Согласно современным требованиям наличие программы дополнительного образования по хореографии – обязательное условие работы педагогов, в том числе и преподающих на занятиях любительского, непредпрофессионального уровня. Документ разрабатывается в соответствии со спецификой конкретного учебного заведения (ДШИ, творческой студии, школьного кружка) и предназначается для внутреннего пользования. Тем не менее есть и общие требования, предъявляемые к его составлению.
Содержание
Структура программы
Большинство программ содержит следующий перечень обязательных пунктов:
- пояснительная записка;
- тематический план;
- содержание обучения;
- методическое обеспечение;
- список литературы.
Пояснительная записка
Этот раздел включает основные сведения о курсе: педагогическая значимость, условия реализации, предполагаемые результаты освоения, оценочная система, возрастная группа, на которую рассчитана программа. С описанием подпунктов структуры пояснительной записки можно ознакомиться ниже.
Актуальность программы
Здесь уместно заострить внимание на комплексном положительном воздействии занятий танцами. Оно заключается в физическом развитии ребенка, формировании правильной осанки, приобщении к творчеству, способствует самореализации и воспитанию хороших манер.
Также можно подчеркнуть преимущества (если они есть) курса по сравнению с аналогичными ему программами. В качестве достоинств можно отметить, например, наличие особой системы дыхательных или ритмических упражнений, оказывающих терапевтический эффект.
Цели и задачи
Цель – это то, ради чего будет проводиться весь комплекс обучения. Ее следует выражать коротко и ёмко, например, так: развитие исполнительских и творческих способностей через занятия хореографией.
Задачи – это пошаговое продвижение к достижению главной цели. Их принято традиционно делить на три группы в зависимости от характера педагогического воздействия:
- обучающие – освоение основных элементов классического танца;
- воспитательные – формирование волевых качеств характера: трудолюбия, упорства, настойчивости;
- развивающие – укрепление опорно-двигательного аппарата.
Содержание курса
В этот подраздел входит список всех тем курса с краткими аннотациями. При необходимости его можно разделить по годам обучения. Оформление должно выглядеть примерно так.
- Второй год (класс)
Тема 1. Элементы движений ног
Теория
Техника выполнения, последовательность, правила безопасности.
Практика
Простой танцевальный и приставной шаг. Высокие равномерные прыжки. Перескоки с ноги на ногу. Притопы.
Принципы обучения
Здесь имеются в виду базовые положения, на которых основывается любой учебный процесс независимо от направления и характера: наглядность, последовательность, систематичность, доступность, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и другие.
При необходимости можно кратко раскрыть действие каждого принципа применительно к хореографии.
Характеристика возрастной группы
Занятия танцами основаны на двигательной активности, поэтому они тесно связаны с физической нагрузкой и состоянием организма. Важно указать, для каких детей предназначен курс, обозначив возрастные рамки: 3–4 года, 12–13 лет и так далее. Также следует кратко охарактеризовать отличительные особенности каждой группы учеников.
Условия реализации
В этом разделе требуется перечислить все компоненты, способствующие успешному освоению программы:
- форма и продолжительность занятий;
- длительность курса;
- кадровое обеспечение;
- возраст обучающихся;
- физиологические и психологические особенности;
- материально-техническая база (наличие зала, оборудованного зеркалами и станками; аппаратура, фонограммы, резиновые коврики и прочее).
Прогнозируемые результаты
Здесь следует описать предполагаемые результаты освоения курса в случае соблюдения условий в перечисленных выше разделах. Оформление выглядит примерно так, как представлено ниже.
В конце 1-го года обучения воспитанники будут знать:
- названия основных элементов и движений танца;
- правила выполнения движений в паре;
- требования личной гигиены.
Уметь:
- ритмично двигаться под музыку;
- ориентироваться в пространстве;
- воспроизводить действия с воображаемыми предметами.
У учащихся будут развиты следующие качества:
- пластичность;
- координация движений;
- выворотность ног.
Ожидаемые результаты воспитания:
- дисциплинированность;
- формирование устойчивого интереса к искусству танца;
- коммуникабельность;
- эмоциональная отзывчивость на музыку.
Система контроля
В этом пункте нужно указать характер контроля и пояснить, в какой форме он осуществляется.
Независимо от направления обучения применяются следующие виды педагогического мониторинга:
- первичная диагностика (вступительные испытания, отбор);
- промежуточная аттестация;
- итоговая проверка.
Проверка качества обучения может проводиться в различных формах:
- открытый урок;
- зачет;
- собеседование;
- контрольные упражнения;
- концертное выступление;
- смотр;
- экзамен;
- конкурс.
Кроме того, следует указать нормативные сроки проведения этих мероприятий и критерии оценивания.
Учебно-тематический план
Распределение количества часов по темам и видам деятельности оформляют в виде таблицы.
№ | Название темы | Количество учебных часов | ||
---|---|---|---|---|
всего | теория | практика | ||
1 | Партерная гимнастика | 13 | 1 | 12 |
2 | Основы движения под музыку | 18 | 2 | 16 |
Итого |
Методическое обеспечение
Набор методов выбирают в зависимости от возраста детей, степени их подготовленности, а также от поставленных образовательных задач. В этом разделе перечисляются пособия, программы, авторские разработки, теоретические материалы, применяемые в процессе занятий.
Иногда этот пункт дополняют списком технических средств, использование которых продиктовано применяемой образовательной методикой: видеозаписи танцевальных движений, аппаратура, проектор, музыкальный центр, реквизит для выступлений и прочее.
Правовая база
Здесь нужно привести перечень нормативно-правовых актов, которыми регламентируются занятия по данному курсу. К ним относятся федеральные законы (например, об образовании № 273-ФЗ), «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4.3172-14. Сюда же включают юридические акты регионального и муниципального уровня, а также документацию учреждения, которая регулирует процесс обучения.
Список литературы
Для удобства библиографию можно сгруппировать по разделам:
- бумажные книги, учебники, пособия;
- аудио- и видеоносители;
- интернет-ресурсы.
Этот вариант создания программы лишь примерный образец. Дополнительное образование по хореографии – сложное и многогранное педагогическое направление. В зависимости от специфических факторов и нужд программу можно видоизменять, добавлять другие пункты, приложения или по-другому оформлять имеющиеся разделы.
Для программ дополнительного образования по хореографии предпрофессионального уровня разработаны ФГТ (федеральные государственные требования), которые надо обязательно учитывать при формировании их содержания и структуры. Они утверждены для двух направлений: «Искусство балета» и «Хореографическое творчество».