Современное дополнительное образование в школе - это особое явление с ярко выраженными педагогическими качествами, нехарактерными для основной учебы.
Особенности школьного ДО:
- личностное ориентирование;
- профильность;
- жизненная направленность;
- функциональность;
- мобильность;
- многоуровневость;
- широкий выбор форм и методов учительской деятельности;
- индивидуализация методик;
- реализация воспитательного направления через активизацию деятельности учеников.
В чем суть
Образовательная программа для школьного коллектива - документ, в котором отражена концепция, выстроенная в соответствии с поставленными целями и реальными условиями преподавательской работы. В ней изложены методы и стадии достижения заявленных задач, обозначены предполагаемые результаты.
Программа ДО должна обладать следующими качествами:
- актуальностью - ориентироваться на удовлетворение насущных потребностей;
- рациональностью - определять цели и варианты получения максимально ценного практического результата;
- контролируемостью - иметь возможность проверки достижений;
- реалистичностью - обладать четким денежным, кадровым и временным обоснованием;
- чувствительностью к отказам - свойством, позволяющим отслеживать отклонения от запланированных промежуточных и конечных итогов.
Программа дополнительного образования в школе обязательно базируется на федеральных законодательных актах и не может противоречить Типовым положениям об учреждениях ДО.
Содержание готового плана внеурочных мероприятий призвано решать следующие задачи:
- Компенсировать отсутствующие в основном учебном процессе виды деятельности, интересные детям.
- Определять конкретные цели, например:
- формирование личностной мотивации к творчеству и познанию неизведанного;
- развитие индивидуальных коммуникативных качеств детей, воспитание личностной культуры;
- поддержка одаренности;
- повышение интеллектуального уровня и нормализация психофизического состояния школьников;
- коррекция асоциального поведения.
- Обеспечивать ребенку удобную эмоциональную обстановку и ситуацию успешности.
- Содействовать подбору индивидуального образовательного пути.
Программа должна соответствовать гуманистическому и светскому характеру преподавания, пропагандировать приоритетность общечеловеческих ценностей и здорового образа жизни.
Каково наполнение
Дополнительное школьное образование сегодня обретает все большое значение для всестороннего полноценного развития подрастающего поколения, поэтому содержание курса должно:
- основываться на достижениях отечественной и мировой культуры, российских народных традициях;
- учитывать национальные приоритеты регионов;
- выражать общие направления дополнительного образования в школе;
- принимать во внимание различный образовательный уровень подрастающего поколения;
- отражать варианты оценивания результатов учебы по тому или иному предмету;
- расширять тематическую направленность излагаемых материалов;
- опираться на организационные условия учебного процесса, его материально-техническую, информационную и методологическую составляющую.
Виды
Различные направления дополнительного образования реализуются по четырем категориям программ:
- Типовой - утвержденной Минобрнауки в качестве образца для отдельной сферы обучения.
- Модифицированной - адаптированной под особенности учреждения, характер учебных групп, временные границы и режим педагогической деятельности.
- Экспериментальной - включающей предложения по новым отраслям знаний, предлагающей внедрение инновационных преподавательских техник, изменение содержания, методов, организаторских и педагогических приемов обучения.
- Авторской - написанной педагогическим коллективом или одним учителем; ее содержание предусматривает актуальные и новаторские средства разрешения проблем образовательного процесса.
Наиболее распространенные программы
Самые востребованные направления дополнительного образования в школе:
- Художественно-эстетическое - творческие мастерские, школьные театры, вокальные студии, танцевальные классы т. д.
- Научно-техническое - компьютерные курсы, дома юных техников, кружки авиа-, авто-, судомоделирования; радио-, робото-, электротехники.
- Естественно-научное - секции занимательной химии, математики, астрономии, физики, географии и других дисциплин.
- Экологическое и биологическое - краеведение, полевые практические занятия и так далее.
- Физкультурно-спортивное - группы тренажерных занятий, лечебной физкультуры, восточных единоборств, игровых и других видов спорта.
- Военно-патриотическое - поисковые, военно-технические и военно-исторические кружки; занятия военно-прикладными видами спорта.
- Культурологическое - языковые, искусствоведческие и литературоведческие клубы, музееведение, экскурсионное обучение, народные промыслы и еще многое другое.