Содержание
Инклюзивное образование
Инклюзия по своему замыслу контрастирует с советским подходом, когда особенные дети учились отдельно от здоровых: для них создавали интернаты и коррекционные классы. Это способствовало их замыканию визолированном сообществе, откуда практически не было выходов в «большой свет». Идеология же инклюзивного образования подразумевает, что ребенку нужно включиться в социальную жизнь наиболее полно, проводить время и учиться рядом со своими здоровыми сверстниками.
Цель
Такое обучение выстраивается, исходя из того, что ребенок может делать по состоянию здоровья, к чему он стремится, что у него получается, а не с отправной точкой от того, чего он делать не может. Необходимо дать ребенку как образование стандартного уровня, так и типичную социализацию, через которую обычно проходят дети. Одновременно в обществе меняется отношение к людям с ограниченными возможностями. Оно становится более терпимым и открытым.
Особые условия
Ясно, что ребенок с ОВЗ не может просто прийти в общую группу и запросто начать учиться наравне со всеми – для этого нужно создавать специальные условия. Их можно разбить на три блока: среда для самореализации, обеспечение педагогической поддержки и доступности.
Самореализация
Чтобы ребенок учился успешно, ему должно быть интересно и удобно. Этот посыл уже заложен в специфике самого дополнительного образования, которое предполагает меньшее количество детей в группе, практико-ориентированность и более гибкий подход к обучению. В отличие от школьного урока, занятие в клубе или секции сосредоточено на собственных интересах ребенка, и у педагога шире возможности менять план обучения.
Педагогическое сопровождение
Организация дополнительного обучения детей с ОВЗ требует разработки адаптированных образовательных программ, методик, учебных пособий, учебников, вспомогательных ресурсов, подходящих под потребности конкретного ребенка. Все это должно быть доступно в электронном виде.
Это масштабная работа, в которой задействованы все специалисты, необходимые конкретному ребенку для полноценной адаптации к образовательному процессу. Часто это целая команда: психолог, дефектолог, тьютор, соцработник, логопед, педиатр. Фактически в этой работе участвует и администрация заведения, и сотрудники службы безопасности, и соученики.
Доступность
У ребенка должна быть физическая возможность воспользоваться услугами дополнительного образования. Для незрячих и слабовидящих детей создают адаптированные версии официальных сайтов, вешают отдельное расписание занятий контрастным шрифтом, и дублируют его шрифтом Брайля. Для детей с ограничениями слуха устанавливают специальные мониторы, на которых можно субтитрами показывать звуковую информацию.
Детям с ограниченными двигательными возможностями создают условия для доступности и удобства использования всех помещений в здании, где происходит обучение: их оборудуют пандусами, широкими дверями, поручнями, лифтами, низкими стойками (например, в столовых), специальными креслами и другими приспособлениями.
Часто требуются особые технические средства обучения, персональные или групповые. Чтобы воспользоваться ими, иногда ребенку будет нужен ассистент, и его услуги должны быть бесплатными. При необходимости организуют коррекционные занятия, в том числе индивидуальные.
Адаптированные программы
Это те же стандартные программы – того же уровня сложности и с теми же аттестационными требованиями, что и для обычных детей, но при этом они должны позволять учиться ребенку с ограничениями здоровья или ментальными особенностями в своем темпе, с использованием особых технических средств. При этом не имеет значения, проходят ли занятия очно или дистанционно, в группе или индивидуально, в здании учреждения дополнительного образования или на дому.
С методической точки зрения в адаптированную программу дополнительного образования входят:
- содержательная часть – пояснительная записка, учебно-тематический план, планируемые результаты;
- условия реализации программы – организационные и педагогические, способы аттестации. Особенное внимание уделяется календарному графику и методическим материалам.
Формы обучения по адаптированной программе определяет сама образовательная организация. Иногда требуется их корректировать и по длительности, это зависит от индивидуальных рекомендаций, которые дает медико-психологическая комиссия. С детьми работают специалисты по коррекционной педагогике или обычные учителя, которые прошли профильную профессиональную переподготовку.
Программы дополнительного образования для детей с ОВЗ не только способствуют их успешной социальной адаптации, но и меняют отношения между ребенком и педагогом и вообще атмосферу в учебном заведении: повышается уровень понимания людей с особенностями развития, внимания к ним, коммуникационные навыки детей и педагогов. В конечном итоге инклюзия обогащает всех участников образовательного процесса.
Основные документы, регулирующие процесс дополнительного образования детей с ОВЗ:
- Приказ Минобрнауки № 196.
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ (Письмо Минобрнауки № ВК-641/09).