Проект «Доступное дополнительное образование для детей»

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» – один из основных каналов финансирования российского допобразования с начала 2017 и до конца 2020 года. Его задача – создать простую, понятную и эффективную систему кружков и секций, доступных для всех детей от 5 до 18 лет, независимо от места их проживания и финансового благополучия. Каким образом это планировалось сделать и что с проектом происходит сейчас?

Цели

Вовлечь как можно больше детей и подростков в работу кружков, секций и курсов – так была обозначена основная цель проекта. К концу 2020 года три четверти российских детей должны быть охвачены допобразованием в кружках, работающих при школах и садиках, в специальных центрах, домах творчества и частных компаниях.

Проект предусматривает создание целевой модели управления дополнительным образованием на основе современных организационно-экономических механизмов. Для этого было введено персонифицированное финансирование, по которому средства на оплату кружков государство в определенном объеме выделяет на каждого ребенка. В регионах создаются крупные «узлы» дополнительного образования, так называемые модельные центры. Они координируют работу всех детских кружков, помогают им ресурсами, методическими материалами, повышают квалификацию преподавателей и в целом помогают наладить эффективное использование ресурсной базы и кадров.

Для обеспечения доступности дополнительного образования должен быть создан общероссийский навигатор, который сосредоточит данные о программах дополнительного образования – где и чему можно учиться, на каких условиях. Сайт нужен прежде всего для информирования родителей о доступных направлениях образования, в том числе и для детей из сельской местности, одаренных учеников, школьников с ограниченными возможностями здоровья. Можно выбрать свой муниципалитет, увидеть все кружки и построить индивидуальную образовательную стратегию для каждого ребенка.

Вторая цель проекта – максимальное развитие естественно-научного и технического направления в дополнительном образовании. Многие модельные центры создаются на базе детских технопарков «Кванториум», их финансирование стало приоритетным. В глубинке действуют мобильные технопарки.

Направления деятельности «Кванториумов»

Направления деятельности «Кванториумов». Инфографика АСИ (Агентства стратегических инициатив)

Одновременно ставились цели обновить содержание дополнительного образования, организовать независимую оценку его качества, уточнить понятие внеурочной деятельности, разработать профстандарты для педагогов.

Этапы

Проект принят в 2016 году и реализуется в 6 этапов. Первый – организационный, со второго –началась работа с региональными системами дополнительного образования. В 2017 году открылись первые модельные центры в пилотных субъектах РФ, стартовало финансирование и создание технопарков «Кванториум», уточнен профстандарт педагога допобразования.

Третий этап (2018 год) предполагал шаги по модернизации образовательной инфраструктуры и программ, продолжение создания модельных центров (их количество доведено до 31) и «Кванториумов» (58), а также внедрение персонифицированного финансирования.

Расположение технопарков «Кванториум» на карте

Сеть технопарков «Кванториум». Карта АСИ

С этого этапа и до конца действия проекта отдельные субсидии предоставляются тем регионам, где дополнительное образование менее развито: охват детей занятиями в секциях из года в год ниже, чем в среднем по России.

На четвертом этапе (2019 г.) проводится апробация стандарта обеспечения доступности допобразования для детей с ОВЗ, для школьников, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, и для одаренных детей. Расширяется список регионов, где созданы модельные центры, «Кванториумы», продолжается создание федерального сайта-навигатора и внедрение персонифицированного финансирования дополнительного образования.  

На 5-6 этапах (2020 и 2021 годы) модельные центры и детские технопарки должны работать уже во всех регионах, предполагается, что будет модернизировано не менее 12 % учебных мест. К моменту завершения проекта 75 % детей должны учиться по программам допобразования.

Результаты

Уже по итогам 2018 года достигнуты многие поставленные в 2016 году цели. В разных регионах открыто 89 «Кванториумов», в которых учатся 80 тысяч человек.

Результаты деятельности проекта

Открываются мобильные технопарки, IT-кубы, центры выявления и поддержки одаренных детей. В 2018 году выдано 400 тысяч сертификатов на персонифицированное финансирование.

С 2019 года эстафету развития допобразования принял федеральный проект «Успех каждого ребенка». Его главная цель – создание эффективной системы выявления и развития способностей детей, которая поможет каждому учащемуся найти себя и осознанно подойти к выбору будущей профессии.

Федеральные проекты доп.образования

Проект «Доступное дополнительное образование» в течение двух лет был главным каналом финансирования сферы. Правительство выделяло деньги на оборудование, инфраструктуру и средства обучения, особенно для технических и естественно-научных кружков. Значительный результат – создание и совершенствование федерального навигатора по дополнительным образовательным программам. На завершающем, шестом, этапе проекта в 2021 году предусмотрена разработка плана сопровождения и развития его результатов на период до 2025 года.

С полной версией паспорта проекта «Доступное дополнительное образование для детей» можно ознакомиться на сайте Правительства РФ.

Читайте далее

Отзывы и обсуждения