Как составить программу дополнительного образования по вокалу

Программа дополнительного образования по вокалу – обязательный компонент работы педагога соответствующей специализации. Для каждого вида учебных заведений (ДШИ, ДМШ, студий при центрах культуры или кружков в общеобразовательных школах) она будет содержать специфические отличительные особенности. Тем не менее существуют общие требования, предъявляемые к составлению подобных документов.

Дети поют на сцене

Структура программы

Любая качественно разработанная программа должна включать следующие типовые компоненты:

  • пояснительная записка;
  • учебно-тематический план;
  • описание содержания обучения;
  • методическое обеспечение учебы;
  • перечень литературы.

Этот список может быть дополнен другими пунктами на усмотрение авторов-разработчиков. Детально ознакомиться с примерными требованиями к составлению программ можно в методическом письме Минобрнауки.

Пояснительная записка

Этот раздел представляет собой введение в документ. Здесь в краткой форме разъясняется суть и назначение обучающего курса, педагогические и организационные условия его реализации. Также должна быть указана возрастная группа, которой он адресован. Подробнее о целевой аудитории говорится в разделе с описанием содержания обучения.

Актуальность программы

Здесь уместно писать об эстетической и воспитательной значимости вокального искусства. Например, заострить внимание на его доступности, массовости, популярности или рассказать о положительном влиянии народной песенной культуры на духовно – нравственное развитие детей и подростков.

Можно указать на преимущества и отличия данной программы от аналогичных ей: индивидуальный подход, особенности работы с дыханием, оказывающие благотворный терапевтический эффект, формирование навыков обращения с микрофоном, сценического поведения и так далее.

Цели и задачи

Как правило, должна быть определена одна основная цель, отражающая суть всего курса. Например, она может быть сформулирована следующим образом: обучение технике сольного и ансамблевого вокального исполнительства.

Задачи – это поэтапное движение к достижению указанной цели. По характеру педагогического воздействия их делят на три группы:

  • Развивающие: голосовой диапазон, чувство ритма, познавательный интерес, творческие способности.
  • Воспитательные: прививание трудолюбия, умения концентрировать внимание, держаться на сцене.
  • Обучающие: освоение навыков певческого дыхания на опоре, фразировки, мимической выразительности.

Содержание курса

В этом разделе дается сжатое описание затрагиваемых тем. Примерный образец оформления выглядит так:

  • Развитие артикуляции и дикции
Теория

Знакомство с понятием «артикуляционный аппарат» и его положение во время работы. Распевка в диапазоне терции.

Практика

Разучивание скороговорок. Исполнение простых вокальных произведений с использованием различных гласных и согласных звуков.

Принципы обучения

Это базовые понятия, на основе которых строится обучение любого направления. Универсальные педагогические принципы: доступность, наглядность, индивидуальный подход, последовательность освоения материала от простого к сложному, систематичность и другие.

Уместно будет дополнить перечень более специфическими пунктами: единство развития художественной и технической составляющей при обучении вокалистов.

Характеристика возрастной группы

Здесь важно указать не только возраст предполагаемых учеников, но и соответствующую специфику певческого аппарата. 6(7) – 10(11) лет – детские голоса, 11(12) – 15(16) – формирующиеся, от 15(16) и старше – взрослые.

Условия реализации

Необходимо перечислить все факторы и компоненты, наличие которых обеспечивает успешное осуществление образовательного процесса:

  • продолжительность курса;
  • периодичность занятий;
  • возрастная категория;
  • форма обучения (групповая, индивидуальная);
  • материально-техническое оснащение (микрофоны, стойки, пюпитры, ноты, звукозаписывающие устройства, мебель и прочее).

Прогнозируемые результаты

В этой части описывается предполагаемый итог освоения программы дополнительного образования по вокалу. Целесообразно разделить его на отдельные составляющие по характеру достижений:

  • Знания: строение и возможности голосового аппарата.
  • Умения: правильно дышать, точно интонировать и выразительно петь под аккомпанемент.
  • Развитие: музыкальный слух, чувство ритма.
  • Воспитание: бережное отношение к авторскому тексту, устойчивый интерес к вокальному искусству.

Система контроля

Рекомендуется пояснить, с какой целью осуществляется контроль: диагностика проблем обучения, промежуточное или итоговое тестирование. Далее следует указать, в какой форме будет проводиться проверка результатов обучения: академический концерт, итоговое занятие, зачет, конкурс.

Если при этом ученику выставляется оценка, нужно описать критерии начисления баллов за степень владения определенными навыками: технический уровень вокала, музыкальность, понимание и передача художественного образа и замысла композитора, знание репертуара и так далее.

Учебно-тематический план

Эта часть оформляется в виде таблицы, в которой указывается распределение количества часов по разделам программы.

Название темы Количество учебных часов
всего теория практика
1 Основы дыхательной техники. Пение на опоре. 5 1 4
2 Сценическая культура. Работа с микрофоном. 3 1 2
Итого

Методическое обеспечение

Здесь приводится перечень методических пособий, разработок, материалов, дидактических средств, применяемых в процессе обучения:

  • хоровые партитуры;
  • фонограммы;
  • раздаточный материал (партии ансамбля, тексты песен);
  • фонопедические упражнения на видео- и аудионосителях.

Правовая база

В разделе перечисляют юридические документы, регламентирующие действие программы, ее целесообразность. Сюда могут входить федеральные законы, указы и распоряжения правительства, акты региональных департаментов культуры и образования, муниципальных ведомств, а также устав учреждения и другая локальная документация внутреннего пользования.

Список литературы

Составляется в виде пронумерованного в алфавитном порядке перечня. При необходимости его можно сгруппировать по видам носителей информации:

  • книги, учебные пособия, справочные издания;
  • аудиозаписи, компакт-диски;
  • видеоматериалы;
  • ссылки на интернет-ресурсы.

Предложенный вариант программы дополнительного образования по вокалу следует рассматривать лишь как пример. Его можно корректировать и дополнять по собственному усмотрению. Изменения будут зависеть от таких факторов, как специфика учебного заведения, возраст обучающихся, сроки реализации, требования руководства.

Читайте далее

Отзывы и обсуждения