Востребованность специалистов-логопедов на рынке труда неизменно остается высокой. Согласно квалификационным требованиям для работы по этому направлению необходимо иметь диплом с записью «дефектология». Альтернативный путь – после окончания педагогического или медицинского вуза получить дополнительное образование по специальности «логопед». Это можно сделать, пройдя профпереподготовку и в дальнейшем регулярно повышая квалификацию.
Содержание
Профпереподготовка
Получить профессию логопеда на курсах переподготовки можно только на базе высшего образования. По профстандарту пройти переподготовку могут обладатели дипломов специалистов и магистров (педагоги, психологи или врачи).
Существующие на сегодняшний день программы профпереподготовки для логопедов могут иметь объем в среднем от 280 часов и выше.
На сайтах некоторых центров ДПО появилась информация о том, что при выборе курса педагогам-дефектологам стоит учитывать актуальные требования Рособрнадзора:
- С 2020 года при приеме логопеда на работу (особенно в крупные и бюджетные организации, которые чаще всего проверяют) учитываются только дипломы, в которых указан объем не меньше 500 часов.
- С 2021 года условия ужесточатся еще больше – к практике будут допускаться только выпускники курсов, прослушавшие минимум 1 000 часов.
Эту информацию поясняют так: требования связаны с тем, что в сентябре 2019 года премьеры России и Беларуси парафировали (предварительно подписали) программу интеграции в рамках ЕврАзЭС и союзного государства РФ и Беларуси. Одна из ее дорожных карт предусматривает следование требованиям, зафиксированным в Соглашении о сотрудничестве в области повышения квалификации и профпереподготовки. Первая статья этого документа устанавливает, что профессиональная переподготовка должна проводиться по программам, объем которых составляет не меньше 1 000 академических часов. Почему именно педагоги-логопеды и другие дефектологи попали в поле зрения контролирующих органов, неизвестно, да и актуальная на начало 2020 года законодательная база (в частности, приказ Минобрнауки № 499) не устанавливает таких лимитов. Минимум по-прежнему остается на уровне 250 часов. Так что объективной, законодательной обоснованной необходимости выбирать логопедам программы профессиональной переподготовки объемом не меньше 1 000 часов нет.
На что действительно следует обращать внимание, – это содержание программ. Они могут быть универсальными и специализированными.
Программа | Примеры направлений | Кому подходит |
---|---|---|
Универсальная | Логопедия | Полезны тем, кому нужно освоить общепрофессиональные дисциплины с нуля. Дальнейшая деятельность предполагает работу с широким кругом пациентов. |
Логопедия и дефектология | ||
Организация и содержание логопедической работы | ||
Специализированные | Коррекционно-педагогическая работа в области дошкольной дефектологии | Ориентированы на тех, кто планирует работать в узкой области, с конкретным кругом пациентов: с дошкольниками, школьниками, взрослыми, с больными после черепно-мозговых травм и инсультов. |
Клиническая логопедия | ||
Логопедагогика |
Освоив одну из универсальных программ, можно получить основную квалификацию –«логопед». После специализированных курсов в дипломе будет дополнительная запись – «дошкольный педагог-дефектолог», «логопед-афазиолог», «педагог по работе с детьми с нарушения речи» и т. д.
Особенности профпереподготовки для студентов
Получить дополнительную квалификацию можно еще во время обучения в вузе на старших курсах. Этим правом нередко пользуются студенты психологических и педагогических факультетов, которые в дальнейшем планируют работать логопедами.
Особенность такой «превентивной» профессиональной переподготовки состоит в том, что документ о ее прохождении будет выдан на руки не сразу. Его можно будет получить только после окончания вуза, предъявив диплом.
Повышение квалификации
Программы повышения квалификации рассчитаны на практикующих логопедов и на тех, кто на несколько лет прервал стаж. Они помогают освежить и актуализировать знания, укрепить имеющуюся теоретическую базу и приобрести новые профессиональные компетенции.
Темы курсов повышения квалификации предполагают глубокое погружение в узкую проблематику:
- «Логопедическая работа с детьми с аутистическими расстройствами»;
- «Дифференцированный логомассаж в структуре занятий по преодолению дизартрии»;
- «Превентивная логопедия: работа с детьми младенческого и раннего возраста»;
- «Запуск речи у неговорящих детей»;
- «Технологии постановки звуков»;
- «IT-технологии в речевом развитии дошкольников»;
- «Нейропсихологические технологии в диагностике и коррекции нарушений речи»;
- «Зондовый массаж» и т. д.
Продолжительность обучения зависит от содержания курса и колеблется от 36 до 340 академических часов.
Где и как учиться
Получить или повысить квалификацию логопеда можно на факультетах дополнительного профессионального образования педагогических вузов или в специализированных учебных центрах. Например, такие программы предлагаются:
- в Московском педагогическом государственном университете;
- в Международном университете экономических и гуманитарных наук;
- в Санкт-Петербургском университете профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
- в Волгоградской гуманитарной академии профессиональной подготовки специалистов соцсферы;
- в НИИ дополнительного образования и профобучения;
- в Московской гуманитарной академии переподготовки работников социальной сферы.
Обучение платное. Для зачисления не нужно сдавать экзамены, но потребуется представить документ об образовании и паспорт.
Формы обучения зависят от конкретного учебного заведения. Например, получить диплом о переподготовке в МПГУ можно только на очном отделении. Но в большинстве образовательных центров доступна дистанционная форма.
По статистике Минобразования, у 58 % дошкольников и младших школьников выявляются те или иные речевые нарушения разной степени тяжести. Получив дополнительное образование по специальности «логопед», можно не только приобрести востребованную профессию, но и поспособствовать исправлению этой удручающей ситуации.