Содержание
Структура программы
Условно программу можно поделить на несколько значимых блоков:
- Пояснительная записка – это своеобразный паспорт курса, в котором описываются его основные задачи, целесообразность, принципы, условия реализации и другие значимые характеристики.
- Учебно-тематический план и методическое обеспечение отражают организацию собственно процесса обучения.
Как правило, завершает документ список литературы.
Пояснительная записка
В этом разделе должна находиться основная информация о курсе. В сжатой форме, но емко следует описать, для кого он предназначен, как организовать обучение, указать главную идею и преимущества именно этой программы.
Актуальность программы
Здесь можно обозначить роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании детей, подчеркнуть важность способности воспринимать прекрасное для духовного и нравственного развития. Также будет уместно заострить внимание на приобщении к созидательному труду через творчество, самореализации, воспитании художественного вкуса.
Цели и задачи
Следует четко сформулировать суть обучения, выразив ее в виде основной цели. Например, так: формирование эстетического восприятия окружающего мира.
Задачи – это этапы ее достижения. Например: развитие наблюдательности, знакомство с основами рисования с натуры, воспитание эмоционального отношения к живописи. Для удобства их можно разбить на три группы в зависимости от характера педагогического воздействия:
- обучающие;
- воспитательные;
- развивающие.
Содержание курса
Раздел содержит перечень тем, входящих в программу, и их краткое описание.
Пример:
- Основы композиции
Закон равновесия. Пространственное положение. Группировка элементов. Статика и динамика. Понятие «композиционный центр».
При необходимости можно скомпоновать материал по годам обучения или возрастам учеников.
Принципы обучения
Это своеобразный фундамент, на котором базируется весь курс. К универсальным педагогическим принципам относятся, в частности, наглядность, систематичность, доступность, последовательность изложения, взаимосвязь теории и практики. Все эти положения отвечают специфике требований, предъявляемых к образовательным программам по изобразительному искусству.
Характеристика возрастной группы
Если обучение рассчитано на несколько лет, то описывают возрастные и психологические особенности каждой группы учеников: дошкольников, детей 7–10 лет, подростков, юношества. Возрастная характеристика напрямую влияет на выбор методов педагогического воздействия и организацию учебного процесса в целом.
Условия реализации
Здесь следует перечислить все компоненты и обстоятельства, от которых зависит успешное изучение курса:
- продолжительность и периодичность занятий;
- комплектность групп;
- возраст детей;
- материальная оснащенность, то есть наличие мольбертов, стульев, кистей, красок, бумаги, осветительных приборов, наглядных пособий и так далее.
Прогнозируемые результаты
Предполагаемый итог обучения рекомендуется разбить на временные этапы, выделив теоретическую и практическую составляющие. Оформление этого пункта выглядит примерно так:
- Первый год (класс)
В результате освоения программы учащийся должен:
- Знать:
- материалы и выразительные средства художника;
- основные и составные цвета;
- виды изобразительного творчества – рисование и аппликацию.
- Уметь:
- передавать положение предмета (горизонтальное, вертикальное, наклонное);
- работать с гуашевыми красками (смешивать, получать новые цвета);
- пользоваться углем.
Система контроля
Следует четко обозначить цель осуществляемого контроля: диагностика, коррекция, подведение итогов какого-либо этапа освоения курса. Например: «Учет результативности первого года обучения».
Далее указывают форму осуществляемой проверки: устный или письменный опрос, контрольный урок, просмотр, отчетная выставка, экзамен и тому подобное. Также желательно описать, по каким критериям выставляются оценки: объем и глубина освоенного материала, наличие ошибок, степень проявления творческой самостоятельности и так далее.
Учебно-тематический план
Этот раздел должен выглядеть как таблица с распределением количества часов по видам деятельности.
№ | Название темы | Количество учебных часов | ||
---|---|---|---|---|
всего | теория | практика | ||
1 | Цветоведение. Основные цвета и их оттенки | 1 | 6 | 7 |
2 | Характерные особенности народных орнаментов | 2 | 4 | 6 |
3 | Беседы о творчестве русских художников-пейзажистов | 3 | - | 3 |
Итого |
Методическое обеспечение
Комплекс методов обучения зависит от возраста детей, уровня их подготовки, а также от образовательных и воспитательных задач. Здесь перечисляют авторские разработки, наглядные пособия, дидактические материалы (драпировки, муляжи, предметы для натюрмортов), образцы и прочее. Кроме того, можно описать их применение в ходе занятий.
Правовая база
В этот раздел включают перечень юридических документов, регламентирующих обучение по программе. Например, Федеральный закон «Об образовании» № 273-ФЗ, Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4.3172-14. Сюда же входят региональные акты, муниципальные указы и распоряжения, а также локальная документация учреждения.
Список литературы
По желанию список можно разделить на две части – для педагогов и для учеников. В него включают учебники, методические пособия, справочники и энциклопедии, альбомы репродукций, компакт-диски. Нередко перечень дополняют ссылками на интернет-ресурсы.
Этот вариант оформления программы дополнительного образования по ИЗО может служить примером структуры и содержания. В зависимости от специфики учебного заведения, контингента учащихся, требований руководства и других факторов разработчик вправе вносить изменения и дополнения по своему усмотрению.
Если программа дополнительного образования по ИЗО относится к категории общеразвивающих, то ее содержание не регулируется какими-либо стандартами, но если программа входит в группу предпрофессиональных, то она должна разрабатываться с учетом ФГТ – федеральных государственных требований. В ИЗО Минкультуры утвердило ФГТ для четырех направлений: «Живопись», «Акварель», «Дизайн» и «Декоративно-прикладное творчество».