Программа дополнительного образования по английскому языку

Независимо от того, составляете вы программу дополнительного образования по английскому языку для взрослых или для детей, под конкретный учебник или для работы с разной литературой, в нее нужно включить несколько обязательных разделов. Отчасти это формальное требование, но в нем есть и рациональность: чтобы написать все части, потребуется действительно хорошо осмыслить свой проект.

Девочка на фоне флага Великобритании

Структура программы

Любой языковой курс рассчитан на изучение конкретных видов речевой деятельности, а не «языка вообще». В рабочей программе объясняется главная цель обучения, которая и должна связывать воедино все части структуры. Таким ориентиром может быть, например, подготовка к Кембриджскому экзамену или приобретение разного уровня навыков коммуникации на языке. Разберем важнейшие элементы структуры.

Пояснительная записка

Самый ответственный раздел во всей программе, потому что здесь требуется объяснить, зачем приступать к учебе, как все будет происходить и каких результатов ждать. Записка включает несколько частей.

Актуальность программы

Автор должен пояснить, как появилась потребность в курсе и почему он должен быть именно таким, каким задуман. Аргументами могут стать и вопрос значимости английского языка как международного, и его применимость в профессии – текущей или планируемой, и вклад в развитие личности – стимуляция воображения, интеллекта, наблюдательности. Формулируя актуальность, учитывают специфику дополнительного образования, его гибкость и индивидуальный подход к учащимся.

Цели и задачи

В изучении иностранного языка коммуникативная цель – основная, к ней прилагаются познавательные и развивающие задачи. Для дошкольников, например, цель можно сформулировать так:

  • формирование способности к межличностному и межкультурному общению с носителями языка.

Задачи в педагогике обычно классифицируются на образовательные, воспитательные и развивающие, соответственно, формулировки могут быть такими:

  • дать представление о культуре англоговорящих стран;
  • побудить к самостоятельному общению на английском языке;
  • сформировать навыки интеллектуального труда и так далее.

Содержание курса

В этом разделе пишут все темы, которые планируется изучать в ходе курса. К каждой теме добавляется небольшое описание – от одного предложения до пары абзацев, например:

  • знакомство: с одноклассниками, учителем, соседями; приветствие, прощание.

Принципы обучения

Это основы, на которые опирается преподаватель при проведении занятий и в работе с учениками в целом. Для обучения английскому уместны:

  • учет родного языка;
  • индивидуализация;
  • наглядность;
  • осознанность;
  • коммуникативная направленность и прочее.

Учебные материалы подбирают с учетом возрастных особенностей и способностей учеников. Многие программы дополнительного образования по английскому языку составляются по принципу ротации, с постоянным обогащением и расширением лексики и грамматики.

Характеристика возрастной группы

Раздел необходим для детских программ. Педагог знает, что психика ребенка сформирована еще не до конца, и на каждом возрастном этапе ученикам присущи свои качества. Они особенно ярко проявляются во взаимодействии с педагогом или со сверстниками в группе. Такие особенности, как потребность в контакте со «своим» взрослым, невысокая способность брать на себя ответственность, копировать поведение выбранных людей, нужно учитывать при выборе педагогических технологий.

Условия реализации

К ним относятся:

  • место проведения занятий, на которое рассчитана программа;
  • возраст учеников;
  • длительность обучения;
  • число человек в группе;
  • регулярность занятий;
  • кадровое обеспечение;
  • материально-техническое обеспечение, в том числе словари, пособия, мультимедийное оборудование.

Прогнозируемые результаты

Раздел посвящен знаниям и умениям, которые освоит ученик по итогам программы, иными словами, какие препятствия он научится преодолевать при коммуникации. Для описания результатов нужно разделить языковую компетенцию на отдельные элементы:

  • способность корректно произносить звуки английского языка;
  • обладание знаниями об историко-культурном наследии стран Содружества (Commonwealth of Nations);
  • понимание на слух речи учителя и фонограммы;
  • умение запросить нужную информацию и так далее.

Соответственно, планируемые результаты будут заключаться в приобретении определенных частных компетенций.

Система контроля

Проверка достигнутого уровня формирования компетенций может проводиться как параллельно с изучением материала, так и в форме итогового тестирования. Контроль используется как метод диагностики проблем, которые возникают при обучении.

В разделе указывают:

  • что конкретно станет объектом контроля: устная речь, чтение, знание грамматических правил, письмо, произношение;
  • формы проверки;
  • условия оценки (набрать определенное количество баллов, принять участие в итоговой презентации и т. д.).

Уместно прописать принципы оценивания, такие как доброжелательное отношение к ученику, указания на возможность улучшения образовательных результатов и прочее.

Учебно-тематический план

В отличие от содержания программы, план показывает, как распределены часы по разделам курса, по каким темам планируются практикумы и контрольные. Оформляется таблицей примерно такого вида.

п/п Название темы, раздела Количество часов Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика
1 Вводно-фонетический курс 6 2 4 Беседа. Текущий опрос в диалогах. Лексический диктант. Самостоятельная работа.
2 Давайте познакомимся ...
3 ...
Итого:

Методическое обеспечение

В этом разделе речь идет о том, какие нужны наглядные пособия (индивидуальные и коллективные) учебники, методические разработки, упражнения, аудиоматериалы. Перечисляются и инструменты, которые будут использованы в ходе обучения:

  • проектная или игровая деятельность;
  • творческие работы – например, театрализация, викторины и конкурсы;
  • информационные технологии;
  • просмотр фильмов, прослушивание песен и т. д.

Все это описывает формы организации учебного процесса в рамках предложенной программы дополнительного образования, которые способствуют росту мотивации обучения и интереса к английскому языку.

Правовая база

Раздел характеризует нормативные документы, которые регулируют обучение: от федеральных правовых актов (ФЗ Об образовании № 273-ФЗ), региональных методических рекомендаций и требований, до внутренних документов учреждения (устава, программы развития и т. п.). При необходимости включают и СанПиН об устройстве, содержании и организации работы образовательных организаций дополнительного образования детей (2.4.4.3172-14).

Список литературы

В перечень включают книги для преподавателя, рабочие тетради, аудиокассеты, методические пособия по английскому языку, а также литературу по педагогике и возрастным особенностям развития. Иногда в программу добавляют отдельный список литературы для учеников.

Предложенный список разделов программы дополнительного образования по английскому языку не окончательный. Исходя из специфики курса и особенностей учреждения, в котором планируется его использовать, педагог может что-то убирать или, наоборот, добавлять другие разделы, например, отличительные особенности разработки, педагогическую целесообразность, новизну, календарный график. Хорошо составленные и продуманные программы помогают сохранить мотивацию к обучению и добиться максимальных результатов в изучении английского языка.

Автор статьи:

Материал обновлен: 13.02.2020 г.

Отзывы и обсуждения