Какой должна быть программа дополнительного образования по ИЗО

Успешная реализация любого педагогического проекта во многом зависит от того, насколько тщательно продумана и спланирована работа над ним. Эта статья поможет преподавателям-художникам написать программу дополнительного образования по ИЗО в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ее составлению. Документ должен включать ряд обязательных разделов вне зависимости от специфических особенностей обучения.

Дети возле мольбертовСтруктура программы

Условно программу можно поделить на несколько значимых блоков:

  • Пояснительная записка – это своеобразный паспорт курса, в котором описываются его основные задачи, целесообразность, принципы, условия реализации и другие значимые характеристики.
  • Учебно-тематический план и методическое обеспечение отражают организацию собственно процесса обучения.

Как правило, завершает документ список литературы.

Пояснительная записка

В этом разделе должна находиться основная информация о курсе. В сжатой форме, но емко следует описать, для кого он предназначен, как организовать обучение, указать главную идею и преимущества именно этой программы.

Актуальность программы

Здесь можно обозначить роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании детей, подчеркнуть важность способности воспринимать прекрасное для духовного и нравственного развития. Также будет уместно заострить внимание на приобщении к созидательному труду через творчество, самореализации, воспитании художественного вкуса.

Цели и задачи

Следует четко сформулировать суть обучения, выразив ее в виде основной цели. Например, так: формирование эстетического восприятия окружающего мира.

Задачи – это этапы ее достижения. Например: развитие наблюдательности, знакомство с основами рисования с натуры, воспитание эмоционального отношения к живописи. Для удобства их можно разбить на три группы в зависимости от характера педагогического воздействия:

  • обучающие;
  • воспитательные;
  • развивающие.

Содержание курса

Раздел содержит перечень тем, входящих в программу, и их краткое описание.

Пример:

  • Основы композиции

Закон равновесия. Пространственное положение. Группировка элементов. Статика и динамика. Понятие «композиционный центр».

При необходимости можно скомпоновать материал по годам обучения или возрастам учеников.

Принципы обучения

Это своеобразный фундамент, на котором базируется весь курс. К универсальным педагогическим принципам относятся, в частности, наглядность, систематичность, доступность, последовательность изложения, взаимосвязь теории и практики. Все эти положения отвечают специфике требований, предъявляемых к образовательным программам по изобразительному искусству.

Характеристика возрастной группы

Если обучение рассчитано на несколько лет, то описывают возрастные и психологические особенности каждой группы учеников: дошкольников, детей 7–10 лет, подростков, юношества. Возрастная характеристика напрямую влияет на выбор методов педагогического воздействия и организацию учебного процесса в целом.

Условия реализации

Здесь следует перечислить все компоненты и обстоятельства, от которых зависит успешное изучение курса:

  • продолжительность и периодичность занятий;
  • комплектность групп;
  • возраст детей;
  • материальная оснащенность, то есть наличие мольбертов, стульев, кистей, красок, бумаги, осветительных приборов, наглядных пособий и так далее.

Прогнозируемые результаты

Предполагаемый итог обучения рекомендуется разбить на временные этапы, выделив теоретическую и практическую составляющие. Оформление этого пункта выглядит примерно так:

  • Первый год (класс)

В результате освоения программы учащийся должен:

  1. Знать:
    • материалы и выразительные средства художника;
    • основные и составные цвета;
    • виды изобразительного творчества – рисование и аппликацию.
  2. Уметь:
    • передавать положение предмета (горизонтальное, вертикальное, наклонное);
    • работать с гуашевыми красками (смешивать, получать новые цвета);
    • пользоваться углем.

Система контроля

Следует четко обозначить цель осуществляемого контроля: диагностика, коррекция, подведение итогов какого-либо этапа освоения курса. Например: «Учет результативности первого года обучения».

Далее указывают форму осуществляемой проверки: устный или письменный опрос, контрольный урок, просмотр, отчетная выставка, экзамен и тому подобное. Также желательно описать, по каким критериям выставляются оценки: объем и глубина освоенного материала, наличие ошибок, степень проявления творческой самостоятельности и так далее.

Учебно-тематический план

Этот раздел должен выглядеть как таблица с распределением количества часов по видам деятельности.

Название темы Количество учебных часов
всего теория практика
1 Цветоведение. Основные цвета и их оттенки 1 6 7
2 Характерные особенности народных орнаментов 2 4 6
3 Беседы о творчестве русских художников-пейзажистов 3 - 3
Итого

Методическое обеспечение

Комплекс методов обучения зависит от возраста детей, уровня их подготовки, а также от образовательных и воспитательных задач. Здесь перечисляют авторские разработки, наглядные пособия, дидактические материалы (драпировки, муляжи, предметы для натюрмортов), образцы и прочее. Кроме того, можно описать их применение в ходе занятий.

Правовая база

В этот раздел включают перечень юридических документов, регламентирующих обучение по программе. Например, Федеральный закон «Об образовании» № 273-ФЗ, Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4.3172-14. Сюда же входят региональные акты, муниципальные указы и распоряжения, а также локальная документация учреждения.

Список литературы

По желанию список можно разделить на две части – для педагогов и для учеников. В него включают учебники, методические пособия, справочники и энциклопедии, альбомы репродукций, компакт-диски. Нередко перечень дополняют ссылками на интернет-ресурсы.

Этот вариант оформления программы дополнительного образования по ИЗО может служить примером структуры и содержания. В зависимости от специфики учебного заведения, контингента учащихся, требований руководства и других факторов разработчик вправе вносить изменения и дополнения по своему усмотрению.

Если программа дополнительного образования по ИЗО относится к категории общеразвивающих, то ее содержание не регулируется какими-либо стандартами, но если программа входит в группу предпрофессиональных, то она должна разрабатываться с учетом ФГТ – федеральных государственных требований. В ИЗО Минкультуры утвердило ФГТ для четырех направлений: «Живопись», «Акварель», «Дизайн» и «Декоративно-прикладное творчество».

Читайте далее

Отзывы и обсуждения