Какой должна быть программа дополнительного образования по хореографии

Согласно современным требованиям наличие программы дополнительного образования по хореографии – обязательное условие работы педагогов, в том числе и преподающих на занятиях любительского, непредпрофессионального уровня. Документ разрабатывается в соответствии со спецификой конкретного учебного заведения (ДШИ, творческой студии, школьного кружка) и предназначается для внутреннего пользования. Тем не менее есть и общие требования, предъявляемые к его составлению.

Детская хореография

Структура программы

Большинство программ содержит следующий перечень обязательных пунктов:

  • пояснительная записка;
  • тематический план;
  • содержание обучения;
  • методическое обеспечение;
  • список литературы.

Пояснительная записка

Этот раздел включает основные сведения о курсе: педагогическая значимость, условия реализации, предполагаемые результаты освоения, оценочная система, возрастная группа, на которую рассчитана программа. С описанием подпунктов структуры пояснительной записки можно ознакомиться ниже.

Актуальность программы

Здесь уместно заострить внимание на комплексном положительном воздействии занятий танцами. Оно заключается в физическом развитии ребенка, формировании правильной осанки, приобщении к творчеству, способствует самореализации и воспитанию хороших манер.

Также можно подчеркнуть преимущества (если они есть) курса по сравнению с аналогичными ему программами. В качестве достоинств можно отметить, например, наличие особой системы дыхательных или ритмических упражнений, оказывающих терапевтический эффект.

Цели и задачи

Цель – это то, ради чего будет проводиться весь комплекс обучения. Ее следует выражать коротко и ёмко, например, так: развитие исполнительских и творческих способностей через занятия хореографией.

Задачи – это пошаговое продвижение к достижению главной цели. Их принято традиционно делить на три группы в зависимости от характера педагогического воздействия:

  • обучающие – освоение основных элементов классического танца;
  • воспитательные – формирование волевых качеств характера: трудолюбия, упорства, настойчивости;
  • развивающие – укрепление опорно-двигательного аппарата.

Содержание курса

В этот подраздел входит список всех тем курса с краткими аннотациями. При необходимости его можно разделить по годам обучения. Оформление должно выглядеть примерно так.

  • Второй год (класс)

Тема 1. Элементы движений ног

Теория

Техника выполнения, последовательность, правила безопасности.

Практика

Простой танцевальный и приставной шаг. Высокие равномерные прыжки. Перескоки с ноги на ногу. Притопы.

Принципы обучения

Здесь имеются в виду базовые положения, на которых основывается любой учебный процесс независимо от направления и характера: наглядность, последовательность, систематичность, доступность, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и другие.

При необходимости можно кратко раскрыть действие каждого принципа применительно к хореографии.

 Характеристика возрастной группы

Занятия танцами основаны на двигательной активности, поэтому они тесно связаны с физической нагрузкой и состоянием организма. Важно указать, для каких детей предназначен курс, обозначив возрастные рамки: 3–4 года, 12–13 лет и так далее. Также следует кратко охарактеризовать отличительные особенности каждой группы учеников.

Условия реализации

В этом разделе требуется перечислить все компоненты, способствующие успешному освоению программы:

  • форма и продолжительность занятий;
  • длительность курса;
  • кадровое обеспечение;
  • возраст обучающихся;
  • физиологические и психологические особенности;
  • материально-техническая база (наличие зала, оборудованного зеркалами и станками; аппаратура, фонограммы, резиновые коврики и прочее).

Прогнозируемые результаты

Здесь следует описать предполагаемые результаты освоения курса в случае соблюдения условий в перечисленных выше разделах. Оформление выглядит примерно так, как представлено ниже.

В конце 1-го года обучения воспитанники будут знать:

  • названия основных элементов и движений танца;
  • правила выполнения движений в паре;
  • требования личной гигиены.

Уметь:

  • ритмично двигаться под музыку;
  • ориентироваться в пространстве;
  • воспроизводить действия с воображаемыми предметами.

У учащихся будут развиты следующие качества:

  • пластичность;
  • координация движений;
  • выворотность ног.

Ожидаемые результаты воспитания:

  • дисциплинированность;
  • формирование устойчивого интереса к искусству танца;
  • коммуникабельность;
  • эмоциональная отзывчивость на музыку.

Система контроля

В этом пункте нужно указать характер контроля и пояснить, в какой форме он осуществляется.

Независимо от направления обучения применяются следующие виды педагогического мониторинга:

  • первичная диагностика (вступительные испытания, отбор);
  • промежуточная аттестация;
  • итоговая проверка.

Проверка качества обучения может проводиться в различных формах:

  • открытый урок;
  • зачет;
  • собеседование;
  • контрольные упражнения;
  • концертное выступление;
  • смотр;
  • экзамен;
  • конкурс.

Кроме того, следует указать нормативные сроки проведения этих мероприятий и критерии оценивания.

Учебно-тематический план

Распределение количества часов по темам и видам деятельности оформляют в виде таблицы.

Название темы Количество учебных часов
всего теория практика
1 Партерная гимнастика 13 1 12
2 Основы движения под музыку 18 2 16
Итого

Методическое обеспечение

Набор методов выбирают в зависимости от возраста детей, степени их подготовленности, а также от поставленных образовательных задач. В этом разделе перечисляются пособия, программы, авторские разработки, теоретические материалы, применяемые в процессе занятий.

Иногда этот пункт дополняют списком технических средств, использование которых продиктовано применяемой образовательной методикой: видеозаписи танцевальных движений, аппаратура, проектор, музыкальный центр, реквизит для выступлений и прочее.

Правовая база

Здесь нужно привести перечень нормативно-правовых актов, которыми регламентируются занятия по данному курсу. К ним относятся федеральные законы (например, об образовании № 273-ФЗ), «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4.3172-14. Сюда же включают юридические акты регионального и муниципального уровня, а также документацию учреждения, которая регулирует процесс обучения.

Список литературы

Для удобства библиографию можно сгруппировать по разделам:

  • бумажные книги, учебники, пособия;
  • аудио- и видеоносители;
  • интернет-ресурсы.

Этот вариант создания программы лишь примерный образец. Дополнительное образование по хореографии – сложное и многогранное педагогическое направление. В зависимости от специфических факторов и нужд программу можно видоизменять, добавлять другие пункты, приложения или по-другому оформлять имеющиеся разделы.

Для программ дополнительного образования по хореографии предпрофессионального уровня разработаны ФГТ (федеральные государственные требования), которые надо обязательно учитывать при формировании их содержания и структуры. Они утверждены для двух направлений: «Искусство балета» и «Хореографическое творчество».

Читайте далее

Отзывы и обсуждения