Современное высшее образование нуждается в студенческой мобильности и старается ее обеспечить. Причина здесь проста — основными потребителями квалифицированной рабочей силы являются крупные транснациональные корпорации, которым необходимы кадры, имеющие опыт международного образования. Поэтому даже такой мощный процесс, как объединение Европы, играет в вопросе перемещения студентов вторичную роль.
Европейским студентам в этом вопросе гораздо проще — для них разработаны специальные программы студенческой мобильности, например, такие как «Коперник» или «Эразм Роттердамский», спонсируемые Евросоюзом. Определенные изменения происходят и в секторе отечественного высшего образования, и особенно активны в этом отношении программы, проходящие при участии Германской службы академических обменов (DAAD) и Британского Совета.
Следует отметить, что на вопрос организации совместных учебных программ благотворно повлияли Болонские договоренности, унифицирующие структуру и длительность получения высшего и последипломного образования (бакалавр — 3–4 года и магистр 1–2 года), а также системы промежуточных и итоговых оценок в виде Единой системы признания зачетных единиц (кредитов).
Немецкий диплом в России
Наиболее показательным примером сотрудничества двух вузов является взаимодействие Технического университета г. Ильменау и Московского энергетического института. Их совместная работа началось 40 лет назад с подписания договора о взаимодействии по подготовке студентов. Вот уже десять лет МЭИ готовит студентов по направлению «Информатика и вычислительная техника на немецком языке», а в этом году при финансовой поддержке DAAD и фирмы Siemens состоялось официальное открытие совместного немецкого инженерного факультета „German Engineering Faculty MEI – TU Ilmenau“.
Создание факультета означает, что к уже имеющейся специализации — информатике — добавятся электротехника и мехатроника. Сейчас идет согласование учебных планов кафедры информационно-измерительной техники МЭИ и соответствующих подразделений ТУ Ильменау.
Пока же обучение носит характер дополнительного образования. Получить его могут студенты второго курса, хорошо успевающие и знающие английский язык. Идеальный вариант — знание английского и немецкого языков. В этом случае можно будет затратить меньше времени на изучение немецкого и больше внимания уделить изучаемой специализации. Набор студентов проводится два раза в год в начале каждого учебного семестра — до 15 сентября и до 15 февраля.
С 1998 года, когда совместная программа начала действовать, ее слушателями стали свыше 300 студентов МЭИ. Из них лишь 15 человек, или всего 5% от общего контингента студентов, получающих дополнительное образование, защитили свои дипломные работы в ТУ Ильменау. Не совсем простое это дело оказалось на практике.
Как нам пояснил Ю. С. Солодов, один из кураторов программы, из-за разницы учебных планов нашим ребятам приходится после четвертого или пятого курсов брать годичный академический отпуск, чтобы по приезде в Ильменау сдать экзамены за недостающие курсы, пройти пятимесячную производственную практику, а также написать дипломный проект и его успешно защитить. Затем студенты возвращаются в свою альма-матер и после года обучения сдают выпускные экзамены и защищают диплом МЭИ.
Несмотря на такие сложности, обучение на совместной программе МЭИ — ТУ Ильменау имеет свои неоспоримые преимущества.
- Во-первых, студенты приобретают опыт международного образования.
- Во-вторых, овладевают немецким и английским языками.
- В-третьих, получают возможность пройти трехнедельную практику в ТУ Ильменау.
- В-четвертых, участники программы, пусть даже не окончившие ее, более привлекательны на рынке труда, чем их однокурсники.
- Наконец, стоимость получения дополнительного образования по этой программе составляет всего 9 000 руб. за 135 часов занятий или 9 часов в неделю в течение всего учебного года.
Студенты Государственного университета управления также после первого курса могут поступить на дополнительную программу по управлению предприятием, организуемую ГУУ и университетом Пассау (Universitat Passau). Чтобы поступить на эту программу, студенты ГУУ должны иметь хорошие академические показатели за первый курс, а также владеть немецким языком в достаточной степени, чтобы понимать лекции, читаемые преподавателями из Пассау. К основным изучаемым студентами предметам относятся маркетинг, организация производства, расчет стоимости затрат, инвестиции и финансирование. Длительность обучения рассчитана на два года.
В конце каждого семестра знания, получаемые студентами, контролируются. В течение 90 минут перед приемной комиссией университета Пассау им необходимо доказать, что весь семестр они не зря сидели на студенческой скамье. При получении неудовлетворительной оценки допускается повторное посещение занятий, но уже в другой группе. Чтобы получить профессиональный сертификат об окончании программы, необходимо сдать 11 экзаменов, или 2–3 экзамена каждый семестр.
За обучение оплата не производится. Наиболее успешным студентам университет Пассау выплачивает стипендии.
Английский диплом
В списке совместных программ, предоставленном Британским Советом, значатся двенадцать позиций. В основном они ведут к получению степени магистра в определенной области наук. Например, Московская школа социальных и экономических наук (МШСЭН) организует магистерские программы по юриспруденции, социологии, политологии, практической психологии совместно с Манчестерским университетом. Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (АНХ) делает МВА программу вместе с университетом Кингстона. Университет де Монфор имеет совместные программы с МГТУ имени Н. Э. Баумана (предпринимательство и инновационная деятельность в области высоких технологий) и Санкт-Петербургским государственным университетом технологии и дизайна (дизайн).
Чтобы поступить на совместную магистратуру, как правило, необходимо иметь высшее образование, определенный опыт работы, знать английский язык, предоставить рекомендации, написать эссе. Стоимость обучения варьируется от 126 000 руб. (МШСЭН) до 500 000 руб. (АНХ).
На уровне бакалавриата в списке имеются всего две совместных программы: Британской высшей школы дизайна с университетом Хертфордшира (University of Hertfordshire) и Международного института менеджмента ЛИНК с Открытым университетом (Open University Worldwide).
Британская высшая школа дизайна (БВШД) работает по таким направлениям, как графический дизайн и иллюстрирование, дизайн интерьеров, промышленный дизайн и дизайн одежды.
В связи с разницей в год между отечественной и английской системами среднего образования, студенты начинают обучение в этом вузе с так называемого «нулевого» курса. Его можно назвать «подготовительным». Основной упор в этот год обучения делается на изучении английского языка, а также обучению основам живописи, графики, рисунка и композиции. Желающим сюда поступить предстоит пройти тест по английскому языку, конкурс на выявление творческих способностей, а также выдержать собеседование.
Тем, кто хотел бы перевестись в БВШД из других творческих вузов, необходимо будет предоставить документ, подтверждающий знание английского языка на уровне IELTS 6.0. Стоимость обучения составляет 192 600 руб. в год.
Бакалаврскую программу в области делового администрирования МИМ Линк запускает только в этом году. Она позиционируется как получение второго высшего образования в области менеджмента, которое можно получать параллельно с первым.
Обучение строится по методикам Открытого университета в виде модулей, выполняемых дистанционным образом. Оно рассчитано на два-четыре года занятий и предусматривает перезачет учебных дисциплин, изучаемых в основном вузе, по системе кредитов. Поэтому начать обучение по этой программе могут студенты вторых-четвертых курсов.
Все модули переведены на русский язык, поэтому глубокого знания английского языка при поступлении не требуется. Стоимость модуля составляет от 30 000 до 50 000 рублей.
Как считает Мария Долгорукова, куратор со стороны Британского Совета проекта «Мост» (Bridge), основная задача которого развивать британо-русские проекты в области высшего образования, совместная деятельность вузов дает только положительный результат: «Реализация программ двойных дипломов в российских вузах предполагает значительную перестройку системы преподавания, исходя из потребностей студента.
- Во-первых, выбрав обучение по программе двойных дипломов, студенты получают новую методологию преподавания, основанную на индивидуальном обучении при поддержке преподавателя-тьютора. По оценке студентов, уже прошедших программы двойных дипломов, эта методика соответствует потребностям рынка труда и в значительной степени стимулирует инициативу студента в процессе обучения.
- Во-вторых, это новый подход к обучению, основанный на самостоятельной работе и осмыслении материала, стимулирующий критическое мышление, более продуктивный по сравнению с воспроизведением материала, начитанного во время лекций. Этот подход также сообщает студенту более информацию о его знаниях и умениях, поскольку процесс обучения строится на тесном сотрудничестве студента с преподавателем-тьютором.
- В-третьих, в процесс обучения заложено развитие ключевых умений. В качестве примера может служить форма контроля знаний студентов на программах двойных дипломов. Она проводится только в письменной форме, так как дает возможность получить наглядное свидетельство знаний и умений студента, что важно для внешнего экзаменатора (еще одно нововведение для российской высшей школы). Через написание эссе происходит развитие навыков письменной речи — одного из ключевых умений, которое в дальнейшем пригодятся выпускнику как в его исследовательской деятельности, так и в профессиональной.
- В-четвертых, программы зачастую либо совершенно новые, либо во многом обновленные и соответствующие потребностям рынка труда.
И, что, наверное, самое важное, программы в определенной степени обеспечивают студенческую мобильность. Поскольку, согласно правилам проекта, поддержку получали партнерства, реализующие программу в основном в России (не менее 70% программы), то предусматривается различная степень студенческой мобильности».
Французский диплом
В качестве примера франкоязычных программ особо хотелось бы отметить успешные совместные проекты Государственного университета-Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) и ряда французских университетов. За это время вузом была проделана огромная работа, однако о полноценном обмене студентами и преподавателями между ВШЭ и университетами и высшими школами Франции говорить пока рано: этот вопрос требует не только значительных финансовых вливаний, но прежде всего согласования учебных планов и программ. Пока же у студентов ВШЭ есть счастливая возможность воспользоваться стипендиями, выделяемыми правительством Французской республики.
В этом году пять человек с факультета менеджмента ВШЭ учатся в университете Париж 12, еще восемь — в Европейской школе менеджмента. Восемь человек с факультета экономики поехали в Париж 1 и в Париж 10. Шесть человек с факультета прикладной политологии отправились в этом году в Sciences Po, один из наиболее престижных вузов Франции. Студенты, получившие возможность обучаться во французских национальных вузах, получают те же национальные дипломы, что и французы.
Подавляющее большинство совместных программ прежде всего рассчитаны на студентов старших курсов или лиц, уже имеющих высшее образование, т. е. речь идет о последипломном образовании — магистратуре. А сам рынок этих программ хотя и медленно, но ежегодно расширяется. Например, тот же ВШЭ ведет переговоры с находящимся во франкоговорящем Квебеке университетом Лаваль. Так что при желании можно подобрать варианты обучения, ведущие к получению двух дипломов, что открывает перед выпускниками более широкие перспективы трудоустройства и карьерного роста.