Содержание
Структура программы
Любая качественно разработанная программа должна включать следующие типовые компоненты:
- пояснительная записка;
- учебно-тематический план;
- описание содержания обучения;
- методическое обеспечение учебы;
- перечень литературы.
Этот список может быть дополнен другими пунктами на усмотрение авторов-разработчиков. Детально ознакомиться с примерными требованиями к составлению программ можно в методическом письме Минобрнауки.
Пояснительная записка
Этот раздел представляет собой введение в документ. Здесь в краткой форме разъясняется суть и назначение обучающего курса, педагогические и организационные условия его реализации. Также должна быть указана возрастная группа, которой он адресован. Подробнее о целевой аудитории говорится в разделе с описанием содержания обучения.
Актуальность программы
Здесь уместно писать об эстетической и воспитательной значимости вокального искусства. Например, заострить внимание на его доступности, массовости, популярности или рассказать о положительном влиянии народной песенной культуры на духовно – нравственное развитие детей и подростков.
Можно указать на преимущества и отличия данной программы от аналогичных ей: индивидуальный подход, особенности работы с дыханием, оказывающие благотворный терапевтический эффект, формирование навыков обращения с микрофоном, сценического поведения и так далее.
Цели и задачи
Как правило, должна быть определена одна основная цель, отражающая суть всего курса. Например, она может быть сформулирована следующим образом: обучение технике сольного и ансамблевого вокального исполнительства.
Задачи – это поэтапное движение к достижению указанной цели. По характеру педагогического воздействия их делят на три группы:
- Развивающие: голосовой диапазон, чувство ритма, познавательный интерес, творческие способности.
- Воспитательные: прививание трудолюбия, умения концентрировать внимание, держаться на сцене.
- Обучающие: освоение навыков певческого дыхания на опоре, фразировки, мимической выразительности.
Содержание курса
В этом разделе дается сжатое описание затрагиваемых тем. Примерный образец оформления выглядит так:
- Развитие артикуляции и дикции
Теория
Знакомство с понятием «артикуляционный аппарат» и его положение во время работы. Распевка в диапазоне терции.
Практика
Разучивание скороговорок. Исполнение простых вокальных произведений с использованием различных гласных и согласных звуков.
Принципы обучения
Это базовые понятия, на основе которых строится обучение любого направления. Универсальные педагогические принципы: доступность, наглядность, индивидуальный подход, последовательность освоения материала от простого к сложному, систематичность и другие.
Уместно будет дополнить перечень более специфическими пунктами: единство развития художественной и технической составляющей при обучении вокалистов.
Характеристика возрастной группы
Здесь важно указать не только возраст предполагаемых учеников, но и соответствующую специфику певческого аппарата. 6(7) – 10(11) лет – детские голоса, 11(12) – 15(16) – формирующиеся, от 15(16) и старше – взрослые.
Условия реализации
Необходимо перечислить все факторы и компоненты, наличие которых обеспечивает успешное осуществление образовательного процесса:
- продолжительность курса;
- периодичность занятий;
- возрастная категория;
- форма обучения (групповая, индивидуальная);
- материально-техническое оснащение (микрофоны, стойки, пюпитры, ноты, звукозаписывающие устройства, мебель и прочее).
Прогнозируемые результаты
В этой части описывается предполагаемый итог освоения программы дополнительного образования по вокалу. Целесообразно разделить его на отдельные составляющие по характеру достижений:
- Знания: строение и возможности голосового аппарата.
- Умения: правильно дышать, точно интонировать и выразительно петь под аккомпанемент.
- Развитие: музыкальный слух, чувство ритма.
- Воспитание: бережное отношение к авторскому тексту, устойчивый интерес к вокальному искусству.
Система контроля
Рекомендуется пояснить, с какой целью осуществляется контроль: диагностика проблем обучения, промежуточное или итоговое тестирование. Далее следует указать, в какой форме будет проводиться проверка результатов обучения: академический концерт, итоговое занятие, зачет, конкурс.
Если при этом ученику выставляется оценка, нужно описать критерии начисления баллов за степень владения определенными навыками: технический уровень вокала, музыкальность, понимание и передача художественного образа и замысла композитора, знание репертуара и так далее.
Учебно-тематический план
Эта часть оформляется в виде таблицы, в которой указывается распределение количества часов по разделам программы.
№ | Название темы | Количество учебных часов | ||
---|---|---|---|---|
всего | теория | практика | ||
1 | Основы дыхательной техники. Пение на опоре. | 5 | 1 | 4 |
2 | Сценическая культура. Работа с микрофоном. | 3 | 1 | 2 |
Итого |
Методическое обеспечение
Здесь приводится перечень методических пособий, разработок, материалов, дидактических средств, применяемых в процессе обучения:
- хоровые партитуры;
- фонограммы;
- раздаточный материал (партии ансамбля, тексты песен);
- фонопедические упражнения на видео- и аудионосителях.
Правовая база
В разделе перечисляют юридические документы, регламентирующие действие программы, ее целесообразность. Сюда могут входить федеральные законы, указы и распоряжения правительства, акты региональных департаментов культуры и образования, муниципальных ведомств, а также устав учреждения и другая локальная документация внутреннего пользования.
Список литературы
Составляется в виде пронумерованного в алфавитном порядке перечня. При необходимости его можно сгруппировать по видам носителей информации:
- книги, учебные пособия, справочные издания;
- аудиозаписи, компакт-диски;
- видеоматериалы;
- ссылки на интернет-ресурсы.
Предложенный вариант программы дополнительного образования по вокалу следует рассматривать лишь как пример. Его можно корректировать и дополнять по собственному усмотрению. Изменения будут зависеть от таких факторов, как специфика учебного заведения, возраст обучающихся, сроки реализации, требования руководства.