Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» – один из основных каналов финансирования российского допобразования. Его задача – создать простую, понятную и эффективную систему кружков и секций, доступных для всех детей от 5 до 18 лет, независимо от места их проживания и финансового благополучия. Каким образом это планировалось сделать и что с проектом происходит сейчас?
Содержание
Цели
Вовлечь как можно больше детей и подростков в работу кружков, секций и курсов – так была обозначена основная цель проекта. Три четверти российских детей должны быть охвачены допобразованием в кружках, работающих при школах и садиках, в специальных центрах, домах творчества и частных компаниях.
Проект предусматривает создание целевой модели управления дополнительным образованием на основе современных организационно-экономических механизмов. Для этого было введено персонифицированное финансирование, по которому средства на оплату кружков государство в определенном объеме выделяет на каждого ребенка. В регионах создаются крупные «узлы» дополнительного образования, так называемые модельные центры. Они координируют работу всех детских кружков, помогают им ресурсами, методическими материалами, повышают квалификацию преподавателей и в целом помогают наладить эффективное использование ресурсной базы и кадров.
Для обеспечения доступности дополнительного образования должен быть создан общероссийский навигатор, который сосредоточит данные о программах дополнительного образования – где и чему можно учиться, на каких условиях. Сайт нужен прежде всего для информирования родителей о доступных направлениях образования, в том числе и для детей из сельской местности, одаренных учеников, школьников с ограниченными возможностями здоровья. Можно выбрать свой муниципалитет, увидеть все кружки и построить индивидуальную образовательную стратегию для каждого ребенка.
Вторая цель проекта – максимальное развитие естественно-научного и технического направления в дополнительном образовании. Многие модельные центры создаются на базе детских технопарков «Кванториум», их финансирование стало приоритетным. В глубинке действуют мобильные технопарки.
Направления деятельности «Кванториумов». Инфографика АСИ (Агентства стратегических инициатив)
Одновременно ставились цели обновить содержание дополнительного образования, организовать независимую оценку его качества, уточнить понятие внеурочной деятельности, разработать профстандарты для педагогов.
Этапы
Проект реализуется в 6 этапов. Первый – организационный, со второго –началась работа с региональными системами дополнительного образования. Открылись первые модельные центры в пилотных субъектах РФ, стартовало финансирование и создание технопарков «Кванториум», уточнен профстандарт педагога допобразования.
Третий этап предполагал шаги по модернизации образовательной инфраструктуры и программ, продолжение создания модельных центров (их количество доведено до 31) и «Кванториумов» (58), а также внедрение персонифицированного финансирования.
Сеть технопарков «Кванториум». Карта АСИ
С этого этапа и до конца действия проекта отдельные субсидии предоставляются тем регионам, где дополнительное образование менее развито: охват детей занятиями в секциях из года в год ниже, чем в среднем по России.
На четвертом этапе проводится апробация стандарта обеспечения доступности допобразования для детей с ОВЗ, для школьников, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, и для одаренных детей. Расширяется список регионов, где созданы модельные центры, «Кванториумы», продолжается создание федерального сайта-навигатора и внедрение персонифицированного финансирования дополнительного образования.
На 5-6 этапах модельные центры и детские технопарки должны работать уже во всех регионах, предполагается, что будет модернизировано не менее 12 % учебных мест. К моменту завершения проекта 75 % детей должны учиться по программам допобразования.
Результаты
Уже достигнуты многие поставленные цели. В разных регионах открыто 89 «Кванториумов», в которых учатся 80 тысяч человек.
Открываются мобильные технопарки, IT-кубы, центры выявления и поддержки одаренных детей. Выдано 400 тысяч сертификатов на персонифицированное финансирование.
Эстафету развития допобразования принял федеральный проект «Успех каждого ребенка». Его главная цель – создание эффективной системы выявления и развития способностей детей, которая поможет каждому учащемуся найти себя и осознанно подойти к выбору будущей профессии.
Проект «Доступное дополнительное образование» в течение двух лет был главным каналом финансирования сферы. Правительство выделяло деньги на оборудование, инфраструктуру и средства обучения, особенно для технических и естественно-научных кружков. Значительный результат – создание и совершенствование федерального навигатора по дополнительным образовательным программам. На завершающем, шестом, этапе проекта предусмотрена разработка плана сопровождения и развития его результатов.
Часто задаваемые вопросы
Что такое проект "Доступное дополнительное образование для детей"?
Это инициатива, направленная на обеспечение равных возможностей для детей разных социальных групп получить качественное дополнительное образование вне школы.
Какие виды дополнительного образования включены?
В рамках проекта предлагаются различные программы: от кружков и секций по интересам до специализированных образовательных курсов по искусству, науке, технологиям и др.
Сколько стоит участие в программе?
Основная идея проекта заключается в том, чтобы сделать дополнительное образование доступным. Большинство программ бесплатны или предлагаются по сниженной стоимости.
Где я могу найти ближайший ко мне центр или организацию, участвующую в проекте?
Список учреждений и организаций, участвующих в проекте, а также их контактные данные, можно найти на официальном сайте проекта или у местных органов образования.