Программы дополнительного образования по математике – обязательная часть работы педагога допобразования или внеурочной деятельности школьного учителя, именно в них отражается содержание обучения. Чем эти документы отличаются от обычного поурочного плана, как они составляются и какие требования к ним предъявляются, разберем в этой статье.
Содержание
Структура программы
У программ допобразования по математике, как и по другому предмету, не очень строгая структура, но определенные элементы в ней обязательно должны присутствовать. И это не просто формальное требование: прорабатывая все части документа, проще понять, какие моменты нужно обдумать, прежде чем приступать к реализации работы математического кружка или курсов. Примерная структура программ, рекомендованная письмом Минобрнауки № 06-1844, выглядит так.
Пояснительная записка
Это вводная часть текста – та самая, которую будут читать родители, если захотят подробнее познакомиться с предлагаемым курсом. Поэтому во введении отражают суть программы – зачем она нужна, как будет проходить учеба и как оценить ее результаты.
Актуальность программы
В этом разделе объясняется, какое место в образовательном процессе занимает программа, почему здесь и сейчас детям нужно этому учиться. Уместно писать о роли математики для современного общества, культурной, эстетической, цивилизационной составляющей, о достоинствах математического мышления и прикладных возможностях науки. В эту часть включают и обоснование необходимости мотивировать детей к изучению нового и прибегать к передовым педагогическим технологиям, чтобы ученики не скучали от учебы для галочки.
В первых абзацах прописывают также педагогическую целесообразность программы и ее новизну, иногда эти части оформляют отдельными подзаголовками, в которых рассказывают о том, чем дети смогут пополнить уже имеющийся багаж знаний и умений, включая и предметные навыки (строить графики, моделировать), и общие компетенции (налаживать контакты за пределами школы, получать опыт исследований).
Цели и задачи
Определяют одну или более целей. Их формулировка связана с направленностью программы, особенностями группы детей, с которыми планируется заниматься. Для внеурочной работы это может быть изучение тем сверх учебного плана, для дошкольников или кружков по подготовке к олимпиадам – развитие творческого потенциала, у курсов подготовки к экзаменам – совсем другие, более частные цели.
Примерами целей могут быть такие: дать общее представление о математике как науке или создать условия для творческого развития. Цель должна быть написана так, чтобы все задачи были этапами ее достижения.
Задачи обыкновенно делятся на три блока:
- воспитательные – освоение научной и исследовательской деятельности;
- образовательные – математические методы и приемы;
- развивающие – развитие мышления, работа с кругозором.
Содержание курса
Здесь перечисляют темы, которые планируется затронуть в ходе изучения курса, и дают для каждой из них краткую аннотацию-описание такого вида:
- Логические и нестандартные задачи: высказывания, отрицание, сумма высказываний, произведение высказываний, импликация высказываний.
Подбирая темы для изучения, надо учитывать уровень образования, актуальные научные представления, возможности современных технологий, форм и методов обучения, в том числе дифференцированное и дистанционное обучение, внутренние конкурсы или соревнования, походы, экскурсии.
Принципы обучения
Основной принцип для любой программы дополнительного образования, по математике в том числе, – ориентация на личность и самореализацию ребенка, направленность на формирование навыков, необходимых для того, чтобы жить и успешно работать в современном обществе. В этой части прописывают и другие педагогические принципы: если уместно, можно включить позиции профилактики антисоциального поведения, укрепления здоровья детей, в том числе психического, поддержание контактов с семьей.
Характеристика возрастной группы
Здесь указывают, для кого предназначена программа, кратко прописывают особенности возраста детей, с которыми планируется работать. Нужно обращать внимание на те характеристики, которые влияют на выбор педагогических инструментов и технологий.
Условия реализации
Все необходимые средства обучения и их количество, кадровые и материально-технические условия, форма и режим занятий, сроки – все это включается в эту часть программы.
Прогнозируемые результаты
Это набор знаний и умений, которые дети получат по завершении программы (знать термины «признак», «форма», «размер», «доказательство»; различать геометрические фигуры; работать индивидуально или в команде и т. д.).
Система контроля
Описывается, как планируется оценивать успешность освоения программы. Будет ли тематический или календарный контроль и в какой форме, проверочные работы, взаимопроверка или защита проектов, и как будет подведен общий итог, например, в рамках выставок, конференций, фестивалей, математических олимпиад и так далее.
Учебно-тематический план
Представляет собой последовательность тем с указанием количества часов на работу в аудитории и дома, теоретические и практические занятия, выделение времени на контроль. Его удобно делать в форме таблицы.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Кол-во часов, отведенное на контрольные мероприятия |
---|---|---|---|
1 | Вводное занятие. Постановка задач курса. Техника безопасности | ||
2 | Системы счисления | 3 | 1 |
Методическое обеспечение
Основываясь на возрастных особенностях детей, определяют набор визуальных, практических и словесных методов преподавания. Иногда в этой части прописывают примерную структуру и ход занятия. Также в методическое обеспечение входят наглядные пособия, рабочие тетради, разработки педагога – сценарии игр, экскурсий, конкурсов, рекомендации по проведению практических работ.
Список литературы
Иногда его разделяют на список литературы для воспитанников и для педагога, но можно ограничиться только литературой, использованной при разработке программы. Сюда включают учебники и методические рекомендации к ним, тетради, задачники, развивающие пособия.
Подготовка программы дополнительного образования по математике – серьезная и объемная работа. Итоговый документ может занимать до 50 листов, и это не предел. При ее составлении можно и нужно пользоваться детальными методическими рекомендациями, которые опубликованы на сайтах региональных модельных центров допобразования, главное, чтобы получившуюся программу можно было реализовать в имеющихся условиях.