Изучение европейских навыков может оказаться полезным для нас, тем более что в привычном нам способе писать доклады и курсовые работы есть не только плюсы, но и вполне ощутимые минусы.
Российские тексты
Как ни странно, студента почти никогда не учат писать тексты, которые он станет создавать, когда окончит обучение. Философам, пиарщикам и историкам велят писать один и тот же текст - и он может быть назван только студенческим. Любая работа должна содержать множество ссылок на первоисточники - это, собственно, и составляет основу работы. Но и работу о чьем-то чужом произведении можно написать по-разному, то проводя неожиданные параллели, то отыскивая современные смыслы в старых научных трудах. Это уже дело «взрослых» ученых - а студент пусть остается достаточно поверхностным, способным лишь проследить хрестоматийную последовательность развития вопроса и только потом перейти к собственным исследованиям.
В идеале такая система вводит человека в академическое пространство и ставит его текст в один ряд с трудами ученых. Однако фактически заниматься подобной работой вынуждены все, даже те, кто вовсе не планирует научную карьеру и для кого диплом станет самым серьезным академическим текстом, написанным за всю жизнь. Поэтому результат мы видим весьма печальный - первой частью работы оказывается просто компиляция исследований и книг по теме. Считается, что важное значение такого подхода в том, чтобы учащиеся подкрепляли свои мысли мыслями других людей, более значимых и состоявшихся в научном поле, а современные изыскания - хотя бы данными исследований и публицистическими работами. Однако нередко за перечислением громких имен и важных книг теряется мысль самого студента. Впрочем, подчас эта мысль и вовсе отсутствует, но наукоемкостью текста активно симулируется.
Другая проблема студенческих курсовых докладов и отчетов - их объем. Установленный в разных вузах минимум может колебаться от 20 до 40 страниц, однако мало кто представляет себе, скажем, курсовую второкурсника, 30 страниц которой продуманы им, прожиты и выражают цельную идею.
Подобные студенческие тексты со временем (а порой и с самого начала) неинтересно писать, а главное, совершенно неинтересно читать. Поэтому прозвучав однажды в аудитории на защите, они становятся достоянием архива, и даже сами авторы, не говоря уже о преподавателях, едва ли будут перечитывать многоречивые доклады и искать в них смысл.
Язык науки
Привыкший к стилю школьных сочинений и к разговорной речи, студент должен теперь усвоить правила научного сообщества - заменять «я» на «мы», а скромное свое мнение подкреплять ссылками на изыскания каких-нибудь британских ученых. К тому же он вынужден обращаться не только к материалам взрослых исследователей, но и к работам коллег. Множатся сложно читаемые словесные формулы, зачастую безличные и не несущие в себе ничего нового. Но самое интересное начинается, когда в выводах или заключении нужно всё же сформулировать, что дало это исследование студенту лично. И тогда он начинает говорить по-своему: примитивно и живо.
Так или иначе, а цельного труда не получается.
Не спешите, впрочем, отчаиваться. На самом деле и такой текст может быть весьма полезным, если относиться к нему рационально и воспринимать его как часть учебной программы по написанию настоящих работ.
- Во-первых, овладев тем самым строгим языком, вы не будете испытывать трудностей ни с составлением юридических документов, ни с написанием серьезных научных работ. Дело в том, что тяжеловесная формула по сути вызвана не косноязычием наших предшественников в научном мире, а необходимостью делать слова максимально верными. Практически любой термин требует расшифровки и пояснения, и это естественно. Наука отчасти начинается с сомнения, и для нее нет ничего само собой разумеющегося; оттого очевидное, вроде бы, падение тела по направлению к земле должно доказываться в теореме. В этом мире неявных вещей всё видимое и осязаемое нуждается в словесном описании и доказательстве. Да, перевод явлений в слова происходит непросто и получается тяжеловесным, а зачастую - поверхностным, потому что человек даже с огромным опытом бывает не в силах понять и пересказать другому сущность и множественные проявления того, что он изучает. Но даже попытка может оказаться очень ценной. И то, что нам видится неоправданно громоздким, на самом деле показывает внимательное отношение к слову и его употреблению.
- Во-вторых, многочисленные ссылки подтверждают, что выбор конкретного подхода - не ваша прихоть, а обоснованная необходимость. Хотя, перечитав дюжину работ, вы можете обнаружить, что не каждый пишет так уж кропотливо и ответственно. Однако давая себе установку на поведение настоящего ученого, вы сможете получить не только отличную оценку за работу, но и удовольствие от написания самого текста.
- Третий важный момент - это связь каждой работы с изысканиями тысяч коллег по всему миру. Язык науки в каком-то смысле универсален, даже если вы пишете по-русски, а где-то в Дюссельдорфе работа на такую же тему излагается на немецком. Употребление общепринятых терминов и ссылка на общие источники позволят авторам понять друг друга, несмотря на разницу контекстов. Более того, использование общей структуры поможет соотнести ваш труд с работами прошлого века и даже более раннего времени. Правда, нужно отметить, что в разные времена научная речь была более приближена к разговорной. Мы живем в эпоху, когда ее различие с разговорным стилем сильнее, чем сходство, но ситуация может измениться. Возможно - еще в течение вашей жизни.
В конце концов, мысль, которую вы пытаетесь изложить, не так уж привязана к манере ее изложения. И если тема, над которой вы работаете, видится вам на самом деле увлекательной и интересной, вы можете попробовать изложить ее в более легком публицистическом стиле, пересказать в блоге или даже обсудить в простом разговоре с теми, кто способен вас понять и развить тему исследования.
Европейское эссе
На первый взгляд, эссе, являющееся в странах Европы и Америки основным типом студенческого текста, гораздо больше соответствует задачам популяризации, понимания и развития науки.
Эссе значительно меньше по объему и может занимать от одной до пяти страниц 12-м кеглем. Ссылки на работы предшественников могут быть вынесены в сноски, а стиль - ближе к свободному, хотя тоже не лишен некоторого научного занудства. Во многом это связано с целью такого эссе, больше ориентированного на раскрытие вашей личной позиции.
Многим эссе очень нравится, хотя его написание и усложняет учебный процесс. Будем откровенны: теоретическая часть многих работ российских молодых (и, о ужас, не только молодых) ученых - это всего лишь компиляция чужих работ, просто в конце делается приписка, в которой изложено собственное мнение. Впрочем, нередко эти «творения» можно и вовсе скачать из Интернета. Внимательный преподаватель это заметит, но в некоторых случаях плагиат «прокатывает». Эссе из Сети не скачать: сразу станет очевидна и стилистическая, и смысловая разница по отношению к вашей личной манере письма.
Поэтому приходится писать эссе полностью самостоятельно и работать, работать, работать над словом. И это отличная школа - не только в плане раскрытия научного потенциала, но и для развития способности говорить. Не секрет, что многие американские политики самостоятельно пишут тексты своих выступлений. Для них это не проблема, ведь в колледже и университете им приходилось создавать едва ли не по тексту в неделю. Уже к выпуску у них накопился ораторский опыт и выработался свой стиль.
Кроме того, у эссе может быть две задачи.
- Первая - создание личностного, субъективного текста. Такие просят писать при приеме на работу или поступлении в университет. В этом случае требуется максимально интересно, правильно и красиво раскрыть ту или иную сторону личности автора. Что-то похожее мы делаем в школьных сочинениях на свободную тему: в них нельзя бояться оказаться пристрастным; другое дело, что любую, даже самую неординарную позицию необходимо уметь доказать и представить так, чтобы быть понятым.
- Объективные небольшие исследовательские работы по какой-то теме или проблеме - это вторая актуальная задача, которую решает эссе. Здесь как раз нужно опираться на факты, последовательно касаться истории вопроса, освещать другие точки зрения - но в итоге всё же формулировать личный вывод. Кстати, делать это в небольшой работе намного сложнее, чем размахиваться на 30 страниц.
Кстати, российские студенты европейских вузов нередко особенным образом строят предложения. То ли воспитанные на произведениях классиков (особенно, если помните, этим славны Лев Николаевич Толстой и Федор Михайлович Достоевский), то ли не приучившиеся высказывать свою мысль кратко, мы в России привыкли писать предложения длинные, сложные и нагруженные многочисленными оборотами. Английский же язык, да и формат эссе вообще таких формулировок не приемлет.
Одна мысль должна раскрываться в одном абзаце. В нем заключается и формулировка, и вопрос, и примеры, и вывод. И это, заметьте, пять-десять коротких предложений. К тому же если текст пишется в аудитории, на него дается мало времени. Помните школьные двухчасовые сочинения? Вам казалось, что этого времени недостаточно?
Так вот, в европейском или американском вузе на написание текста может быть отведено не более получаса. В таком случае советуют пять минут потратить на понимание темы и составление плана, в течение 15-20 минут писать сам текст, а за оставшиеся пять минут проверить работу.
С одной стороны, такой подход мобилизует, но он же может приводить и к поверхностности мысли, если вы работаете каждый раз с разными темами. Кроме того, такой американский формат заставляет вас отсекать все идеи, которые возникают по ходу написания текста и могут оказаться более ценными, чем основной предмет. А главное - перейти от кратких эссе к написанию серьезных трудов, а тем более книг зачастую сложно: вы просто начинаете бояться больших текстов.
Эссе - яркое, образное, личностное, пишется непринужденно и свободно. Традиционная российская студенческая работа - более тяжелая, четко структурированная и объемная, отсылает к многочисленным первоисточникам. Эти типы текстов отвечают разным целям. Для того чтобы успешно писать и то, и другое, нужно развивать разные умения и разные навыки. Помните, что эссе изначально не претендует на раскрытие темы, а любая наша курсовая работа стремится к выводу. Но именно такая, как в ней, последовательная постановка вопросов и ответов создает настоящую студенческую научную жизнь. В любом случае вы будете обращаться и к цитатам, и к терминам с их разъяснениями, а научившись работать в разных жанрах, сможете состояться в мировом образовательном пространстве.