Независимо от того, составляете вы программу дополнительного образования по английскому языку для взрослых или для детей, под конкретный учебник или для работы с разной литературой, в нее нужно включить несколько обязательных разделов. Отчасти это формальное требование, но в нем есть и рациональность: чтобы написать все части, потребуется действительно хорошо осмыслить свой проект.
Содержание
Структура программы
Любой языковой курс рассчитан на изучение конкретных видов речевой деятельности, а не «языка вообще». В рабочей программе объясняется главная цель обучения, которая и должна связывать воедино все части структуры. Таким ориентиром может быть, например, подготовка к Кембриджскому экзамену или приобретение разного уровня навыков коммуникации на языке. Разберем важнейшие элементы структуры.
Пояснительная записка
Самый ответственный раздел во всей программе, потому что здесь требуется объяснить, зачем приступать к учебе, как все будет происходить и каких результатов ждать. Записка включает несколько частей.
Актуальность программы
Автор должен пояснить, как появилась потребность в курсе и почему он должен быть именно таким, каким задуман. Аргументами могут стать и вопрос значимости английского языка как международного, и его применимость в профессии – текущей или планируемой, и вклад в развитие личности – стимуляция воображения, интеллекта, наблюдательности. Формулируя актуальность, учитывают специфику дополнительного образования, его гибкость и индивидуальный подход к учащимся.
Цели и задачи
В изучении иностранного языка коммуникативная цель – основная, к ней прилагаются познавательные и развивающие задачи. Для дошкольников, например, цель можно сформулировать так:
- формирование способности к межличностному и межкультурному общению с носителями языка.
Задачи в педагогике обычно классифицируются на образовательные, воспитательные и развивающие, соответственно, формулировки могут быть такими:
- дать представление о культуре англоговорящих стран;
- побудить к самостоятельному общению на английском языке;
- сформировать навыки интеллектуального труда и так далее.
Содержание курса
В этом разделе пишут все темы, которые планируется изучать в ходе курса. К каждой теме добавляется небольшое описание – от одного предложения до пары абзацев, например:
- знакомство: с одноклассниками, учителем, соседями; приветствие, прощание.
Принципы обучения
Это основы, на которые опирается преподаватель при проведении занятий и в работе с учениками в целом. Для обучения английскому уместны:
- учет родного языка;
- индивидуализация;
- наглядность;
- осознанность;
- коммуникативная направленность и прочее.
Учебные материалы подбирают с учетом возрастных особенностей и способностей учеников. Многие программы дополнительного образования по английскому языку составляются по принципу ротации, с постоянным обогащением и расширением лексики и грамматики.
Характеристика возрастной группы
Раздел необходим для детских программ. Педагог знает, что психика ребенка сформирована еще не до конца, и на каждом возрастном этапе ученикам присущи свои качества. Они особенно ярко проявляются во взаимодействии с педагогом или со сверстниками в группе. Такие особенности, как потребность в контакте со «своим» взрослым, невысокая способность брать на себя ответственность, копировать поведение выбранных людей, нужно учитывать при выборе педагогических технологий.
Условия реализации
К ним относятся:
- место проведения занятий, на которое рассчитана программа;
- возраст учеников;
- длительность обучения;
- число человек в группе;
- регулярность занятий;
- кадровое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение, в том числе словари, пособия, мультимедийное оборудование.
Прогнозируемые результаты
Раздел посвящен знаниям и умениям, которые освоит ученик по итогам программы, иными словами, какие препятствия он научится преодолевать при коммуникации. Для описания результатов нужно разделить языковую компетенцию на отдельные элементы:
- способность корректно произносить звуки английского языка;
- обладание знаниями об историко-культурном наследии стран Содружества (Commonwealth of Nations);
- понимание на слух речи учителя и фонограммы;
- умение запросить нужную информацию и так далее.
Соответственно, планируемые результаты будут заключаться в приобретении определенных частных компетенций.
Система контроля
Проверка достигнутого уровня формирования компетенций может проводиться как параллельно с изучением материала, так и в форме итогового тестирования. Контроль используется как метод диагностики проблем, которые возникают при обучении.
В разделе указывают:
- что конкретно станет объектом контроля: устная речь, чтение, знание грамматических правил, письмо, произношение;
- формы проверки;
- условия оценки (набрать определенное количество баллов, принять участие в итоговой презентации и т. д.).
Уместно прописать принципы оценивания, такие как доброжелательное отношение к ученику, указания на возможность улучшения образовательных результатов и прочее.
Учебно-тематический план
В отличие от содержания программы, план показывает, как распределены часы по разделам курса, по каким темам планируются практикумы и контрольные. Оформляется таблицей примерно такого вида.
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
---|---|---|---|---|---|
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводно-фонетический курс | 6 | 2 | 4 | Беседа. Текущий опрос в диалогах. Лексический диктант. Самостоятельная работа. |
2 | Давайте познакомимся | ... | |||
3 | ... | ||||
Итого: |
Методическое обеспечение
В этом разделе речь идет о том, какие нужны наглядные пособия (индивидуальные и коллективные) учебники, методические разработки, упражнения, аудиоматериалы. Перечисляются и инструменты, которые будут использованы в ходе обучения:
- проектная или игровая деятельность;
- творческие работы – например, театрализация, викторины и конкурсы;
- информационные технологии;
- просмотр фильмов, прослушивание песен и т. д.
Все это описывает формы организации учебного процесса в рамках предложенной программы дополнительного образования, которые способствуют росту мотивации обучения и интереса к английскому языку.
Правовая база
Раздел характеризует нормативные документы, которые регулируют обучение: от федеральных правовых актов (ФЗ Об образовании № 273-ФЗ), региональных методических рекомендаций и требований, до внутренних документов учреждения (устава, программы развития и т. п.). При необходимости включают и СанПиН об устройстве, содержании и организации работы образовательных организаций дополнительного образования детей (2.4.4.3172-14).
Список литературы
В перечень включают книги для преподавателя, рабочие тетради, аудиокассеты, методические пособия по английскому языку, а также литературу по педагогике и возрастным особенностям развития. Иногда в программу добавляют отдельный список литературы для учеников.
Предложенный список разделов программы дополнительного образования по английскому языку не окончательный. Исходя из специфики курса и особенностей учреждения, в котором планируется его использовать, педагог может что-то убирать или, наоборот, добавлять другие разделы, например, отличительные особенности разработки, педагогическую целесообразность, новизну, календарный график. Хорошо составленные и продуманные программы помогают сохранить мотивацию к обучению и добиться максимальных результатов в изучении английского языка.