вы получите традиционно в выбранном вами вузе - и, наряду с этим, какое внимание уделите вашему глобальному образованию. Как вы будете переходить от банального конспектирования к масштабным мыслительным делам. Как будет выглядеть глобализация вашего собственного образовательного пространства, если перейти к конкретному ее осуществлению. А чтобы понять, как она будет выглядеть, нужно знать, какой она вообще бывает.
Содержание
Известно, что мало кто из молодых людей любит писать рефераты. Но вдруг вам всё-таки захочется сдать реферат в индийском вузе, поучаствовать в канадской студенческой конференции и подключить товарища из Швейцарии к выступлению на практическом занятии у себя в России? Или вдруг вы захотите провести международную студенческую конференцию сами?
Возможности
Признаемся, что придумать проект, который охватил бы систему высшего образования во всех странах, непросто. Поэтому стоит ценить уже осуществившиеся попытки приблизиться к этой абстрактной цели. В таком смысле даже неоднозначно воспринимаемая Болонская система всё равно масштабнее и интереснее, чем ее критика - недовольство фактом существования ЕГЭ. А самое интересное, что идей и проектов с мировым размахом может быть много - изучайте, выбирайте, придумывайте новые!
Идеи в воздухе. Не стоит забывать ни о мире идей Платона, ни о ноосфере, учение о которой развил Вернадский: это идейные предки ментальной глобализации. Впрочем, имеется и более современная предпосылка представлять себе пространство мысли широко. Сегодня научные дисциплины ветвятся всё сильнее, пути их расходятся всё дальше, и связующими звеньями могут поэтому выступить не столько национальные науки во всем их разнообразии, сколько узкоспециализированные международные научные связи.
Языки международного общения
Когда-то университеты разных стран объединяла латынь, что оставило свой след в терминах естественных и юридических наук. Теперь латынь объединяет латинистов в живых современных проектах вроде газеты “Ephemeris”.
Сегодня популярен английский: на этом языке принято публиковать тезисы в научных журналах и читать лекции в рамках интернациональных программ обучения студентов. Разумеется, многие проекты в области глобализации образования, о которых будет сказано ниже, сегодня доступны именно на английском языке. Впрочем, дело не столько в английском, сколько в распространенности того или иного языка, ведь сейчас весь мир разом бросается учить то испанский, то китайский. А вузы придерживаются той или иной лингвистической политики, которую обсуждают на международных встречах. Так, недавно этим озаботились технические вузы Сибири.
Нельзя не учесть движения эсперанто: этот искусственный язык дает свободу в том числе и для того, чтобы учить и учиться: например, в Википедии количество статей на эсперанто больше, чем на многих других языках, да и на ежегодном Международном молодежном конгрессе эсперанто реально было бы обсуждать только глобальные проблемы. А всего искусственных языков, подобных эсперанто, несколько десятков. В этих гибридах могут преобладать самые разные составляющие, например, славянская, - однако у всех этих языков цель объединить людей. Вообще освоение другого языка, предваряющее основную учебу, само по себе является достаточно сложной и мобилизующей разминкой.
Где получать
С одной стороны, в вузах разных государств изучают культурологию, антропологию, славистику, востоковедение, американистику, международные отношения, географию. Регионоведы из разных стран объединяются в Международную ассоциацию Regional Studies. Это помогает строить диалог культур и государств.
С другой стороны, по всему миру открываются институты Конфуция, Гёте, Сервантеса, Французские альянсы, центры изучения национальных культур при вузах (так, в прошлом году в МГУ открылся центр балтистики). Получая образование, основанное на сравнении культур, люди не могут не увидеть образовательное пространство как глобальное.
Рейтинги вузов
Музыкальные хит-парады популярнее рейтингов вузов, но мы рассмотрим всё-таки рейтинги вузов. Где выстраивали вузы в ряд? В Китае (рейтинг Шанхайского университета), в Великобритании (рейтинг газеты The Times), в Испании (Webometrics), совсем недавно - у нас в стране (Новый глобальный рейтинг мировых университетов от агентства «РейТОР»). Кстати, неважно, что вузы стремятся попасть в рейтинги просто для того, чтобы там отметиться и заодно повысить свой престиж. Вы хорошо представляете себе школьника, выбирающего вуз поближе к дому по карте метро или по карте России. А теперь представьте себе школьника, который выбирает для себя вуз из top10 какого-нибудь мирового рейтинга. Почему бы и нет?
Круговорот студентов в мире
Учеба жителя одной страны в вузе другой страны кажется самым прямым доказательством глобализации образовательного пространства. Люди, пошедшие таким путем, выбрали в качестве страны обучения:
- США - 22%;
- Великобритания – 12%;
- Германия – 9%,
- Франция – 8,8%;
- Австралию – 8,2%;
- Китай – 5%;
- Япония – 4,2%
- Россия – 3%.
Кстати, согласитесь, если человек едет учиться из Владивостока в Калининград, пересекая немало часовых поясов, это тоже глобально. С недавних пор российскому абитуриенту можно подавать документы в любое количество вузов - в любом регионе страны.
В основном наших выпускников продолжают ориентировать именно на российские высшие учебные заведения. Однако наряду с этим существуют и научные исследования, и просто статьи в СМИ, где достаточно подробно освещается география образования - в своих как импортном, так и экспортном вариантах. Информация, из каких стран в какие страны и регионы в основном едут и чему там учатся, открыта. На сайте Рособразования публикуется хроника соглашений по международному сотрудничеству вузов. В Интернете можно легко найти новости о международных грантах или о приемлемых по цене вариантах платного зарубежного образования.
Болонская система - другое дело. Это не разовый и не ежегодный набор на учебу в другую страну. Это процесс постепенной стыковки государственных образовательных систем. Он выражается и в установлении соответствия квалификаций (связка бакалавриата и магистратуры в разных странах), и непосредственно между соседними странами (например, взаимодействие северной России и Норвегии через сеть Болонских координаторов).
Или программа Erasmus Mundus. Она тоже европейская - и хороша тем, что конкретнее Болонского подхода. В ее рамках вы можете выбирать интересную магистерскую специальность из ряда предлагаемых, а затем смотреть, в какой стране Европы ее изучают, ехать туда и учиться. Глобализация? Несомненно.
Впрочем, более последовательной выглядит другая программа - сетевой университет ШОС (стран Шанхайской организации сотрудничества), который объединит ведущие вузы азиатских государств, одновременно взаимно согласовав программы обучения. Студент, поступивший в вуз своей страны и какое-то время проучившийся там, в любой момент сможет продолжить обучение в вузе страны-партнера. В планах - по прошествии времени начать выдавать единый диплом этого необычного университета.
И, конечно, идея расширения образовательного пространства одухотворяет факты побратимства вузов, взаимного признания каких-либо документов об образовании (недавно такое соглашение подписали Россия и Туркмения) и даже квот в вузах для других стран (в этом году 35 абитуриентов из Эстонии смогут претендовать на бюджетные места в вузах России).
Объединение вузов через компании
Один из логичных путей глобализации образования - дружба вузов из разных стран с одной и той же компанией-мировым брендом. Компаниям вообще проще было начать двигаться навстречу миру, чем вузам. В жизни вы чаще сталкиваетесь с брендовыми компаниями, чем с всемирно известными вузами. Наверняка вы пили кока-колу, работали на приложениях Microsoft и искали информацию в Google - и гораздо меньше шансов, что вы воспользуетесь образовательными услугами знаменитого Оксфорда.
Даже самые сложные производства требуют разумного количества переводной документации для зарубежных партнеров. Университетам же влиться в мировой образовательный континуум препятствуют горы конспектов на государственном языке, которые и начинать-то переводить боязно.
К тому же бизнес-процессы компаний и университетские традиции - это разные вещи. Формат обучения для компаний вообще вторичен - это может быть и корпоративный университет при самой компании, и разовый мастер-класс, и семинары, и тренинги, и базовая кафедра в традиционном вузе, и лекции бизнес-гуру в нем же. Главное, чтобы преподаваемая информация была новой и практически интересной. Вузу же нужно из года в год обеспечивать фундаментальную подготовку очередного курса студентов.
Сначала руководство компании, интересующейся идеей образования, просто смотрит, выпускники (и студенты) каких вузов трудятся в ней лучше всех. Если есть тенденция, что конкретный вуз поставляет лучшие кадры, компания начинает присматриваться к вузу как таковому и предлагать ему собственные программы и обучающие средства, не утруждая себя вопросом согласования учебных программ разных университетов между собой. Компании-мировому бренду интереснее всего другое: хорошо ли способен работать сотрудник - и лишь во вторую очередь важно, откуда он родом.
Так, сначала американская компания Hewlett Packard создала программу «Институт Технологий НР» только для российских вузов. Затем этой программой заинтересовалось руководство университетов в странах Центральной и Восточной Европы, в связи с чем этот институт стал международным. Совсем недавно туда вошли не только МИФИ, Казанский университет, Калининградский и Саратовский технические университеты, ЮФУ, но и Киевский политех (Украина), а также Софийский и Западно-померанский технические университеты (Болгария и Польша соответственно). Внедрение программы в европейские вузы продолжается. Уже в ближайшее время все участники (т.е. и те, для кого родной язык - русский, и те, для кого таковым является болгарский либо польский) смогут пользоваться специально созданным онлайн-порталом для обмена курсами. Впрочем, Интернет предоставляет не только такой вариант международного учебного сотрудничества.
Интернет
Пространство здесь уже задано. Важно сделать его по-настоящему образовательным. Для этого есть разные способы.
Вузы с дистанционным образованием. Современная гуманитарная академия, Британский открытый университет, Интернет-университет информационных технологий «Интуит» - выбирая эти или подобные им вузы, обращайте внимание на нюанс: можно учиться дистанционно для себя - а можно не избегать академического общения. Если в статистических данных о таком вузе вы увидите, что будете обучаться «вместе» с немцами, латышами, казахами, французами и канадцами, не забудьте выяснить, существует ли там подобие учебных групп - или каждый студент будет просто со своей точки на планете Земля отправлять выполненные задания в единый центр. Дистанционное образование не гарантирует, что вы будете общаться со студентами из других городов и стран или что этот диалог выйдет на уровень значимых проектов, выросших из учебных заданий. Такие учебные заведения действительно интересны по своему замыслу, но в рейтингах они пока далеко не лидеры. Необязательно специально туда поступать.
А куда поступать? Обычный школьник для ответа на этот вопрос едет на день открытых дверей. Современный школьник заходит на портал YouTube. Там можно увидеть выступления администрации отдельных вузов - и оценить уровень управления выбранным учебным заведением; послушать интересные лекции - и оценить уровень преподавания; ознакомиться с записью какого-нибудь вузовского праздника - и оценить качество шуток, которые вы будете слышать в ближайшие годы. А еще там выложены записи университетских соревнований, музыкальных концертов, шедшие по телевизору КВНы, презентации студенческих организаций, отчеты об олимпиадах, репортажи с практики. Этот обширный материал чаще всего не систематизирован. Впрочем, есть и исключения: в прошлом году руководство Северо-Западного государственного заочного технического университета в Петербурге запустило образовательный видеоканал и положило туда около 200 учебных роликов. Всё как в Стэнфорде (хотя кроме ютьюбовского варианта у Стэнфорда есть и другой - нарядный сайт http://itunes.stanford.edu) или как в Беркли!
Блоги и сети
«Блогализация» образования способна быть значимой для его глобализации. И у блогосферы, и у социальных сетей есть потенциал быть всемирной информационной площадкой - в том числе и в смысле образования. Эта среда как нельзя лучше приспособлена для того, чтобы вы наблюдали за обновлениями в образовании (а возможно - и сами инициировали их) и сообщали о них миру. Чтобы вы следили за мыслью другого человека, корректировали свои мысли, узнавали новое, работали с теориями и фактами, вели дискуссии, выполняли упражнения и сдавали экзамены. И, хотя на той или иной сетевой площадке часто принято просто болтать, не заботясь о том, чтобы поддерживать истинно научный уровень дискуссий, стремитесь к этому уровню сами.
Вы свободны открыть учебный блог или даже придумать целую сеть, но ряд интересных проектов уже есть.
- Так, проект “I could” призван помочь самым юным выбрать профессию и заинтересовать собой людей, которые ищут таланты. Это немалый шанс найти интересную работу еще в студенческие годы.
- Или, скажем, вы колеблетесь, получать ли высшее техническое образование - тогда читайте американский блог “Go Engineering” и определяйтесь окончательно.
- В сети edublogs уже более 200 тысяч блогов студентов и преподавателей. Проходят соревнования студентов-блоггеров, чьи блоги претендуют на особую образовательную ценность.
- Сообщество carmun позволяет студентам всего мира обмениваться между собой учебными материалами, в том числе черновиками, и обсуждать друг с другом конкретные вопросы, связанные с учебой.
- Сеть блогов lang-8 посвящена иностранным языкам: вы ведете блог на иностранном, а носители языка исправляют вам ошибки.
- Платформа Wikispaces предлагает ряд своих возможностей специально для потребностей высшего образования.
Что логично, в интернет-сеть объединяются и сами вузы: это предложила российская Общественная палата, дабы развивать систему высшей школы.
Адаптация поиска
Поисковые ресурсы создают для учащихся специальные версии - в Яндексе это «Школьный Яндекс», в Гугле - настройка «Безопасный поиск», есть и другие интересные детские поисковики. Сохраняется ли здесь та же пропорция познавательной деятельности и развлечений, что и во взрослом варианте, сказать трудно - однако мир знаний ребенку, безусловно, открывается и таким способом.
Есть и порталы, созданные специально для поиска учебных материалов. Чтобы найти на бескрайних просторах Сети обучающий ресурс, полезный лично вам, зайдите на Open Educational Resources и задайте в качестве критерия поиска интересующую вас предметную область. Сам сайт англоязычный, но язык искомого сайта тоже можно выбирать. А можно избрать для поиска учебных материалов вообще другой сайт, например, MERLOT.
Подход
Глобальная образовательная информация часто бывает пестрой и яркой, ее не сразу осмыслишь и не сразу применишь к себе. Как с ней работать?
- Не изобретайте велосипед. Можно пользоваться способами, которые уже предложил кто-то другой. Например, есть сеть микроблогов Twitter, доступная интернет-пользователям любой страны. И уже предложены 23 способа, как работать с Твиттером школьникам и студентам в образовательных целях, - осталось только найти эти способы в Сети. Также читайте образовательные блоги вроде freetech4teachers, где почти каждый день выкладываются адреса интересных сайтов, объединяющих людей в их стремлении к качественному образованию.
- Соревнуйтесь. Международная научная студенческая конференция, Международный фестиваль студенческих театров, Международная студенческая олимпиада - что здесь общего? В рассматриваемом контексте значимы здесь даже не сами глобальные события, а репетиции. Следя за тем, кто как выступил, студент непременно разузнает и отметит, кто как тренировался, - а обращать на это внимание само по себе полезно, ведь на обычных практических занятиях в аудитории не принято уделять столько же внимания ни ответам, ни методике подготовки товарищей.
Так вот, всю остальную информацию о событиях в образовании тоже можно рассматривать как международные соревнования, даже если никто ни с кем соревноваться и не должен.
Допустим, Йельский университет выкладывает 5 своих лучших лекций онлайн. Однако лично вы в Йельском университете учиться не планируете. Давайте попробуем не останавливаться на констатации этих фактов. Посоревнуемся с Йелем, зададим себе ряд вопросов.- Выкладывает ли выбранный вами вуз пять своих лучших лекций на сайт в виде роликов?
- Пытались ли вы сами определить для себя 5 лучших уроков за всё время обучения в школе?
- На какую учебную тему вы прочитали бы лекцию? Вы бы выложили ее в Интернете?
- Интересуйтесь другими точками зрения: а что этот человек, в этом вузе, в этой стране, в этой образовательной системе думает об интересующей меня проблеме? А в каком состоянии моя специальность находится в Испании? А во Вьетнаме? А почему географическое и культурное расстояние должно сдерживать мой познавательный интерес? Находя ответы на подобные вопросы, вы сделаете ваше знание более объемным и объективным.
В поисках глобальной информации уважайте и образовательные традиции своей страны. Скажем, вы смотрите на карту посетителей одного из самых популярных ресурсов мира, посвященных образованию. И видите, что, в отличие от остального мира, россияне как раз на этот англоязычный сайт не заходят. Можно, устыдившись невежества, броситься срочно учить английский. А можно придумать, как популяризировать русский язык и заинтересовать мировую аудиторию отечественными проектами.