Рецензия на программу ДОД

По нормам действующего законодательства рецензия на программу дополнительного образования детей – обязательный сопроводительный документ. Для него не разработана строгая унифицированная форма, но при его составлении надо учитывать примерные требования к содержанию и структуре программ ДОД, изложенные в письме Минобрнауки от 2006 года № 06-1844, и опираясь на них анализировать предлагаемый план учебно-образовательной деятельности.

Виды рецензий на программу ДОД

Сопроводительная рецензия на программу дополнительного образования детей бывает двух видов:

  • внутренняя – этот документ составляет сотрудник учреждения, в котором будут работать по предлагаемой программе; обычно рецензирование поручают методисту или заместителю директора организации (если это лицей, гимназия, школа, вуз, то обязанность проанализировать и критически оценить программу возлагается на зама, курирующего в учреждении дополнительное образование);
  • внешняя – ее пишет сторонний эксперт, не имеющий отношения к учреждению, в котором работает составитель программы, но прекрасно разбирающийся в направлении, по которому предстоит обучение детей; внешняя рецензия нужна не для стандартных, полностью соответствующих официальным рекомендациям и примерным требованиям к содержанию, а для экспериментальных, авторских программ дополнительного образования.

Виды рецензий

Итак, для стандартных, в том числе адаптированных под особенности конкретного УДОД программ, которые будут использоваться внутри учреждения, достаточно рецензии методиста или руководящего сотрудника и утверждения на педсовете. Но если программа экспериментальная, или представляется на какой-либо конкурс, или будет опубликована в СМИ, к примеру, на специализированных интернет-порталах, то для нее внешняя рецензия обязательна.

Примерный план

Рецензия на программу дополнительного образования пишется произвольно, но по примерному плану, который включает несколько последовательных пунктов:

  • заголовок;
  • общая характеристика;
  • актуальность;
  • анализ структуры;
  • полнота и целостность;
  • ведущая идея;
  • язык и стилистика изложения;
  • соответствие специфике ДОД;
  • оценка приложений;
  • сведения об авторе.

В заголовке рецензии приводятся ключевые сведения о программе: ее название, Ф. И. О. и занимаемая в организации должность автора-составителя, наименование заведения, в котором программу намерены реализовывать.

Общая характеристика программы должна раскрывать область, а также вид объединения, где она реализуется (секция, кружок, клуб, студия, школа, лаборатория, музыкальный коллектив и др.). Также в этом разделе указывают адресата – целевую аудиторию, на которую ориентирована программа (категория, возрастная градация, социальный и гендерный состав учеников). В описании уделяют внимание ее реализации в учреждении ДОД и соответствию принципу дополнительности. В этом же разделе приводят информацию о временных рамках, на которые рассчитана описываемая образовательная деятельность, оценивают стилистику и качество представления материала (грамотность, системность, профессионализм).

Актуальность учебной деятельности для подрастающего поколения. В блоке раскрываются те аспекты, которые будут способствовать развитию природных задатков и приобретению навыков, необходимых для успешной адаптации детей в современном социуме. Тут же указывают новизну программы (чем она отличается от предыдущих версий). В этом пункте в полной мере проявляется уровень профессионализма рецензента, ведь ему нужно четко и аргументированно обосновать нужность и уникальность программы (или наоборот, доказать их отсутствие). Чтобы определить ценность анализируемой разработки по этим критериям, надо в совершенстве знать всю систему дополнительного образования детей.

В следующем разделе проводится аналитика основной части. Структурно образовательная программа состоит из 4 компонентов, по каждому из которых рецензент дает заключение:

  • пояснительная записка;
  • содержание (анализируется полнота раскрытия тем);
  • методическое оснащение (рассматривают организационное, психологическое и педагогическое сопровождение учащихся);
  • перечень вспомогательной литературы, использованной при составлении программы и необходимой педагогам для работы, а детям – для освоения учебного направления (в том числе оценивают его доступность для детей).

Структура образовательной программы

В итоге блок «Анализ структуры образовательной программы» должен включать вывод, насколько глубоко в документе отражено содержание учебного процесса и критерии оценивания знаний и навыков учащихся.

В разделе о полноте и целостности программы оценивается представление всех рекомендуемых письмом Минобрнауки структурных элементов документа и степень согласованности задач и способов достижения цели. Затем делается заключение о ведущей идее и методах ее реализации, для этого оценивают:

  • новизну предлагаемого подхода;
  • оригинальность используемых обучающих приемов;
  • степень пригодности программы для реализующего ее учреждения;
  • возможность ее применения в других учебных заведениях.

В блоке «язык и стиль изложения» оценивается четкость представления материала, его логичность, наличие доказательной базы и другие параметры.

Каждая программа должна соответствовать специфике ДОД, поэтому в рецензии отображают, насколько она соответствует основным задачам дополнительного образования детей:

  • стимулировать познавательную активность;
  • способствовать развитию творческих задатков;
  • поддерживать самообразование и стремление к самостоятельности;
  • помогать взвешенному выбору будущей профессией;
  • развивать коммуникативные навыки и формировать социальную и культурную среду общения;
  • побуждать учащихся творчески использовать накопленный опыт.

При оценке приложений программы ДОД в рецензии рассматриваются:

  • схемы и планы проведения занятий;
  • методические наработки;
  • формы заключаемых договоров;
  • дидактический материал и прочее.

Задача эксперта – оценить их содержательную часть.

Следующий этап – анализ профессионализма автора программы, уровня его педагогических знаний, продемонстрированного при составлении документа.

В заключении рецензии на программу ДОД дается ее общая оценка, в которой отмечаются сильные и слабые стороны рассматриваемой разработки и даются рекомендации по устранению выявленных недостатков. Кроме аргументированной аналитики (и если они есть, то и замечаний, сопровождающихся предложениями по устранению недочетов), рецензия должна содержать вывод о возможности использования программы в системе дополнительного образования детей. В качестве дополнения могут вноситься предложения о присвоения ей статуса авторской, модифицированной или экспериментальной.

Рецензия на программу ДОД составляется в двух экземплярах. Оба заверяются личной подписью эксперта с полной расшифровкой его фамилии, имени, отчества, указанием занимаемой должности, места основного трудоустройства. На документах ставится печать организации, в которой работает рецензент.

Написать рецензию на программу дополнительного образования детей помогут:

  1. Алгоритм написания рецензий к программам ДОД.
  2. Примерный текст рецензии (чек-лист для самоанализа).
  3. Пример рецензии на рабочую программу ДО для детей-инвалидов.

Читайте далее

Отзывы и обсуждения